Дело № 12-227/20
УИД 25 RS0010-01-2020-003031-03
РЕШЕНИЕ
05 августа 2020 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,
с участием прокурора Щербатюк Д.А.,
рассмотрев жалобу КГУП «Примтеплоэнерго» на постановление начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства Гришина Д.В. от 19.05.2020 года № 07/48 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ в отношении юридического лица КГУП «Примтеплоэнерго»,
УСТАНОВИЛ
Постановлением Приморского ТУ Росрыболовства от 19.05.2020 № 07/48 КГУП «Примтеплоэнерго» привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, КГУП «Примтеплоэнерго» обратилось в суд с жалобой, в которой указано на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник КГУП «Примтеплоэнерго» Карика Д.В. доводы жалобы полностью поддержал, дополнив, что по данному факту КГУП «Примтеплоэнерго» на основании постановления Росрыболовства от 02.06.2020 № 07/60 уже привлечено к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. В связи с чем, в данном случае подлежат применению положения ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ, согласно которым при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. При указанных обстоятельствах, поскольку санкция ст. 8.38 КоАП РФ предусматривает назначение более строгого наказания, чем санкция ст. 8.33 КоАП РФ и предприятию постановлением Росрыболовства от 02.06.2020 уже назначено наказание по ст. 8.38 КоАП РФ, просил постановление Росрыболовства в отношении КГУП «Примтеплоэнерго» от 19.05.2020 года № 07/48 по настоящему делу отменить, производство по делу прекратить.
Начальник Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства Гришин Д.В. в суде пояснил, что постановление вынесено законно и обоснованно, так как вина Общества подтверждена доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Судья, выслушав защитника КГУП «Примтеплоэнерго», должностное лицо, чьё постановление оспаривается, мнение прокурора, полагавшего постановление законным и обоснованным, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.33 КоАП РФ, признается нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Из представленных материалов дела установлено, что в ходе проверки информации Единой дежурной диспетчерской службы МКУ управления ГО и ЧС Находкинского городского округа от 14.03.2020 о разливе мазута, загрязнения им почвы земельного участка, прилегающего к предприятию, а также акватории озера Соленого в г. Находке, проведенной в отношении юридического лица – КГУП «Примтеплоэнерго», осуществляющего деятельность на опасном производственном объекте III класса опасности «Склад ГСМ ТСУ-2 филиала «Находкинский» по адресу: г. Находка, ул. Красноармейская, 21 «а», в период с 14.03.2020 по 10.04.2020 Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения Амурского бассейнового природоохранного прокурора от 14.03.2020 № 21, с привлечением специалистов Приморского территориального управления Росрыболовства, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Дальневосточного управления Ростехнадзора, было установлено, что в нарушение ст.ст. 22, 42 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ч. 1, ч. 3 ст. 50, ст. 52 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п.п. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, п.п. 7.13, 7.15, 7.37, 7.40, 6.21, 6.37, 7.9 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232, КГУП «Примтеплоэнерго» в результате разгерметизации емкости с топочным мазутом объемом 3000 м3 на опасном производственном объекте «Склад ГСМ ТСУ-2 филиала «Находкинский» допустило загрязнение мазутом почвы в Находкинском городском округе и водной среды, имеющего гидрологическую связь с Японским морем озера Соленого.
В связи с выявленными нарушениями 17.04.2020 Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором Андронович Е.К. в отношении КГУП «Примтеплоэнерго» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ.
В ходе осмотра 14.03.2020 территории, прилежащей к акватории озера Соленого в Находкинском городском округе вблизи от места хранения Находкинским филиалом КГУП «Примтеплоэнерго» нефтепродуктов (мазута) по адресу: г. Находка, ул. Красноармейская, 24, было установлено, что на территории земельных участков, прилегающих к котельной КГУП «Примтеплоэнерго» имеются разливы темной жидкости густой консистенции с характерным запахом нефтепродуктов. Направление подтеков идет от места хранения нефтепродуктов КГУП «Примтеплоэнерго» по склону до низменности рельефа в озеро Соленое. Земельные участки покрыты сухой травянистой растительностью и деревьями. Акватория озера покрыта льдом. Имеются следы проникновения нефтепродуктов на ледовое покрытие и под лед. На момент осмотра производились работы по очистке земельного участка и акватории от нефтепродуктов. Площадь загрязнения акватории превышает 600 м2, площадь загрязнения почвы в водоохранной зоне озера превышает 300 м2, расчет площади загрязненной почвы не завершен, будет представлен позже. На прилежащей территории на въезде к местам загрязнения нефтепродуктами в отсутствие твердого покрытия (на грунте) без защиты от воздействия атмосферных осадков размещены отвалы отходов производства и потребления (шины автомобильные отработанные, старая мебель, использованная пластиковая и картонная тара, использованные пакеты) объемом свыше 10 м3.
О чем составлен акт осмотра от 14.03.2020 и произведены фото и видеосъемка территории и акватории, загрязненной нефтепродуктами.
На основании постановления Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства от 19.05.2020 № 07/48 юридическое лицо – КГУП «Примтеплоэнерго» за указанное нарушение привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом Росрыболовства при рассмотрении дела была дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вина КГУП «Примтеплоэнерго» в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, должностным лицом Росрыболовства при рассмотрении дела установлены правильно в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Обоснованность привлечения КГУП «Примтеплоэнерго» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ сомнения не вызывает, поскольку совокупность имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о допущенных Обществом нарушениях природоохранного законодательства.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях КГУП «Примтеплоэнерго» состава административного правонарушения, несостоятельны.
Целями статьи 8.33 КоАП РФ являются охрана животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции животных. Сфера действия данной статьи охватывает разнообразную деятельность производственного характера (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика), оказывающую влияние на среду обитания животных.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральным законом "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 22 Федерального закона «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 50 названного Федерального закона).
В соответствии с п.п. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, в число мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания входит предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Между тем, вопреки вышеуказанным нормам законодательства КГУП «Примтеплоэнерго» не предупредило загрязнение мазутом озера Соленого, являющегося местом обитания амурского сазана, серебряного карася, амурского сама и других видов рыб, относящегося к водоемам второй категории рыбохозяйственного значения.
Согласно п.п. 7.13, 7.15 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232, (далее – Правил) по периметру каждой группы наземных резервуаров должны быть замкнутое земляное обвалование шириной по верху не менее 0,5 м или ограждающая стена из негорючих материалов, рассчитанные на гидростатическое давление разлившейся жидкости. При завершении ремонтных работ обвалование должно быть очищено от подсыпанного для переезда грунта и восстановлено, если было нарушено. Без выполнения настоящего требования эксплуатация резервуаров не допускается.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства КГУП «Примтеплоэнерго» допустило эксплуатацию группы наземных резервуаров РВС № 6 и РСВ № 5 опасного производственного объекта «Склад ГСМ ТСУ-2 филиала «Находкинский» с нарушенным обвалованием по периметру; на момент проверки земляное обвалование нарушено в двух местах, а именно: со стороны автомобильной дороги к группе резервуаров обвалование отсутствовало; со стороны котельной прорыта траншея на всю высоту обвалования.
Согласно п.п. 7.37, 7.40 Правил резервуары зачищают при необходимости смены сорта хранящегося нефтепродукта, освобождения от отложений, высоковязких осадков с наличием минеральных загрязнений, ржавчины и воды; для подготовки к ремонтным работам, а также при проведении полной комплексной дефектоскопии. На осуществление работ по очистке резервуара оформляется наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности по установленной форме.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм на день проверки КГУП «Примтеплоэнерго» не представлены оформленные по установленной форме наряды-допуски на выполнение работ повышенной опасности по очистке резервуаров.
В соответствии с п. 6.21 Правил температура подогрева нефтепродуктов в резервуарах не должна превышать 90 °C и должна быть ниже температуры вспышки паров нефтепродуктов в закрытом тигле не менее чем на 35 °C. За температурой подогрева нефтепродуктов должен быть установлен постоянный контроль.
Вместе с тем, постоянный контроль за температурой подогрева нефтепродуктов в резервуаре РВС-3000 № 6 КГУП «Примтеплоэнерго» не установлен.
В соответствии с п. 6.37 Правил с целью контроля за герметичностью пароподогревателей и предотвращения обводнения нефтепродукта необходимо постоянно наблюдать за чистотой вытекающего конденсата.
В нарушение указанной нормы с целью контроля за герметичностью пароподогревателей в резервуаре РВС-3000 № 6 и предотвращения обводнения мазута постоянное наблюдение за чистотой вытекающего конденсата КГУП «Примтеплоэнерго» не установлено.
В соответствии с п. 7.9 Правил размещение резервуаров в резервуарных парках осуществляется по проекту, разработанному проектной организацией.
Вопреки указанной норме проект, разработанный проектной организацией, на размещение резервуаров в резервном парке опасного производственного объекта «Склад ГСМ ТСУ-2 филиала «Находкинский», отсутствует.
Статьей 52 Федерального закона N 166-ФЗ предусмотрено, что лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица Росрыболовства, рассматривающего дело об административном правонарушении, о том, что действия (бездействие) КГУП «Примтеплоэнерго» образуют состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, является обоснованным.
Относительно довода КГУП «Примтеплоэнерго» о том, что прямой причинно-следственной связи между нарушением целостности обвалования резервуара и загрязнения нефтепродукта нет, т.к. разрушение обвалования произошло в результате внезапно возникшей аварийной ситуации, и разлив мазута произошел за пределы обвалования, следует отметить, что земляное обвалование не выдержало разлив нефтепродуктов и разрушилось в результате аварийной ситуации, на что также указано в жалобе КГУП «Примтеплоэнерго».
Таким образом, КГУП «Примтеплоэнерго» подтверждено, что земляное обвалование не соответствовало требованиям безопасности, а именно п.п. 7.13, 7.15 Правил, поскольку не рассчитано на гидравлическое давление разлившейся жидкости, что привело к загрязнению среды обитания водных биоресурсов.
Доводы жалобы КГУП «Примтеплоэнерго» о том, что в ходе расследования уголовного дела по факту разлива мазута причины возникновения аварийной ситуации не установлены, в связи с чем, сделать выводы о наличии или отсутствии в чьих либо действиях нарушений в настоящее время не представляется возможным, не свидетельствуют об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у КГУП «Примтеплоэнерго» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого ст. 8.33 КоАП РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а привлечение к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, не исключает возможности привлечения виновного в совершении противоправных действий (бездействия) физического лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 250 Уголовного кодекса РФ.
Что касается доводов КГУП «Примтеплоэнерго» о не рассмотрении административным органом ходатайства юридического лица о прекращении производства по делу, поданного на момент рассмотрения дела.
Принимая решение по делу должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, на основании ст. 26.11 КоАП РФ, оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу в их совокупности.
Таким образом, доверяя имеющимся в административном материале доказательствам, оценив их в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, посчитал их достоверными, допустимыми и достаточными для вынесения постановления по делу о привлечении КГУП «Примтеплоэнерго» к административной ответственности.
При этом, вопреки утверждениям заявителя, в представленным материалах дела (л.д. 61 – 64) имеются возражения КГУП «Примтеплоэнерго» с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Ссылка защиты на возможность применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и прекращении производства по настоящему делу представляется несостоятельной, поскольку вопреки позиции КГУП «Примтеплоэнерго», им совершены несколько действий (бездействия), составляющих различные признаки объективных сторон административных правонарушений, составы которых независимы друг от друга, в силу чего применение норм части 2 статьи 4.4 КоАП РФ невозможно.
При указанных обстоятельствах, оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется и поводы к его отмене отсутствуют, наказание КГУП «Примтеплоэнерго» назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ст. 8.33 КоАП РФ, минимальное и в пределах срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены законного и обоснованного постановления и прекращения производства по делу, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства Гришина Д.В. от 19.05.2020 года № 07/48 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ в отношении юридического лица КГУП «Примтеплоэнерго» оставить без изменения, жалобу КГУП «Примтеплоэнерго» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Елистратова О.Б.