№ 2-678/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Музраевой В.И.,
при секретаре судебного заседания Салалыкиной А.Ю.,
с участием истца Селезнева В.В., представителя истца Уксусовой А.Б., представителя ответчика УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда по доверенности Руденко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селезнева В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда об оспаривании решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Селезнев В.В. обратился в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда об оспаривании решения, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда № от 07 декабря 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по причине отсутствия необходимого специального стажа 25 лет.
При этом, ответчиком не включены в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года, с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года, периоды нахождения в командировках с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года, с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года. Вместе с тем, в указанные периоды времени за истцом сохранялась место работы и средний заработок, данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Кроме того, из педагогического стажа истца, дающего право на страховую пенсию, исключен период работы истца в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года. Однако в указанный период страховые взносы из заработной платы отчислялись в Пенсионный фонд РФ со всех педагогов образовательной организации, истец получал заработную плату, с которой работодателем уплачивались все необходимые взносы в пенсионный орган.
Вместе с тем, по мнению истца, ответчиком незаконно не принят к зачету в специальный стаж период прохождения срочной службы в Вооруженных силах СССР с 13.10.1985 года по 18.12.1987 года.
По указанным основаниям, истец просит суд признать незаконным решение № от 07.12.2018 года Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда в части отказа истцу в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующих периодов работы: с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года – курсы повышения квалификации (5 дней), с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года – курсы повышения квалификации (6 дней), с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года – нахождение в командировке (3 дня), с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года – нахождение в командировке (3 дня), с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года (02 месяца 05 дней) в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе, периода прохождения военной службы по призыву с 13.10.1985 года по 18.12.1987 года (02 года 02 месяца 06 дней), возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, истца периоды работы: с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года – курсы повышения квалификации (5 дней), с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года – курсы повышения квалификации (6 дней), с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года – нахождение в командировке (3 дня), с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года – нахождение в командировке (3 дня), с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года (02 месяца 05 дней) в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе, периода прохождения военной службы по призыву с 13.10.1985 года по 18.12.1987 года (02 года 02 месяца 06 дней), установить право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (выслуге лет), в связи с педагогической деятельностью и назначить пенсии с момента возникновения права на нее, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Селезнев В.В. и его представитель Уксусова А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Краснооктябрьском районе г. Волгограда Руденко Ю.С. в судебном заседании возражала удовлетворению исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Селезнева В.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом № 400-ФЗ. При этом, ранее действующий Закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ (часть 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5, 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Исходя из указанных норм права период нахождения на курсах повышения квалификации, в учебном отпуске, а также командировке, является периодом работы, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений прав работника в результате исполнения приказов работодателя о направлении на повышение квалификации, командировки, учебу, в том числе при решении вопроса о зачете этого времени в специальный стаж.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Селезнев В.В. обратился в УПФ РФ в Краснооктябрьском районе г. Волгограда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Как усматривается из материалов дела, решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда № от 07 декабря 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по причине отсутствия необходимого специального стажа 25 лет.
При этом, указанным решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда №670175/18 от 07 декабря 2018 года принято к зачету в специальный стаж истца 21 год 11 месяцев 00 дней.
Как усматривается из материалов дела, 04.02.2019 года ответчиком принято решение во изменение решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда № от 07 декабря 2018 года, которым принято к зачету в специальный стаж истца 22 года 08 месяцев 25 дней, не принято к зачету 03 года 04 месяца 23 дня.
Оспариваемые истцом периоды не включены в специальный стаж, а именно: с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года – курсы повышения квалификации (5 дней), с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года – курсы повышения квалификации (6 дней), с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года – нахождение в командировке (3 дня), с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года – нахождение в командировке (3 дня), с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года (02 месяца 05 дней) в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе, периода прохождения военной службы по призыву с 13.10.1985 года по 18.12.1987 года (02 года 02 месяца 06 дней) (л.д. 39).
Вместе с тем, суд не может согласиться с решением ответчика в части невключения в специальный стаж Селезнева В.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках.
Согласно части 2 статьи 197 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.
В соответствии с частью 1 статьи 197 Трудового кодекса Российской Федерации работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Таким образом, действующим законодательством РФ предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников, обучающихся на курсах повышения квалификации и гарантии работникам при направлении в служебную командировку.
При этом, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца.
Таким образом, указанные спорные периоды курсов повышения квалификации, нахождения в командировках подлежат включению в льготный стаж Селезнева В.В.
Суд учитывает, что из приведенных выше положений следует, что нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям и не может быть исключено из подсчета стажа.
Судом установлено, что трудовые отношения с истцом во время нахождения его на курсах повышения квалификации и в командировках не прекращались, за ним место работы и заработок в указанные периоды сохранялись, работодателем в Пенсионный фонд производились отчисления, направление истца на курсы осуществлялось по инициативе работодателя и в его интересах.
Таким образом, указанные периоды курсов повышения квалификации и нахождения в командировках подлежат включению в специальный стаж Селезнева В.В.
При таких данных, суд полагает необходимым признать незаконным решение № от 07.12.2018 года Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда в части отказа Селезневу В.В. в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующих периодов работы: с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года – курсы повышения квалификации (5 дней), с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года – курсы повышения квалификации (6 дней), с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года – нахождение в командировке (3 дня), с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года – нахождение в командировке (3 дня), возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, Селезнева В.В. периоды работы: с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года – курсы повышения квалификации (5 дней), с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года – курсы повышения квалификации (6 дней), с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года – нахождение в командировке (3 дня), с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года – нахождение в командировке (3 дня).
Кроме того, истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года (02 месяца 05 дней) в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе.
При этом, суд не усматривает правовых оснований для включения указанного периода работы Селезнева В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по следующим основаниям.В соответствии со ст. 14 Закона № 400-ФЗ и п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий от 02.10.2014 №, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета, истец Селезнев В.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 08.12.1997 года.
Вместе с тем, согласно выписке из лицевого счета, период работы истца с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года (02 месяца 05 дней) в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе отсутствуют на индивидуальном лицевом счете.
В соответствии с ч.9 ст.21 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
УПФР в Краснооктябрьском районе г Волгограда направлены запросы в УПФР в Еланском районе Волгоградской области об оказании содействия в подтверждении характера работы истца за спорный период.
Согласно акту проверки № от 09.10.2018 года, в рамках проведенной проверки установлено, что согласно приказу № от 31.08.1995 года истец Селезнев В.В. принят на работу в качестве руководителя спортивных секций по контракту до 01.09.1996 года, с 14.09.1995 года по 9 разряду. Приказ об увольнении истца не найден, как и приказ о приеме (переводе) в должность учителя.
Как усматривается из указанного акта проверки, имеется косвенный приказ № от 16.08.1999 года по Вязовской средней школы о приеме на работу Дорофеева А.Е. с 16.08.1999г. в качестве учителя физкультуры по срочному договору до 13.11.1999 года вместо учителя физкультуры Селезнева В.В., основание: личное заявление Дорофеева А.Е.
При этом, истец Селезнев В.В. в судебном заседании не отрицал факт того, что Дорофеев А.Е. был принят на должность учителя физкультуры в указанный период времени.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж истца не имеется, поскольку отсутствует документальное подтверждение того обстоятельства, что в спорный период Селезнев В.В. действительно осуществлял работу в качестве учителя физкультуры.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Селезнева В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании незаконным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда об отказе в досрочном назначении страховой пенсии № от 07 декабря 2018 года в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года (02 месяца 05 дней) в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе и возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж указанный период работы истца отказать.
Вместе с тем, истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода прохождения Селезневым В.В. военной службы по призыву с 13.10.1985 года по 18.12.1987 года (02 года 02 месяца 06 дней).
Разрешая указанные требования, суд не усматривает правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по следующим основаниям.
Так, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г., содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
При этом, в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
Поскольку с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Селезнева В.В., как установлено судом, имело место с0 02.11.1992 годаг., то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Таким образом, доводы истца о возможности включения периода службы Селезнева В.В. в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Селезнева В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании незаконным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда об отказе в досрочном назначении страховой пенсии № от 07 декабря 2018 года в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода прохождения военной службы по призыву с 13.10.1985 года по 18.12.1987 года (02 года 02 месяца 06 дней), возложении обязанности включить указанный период в специальный стаж отказать.
Учитывая, что у истца отсутствует необходимый специальный стаж 25 лет, основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на нее, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Селезнева В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о возложении обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с момента возникновения права на нее – отказать.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку неимущественные исковые требования Селезнева В.В. удовлетворены судом частично, то понесённые им расходы на оплату государственной пошлины при подаче иска в размере 300 рублей подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Селезнева В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда об оспаривании решения, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № от 07.12.2018 года Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда в части отказа Селезневу В.В. в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующих периодов работы: с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года – курсы повышения квалификации (5 дней), с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года – курсы повышения квалификации (6 дней), с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года – нахождение в командировке (3 дня), с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года – нахождение в командировке (3 дня).
Возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, Селезнева В.В. периоды работы: с 24.11.2009 года по 28.11.2009 года – курсы повышения квалификации (5 дней), с 21.10.2013 года по 26.10.2013 года – курсы повышения квалификации (6 дней), с 13.05.2015 года по 15.05.2015 года – нахождение в командировке (3 дня), с 17.05.2017 года по 19.05.2017 года – нахождение в командировке (3 дня).
В удовлетворении остальной части исковых требований Селезнева В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании незаконным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда об отказе в досрочном назначении страховой пенсии № от 07 декабря 2018 года в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 16.08.1999 года по 20.10.1999 года (02 месяца 05 дней) в должности учителя физкультуры в Вязовской средней школе, периода прохождения военной службы по призыву с 13.10.1985 года по 18.12.1987 года (02 года 02 месяца 06 дней), возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права – отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда в пользу Селезнева В.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 12 марта 2019 года.
Председательствующий В.И. Музраева