РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2017 года г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Пузановой П.Ф.,
при секретаре Горяевой Т.Н.,
с участием: прокурора Лукояновского района Нижегородской области Щербаковой О.А.,
представителя административного истца ФКУ ИК-20 начальника отряда Валькова В.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, административного ответчика Соколова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» к Соколову И.А. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (далее ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Соколову И.А. об установлении административного надзора указывая, что Соколов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в исправительной колонии №20 по приговору Сосновского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступления. В период отбывания наказания характеризуется удовлетворительно.
ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области просит установить административный надзор в отношении Соколова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет и установить ему следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в надзирающий орган по месту жительства после освобождения; запрещение выезда за пределы территории обслуживания надзирающего органа без его уведомления; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в определенное время суток; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК – 20 ГУФСИН России по Нижегородской области Вальков В.Н., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал, указывая, что Соколов И.А. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, характеризуется удовлетворительно и заслуживает установления в отношении него административного надзора и административных ограничений, указанных в заявлении.
Административный ответчик Соколов И.А. в судебном заседании указал, что не согласен с административным исковым заявлением, против установления ему административного надзора и административных ограничений, поскольку наказание по приговору ему вынесено в виде лишения свободы без ограничения свободы, чем фактически является административный надзор. Считает, что оснований для установления ему административного надзора не имеется.
Выслушав в судебном заседании объяснения представителя административного истца Валькова В.Н., административного ответчика Соколова И.А., изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, выслушав заключение прокурора Лукояновского района Щербаковой О.А., считавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и правовой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона РФ №64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изменениями внесенными Федеральным законом №432-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ): «1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи…
3. В отношении лица, указанного в ч. 1 указанной статьи, административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: «1. В отношении поднадзорного лица могут быть установлены следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
2. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным».
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ №64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, распространяется на отношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ. Поскоку Соколов И.А. совершил преступление, осужден и освобождается из мест лишения свободы после указанной даты, то на него распространяется действие указанного Закона.
Также судом учитывается, что правовая природа административного надзора и уголовного наказания в виде ограничения свободы различны и регулируются разными отраслями права.
Установлено, что Соколов И.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области по приговору Сосновского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Из приговора Сосновского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Соколов И.А. отбывает наказание за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, в виде лишения свободы сроком 3 года, без штрафа и без ограничения свободы, в колонии строгого режима.
Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ совершенное Соколовым И.А., в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
Как указано в приговоре, преступление совершено при опасном рецидиве.
Следовательно, Соколов И.А. является лицом, в отношении которого установление административного надзора, в соответствии с указанным Законом, является обязательным.
В данном случае признание лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не является обязательным условием для установления административного надзора.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: «1.Административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания».
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом положений ст. 15 УК РФ и сведений о квалификации преступления из приговора, административный надзор в отношении Соколова И.А. должен быть установлен на срок 8 лет, поскольку согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении <данные изъяты> лет после отбытия наказания. Поскольку преступление Соколовым И.А. совершено после вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что применению в данном случае подлежит Закон в действующей редакции.
При установлении административных ограничений суд исходит из цели обеспечения основных задач административного надзора, установленных ст. 2 Закона, а именно: предупреждение совершения лицом, в отношении которого устанавливается надзор, преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом, в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», судом учитывается характер и степень общественной опасности совершенного Соколовым И.А. преступления, личность осужденного, его поведение за весь период отбывания наказания, семейное положение, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Установлено, что Соколов И.А. холост, несовершеннолетних детей не имеет; инвалидности не имеет, трудоспособен.
Соколов И.А. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления против собственности.
Согласно характеристике администрации исправительного учреждения, утвержденной начальником ФКУ ИК-20, от ДД.ММ.ГГГГ, осужденный Соколов И.А. за время отбывания срока наказания характеризуется удовлетворительно.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях от ДД.ММ.ГГГГ, Соколов И.А. за период отбывания наказания имеет 4 поощрения от администрации учреждения, имел 3 взыскания, два из которых сняты в порядке поощрения, одно погашено в установленном законом порядке.
Как следует из приговора, до осуждения Соколов И.А. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>.
Согласно справке исправительного учреждения, Соколов И.А. согласно его заявлению, после освобождения намерен выехать по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Соколов И.А. указал, что не решил, где будет проживать после освобождения из мест лишения свободы.
Суд также учитывает, что административные ограничения согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливаются не только по месту жительства поднадзорного лица, но и по месту его пребывания.
При учете изложенного, суд определяет следующие административные ограничения в отношении поднадзорного лица:
1) обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
2) запрещение выезда за пределы субъекта Российской Федерации, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов;
4) запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Суд считает указанные виды административных ограничений эффективными и достаточными для достижения целей административного надзора.
Руководствуясь Федеральным законом РФ № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 180, 272, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» к Соколову И.А. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Соколова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет за вычетом срока истекшего после отбывания наказания.
Срок административного надзора в отношении поднадзорного исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Соколова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административные ограничения:
1) обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
2) запретить выезд за пределы субъекта Российской Федерации, являющегося
местом жительства или пребывания поднадзорного лица;
3) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом
жительства или пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов;
4) запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия через Лукояновский районный суд.
П.П. Судья – П.Ф. Пузанова
Копия верна: Судья – П.Ф. Пузанова