Решение по делу № 2-1782/2023 от 02.03.2023

УИД 16RS0049-01-2023-001696-80

Дело № 2-1782/2023

Учёт 2.150

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

3 мая 2023 года                                    город Казань

Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Шамгунова А.И.,

секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

    Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об устранении нарушений природоохранного законодательства.

    В обоснование иска указано, что Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером №-- с географическими координатами №-- и на земельном участке с кадастровым номером 16:00:000000:1486 с географическими координатами 55.883426 49.119875 осуществлялась незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых, что привело нарушению использования земельных участков, является нарушением природоохранного законодательства.

    Данные земельные участки находятся в границах Авиастроительного района г. Казани.

    Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №-- является «под природный ландшафт».

    Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №-- является «запас». Земельный участок находится в муниципальной собственности г. Казани.

    Истец направил в МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» предостережение от --.--.---- г. №-- о недопустимости нарушения обязательных требований.

    Также истец направил в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и в МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» претензии об устранении нарушений природоохранного законодательства путем проведения рекультивации нарушенных земель, однако до сего времени нарушения природоохранного законодательства не устранены.

    Истец ссылается на то, что у ответчиков в силу норм законодательства, на которые ссылается в исковом заявлении, имеется обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства в отношении использования вышеуказанных земельных участков путем проведения рекультивации земель.

    Истец просил обязать Исполнительный комитет муниципального образования ... ... и МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем проведения рекультивации земель, расположенных по адресу: ... ..., земельный участок с кадастровым номером №-- с географическими координатами №-- и земельный участок с кадастровым номером №-- с географическими координатами №--.

    В ходе разбирательства дела к участию третьими лицами были привлечены: муниципальное казенное учреждение «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования ... ...», муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...».

    В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования.

    Представитель ответчика МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» в судебном заседании исковые требования не признала.

    Представитель третьего лица МКУ «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» с исковыми требованиями не согласилась.

    Ответчик Исполнительный комитет муниципального образования ... ... извещен о времени и месте судебного заседания, представитель не явился.

    Третье лицо МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» извещено о времени и месте судебного заседания, представитель не явился.

    Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится, в том числе: участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населений; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно первому абзацу статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены принципы охраны окружающей среды, в том числе, соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.

Пунктом 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Мероприятия по рекультивации нарушенных земель осуществляются в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления ПравительстваРоссийской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены «Правила проведения рекультивации и консервации земель» (далее – Правила).

    Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно пункту 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 26 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Согласно пункту 17.6 статьи 40 Устава муниципального образования ... ... комитет муниципального образования ... ... осуществляет муниципальный земельный контроль в границах ... ....

В силу пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования ... ... структуру органов местного самоуправления ... ... составляют:

Представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума (Городская Дума),

Глава муниципального образования ... ...,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - исполнительный комитет ... ... (далее - Исполнительный комитет),

контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата ... ... (далее - Контрольно-счетная палата).

По делу установлено, что в ... ... близ ... ... находится земельный участок с кадастровым номером 16:00:000000:566, который относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Видом разрешенного использования земельного участка является «под природный ландшафт».

Также в ... ... находится земельный участок с кадастровым номером №--, который находится в муниципальной собственности ... .... Видом разрешенного использования земельного участка является «запас».

В ходе выездной работы, проведенной с --.--.---- г. по --.--.---- г. сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 16:00:000000:566 (географические координаты №--) и на земельном участке с кадастровым номером №-- (географические координаты №--) неизвестными лицами без оформления лицензии на пользование недрами осуществлялась незаконная разработка карьера, изъятие общераспространенных полезных ископаемых.

Данный факт подтверждается служебной запиской первого заместителя министра Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с приложенными фотоснимками (л.д. 36-40).

Какое лицо (лица) осуществили незаконную разработку карьера и изъятие общераспространенных полезных ископаемых материалами проверки, проведенной Министерствам экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, не установлено. Ответчики суду таких сведений также не предоставили.

    В связи с выявленным фактом нарушения природоохранного законодательства Центральное Территориальное Управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан направило в МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» предостережение от --.--.---- г. №-- о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому администрации было предложено выполнить установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающий качественное состояние земель на земельных участках с кадастровым номером №-- (географические координаты №--) и с кадастровым номером №-- (географические координаты №-- (л.д. 9-10).

    В ответ на данное предостережение МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» в письме от --.--.---- г. №-- сообщило начальнику Центрального Территориального Управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о том, что --.--.---- г. подрядной организацией произведен подбор и вывоз мусора с вышеуказанной территории (л.д. 12-17).

Сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан --.--.---- г. был осуществлен повторный выезд на земельные участки по вышеуказанным координатам, по результатам выезда установлено, что на момент обследования нарушение не устранено.

--.--.---- г. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан направило в Исполнительный комитет муниципального образования ... ... и в МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» претензии об устранении нарушений природоохранного законодательства путем проведения рекультивации нарушенных земель с кадастровым номером №-- (географические координаты №--) и с кадастровым номером №-- (географические координаты №--).

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о наличии у Исполнительного комитета муниципального образования ... ... обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства путем проведения рекультивации земель, расположенных по адресу: ... ..., земельный участок с кадастровым номером №-- (географические координаты №--) и земельный участок с кадастровым номером №-- (географические координаты №--), поскольку в отношении данных земельных участков были допущены нарушения природоохранного законодательства, которые выразились в незаконной разработке карьера, изъятии общераспространенных полезных ископаемых, что привело к ухудшению качества земель, нарушению почвенного слоя, что в силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации влечет необходимость провести рекультивацию земель. Учитывая при этом, что указанные земельные участки в аренду, собственность третьим лицам не передавались, то следует исходить из того, что земельные участки находятся в ведении муниципального образования ... ..., Исполнительный комитет муниципального образования ... ... является исполнительно-распорядительным органом данного муниципального образования, в ведении данного органа муниципальной власти находится осуществление муниципального земельного контроля в границах ... ....

В удовлетворении требований к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» суд отказывает ввиду следующего.

Данный ответчик является территориальным подразделением Исполнительного комитета муниципального образования ... ....

Поскольку вышеуказанными нормативно-правовыми актами обязанность по проведению рекультивации земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, возложена именно на органы местного самоуправления, которым в данном случае является Исполнительный комитет муниципального образования ... ..., то именно на данного ответчика, а не на районную администрацию подлежат возложению заявленные в иске обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    исковое требование Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Исполнительному комитету муниципального образования ... ... об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

    Обязать Исполнительный комитет муниципального образования ... ... в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем проведения рекультивации земель, расположенных по адресу: ... ..., земельный участок с кадастровым номером №-- (географические координаты №--) и земельный участок с кадастровым номером №-- (географические координаты №--).

    В удовлетворении требований к муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья                             Шамгунов А.И.

2-1782/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Ответчики
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
Муниципальное казенное учреждение "Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
Муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани"
Суд
Ново-Савиновский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Шамгунов Алмаз Ильдарович
Дело на странице суда
novo-savinsky.tat.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее