Решение по делу № 33-5131/2023 от 13.06.2023

Судья Щипанов И.А. Дело № 11RS0002-02-2022-001147-09 (№ 2-2-55/2023 г.)

(№ 33-5131/2023г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Щелканова М.В.

при секретаре Калинкович И.С.

рассмотрела в судебном заседании 19 июня 2023 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Северный город» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 января 2023 года, по которому

иск представителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к Обществу с ограниченной ответственностью «Северный город» о возложении обязанности выполнить определенные действия, удовлетворен;

обязано ООО «Северный город» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему исковому заявлению обеспечить:

- техническую исправность/наличие контрольно-измерительных приборов (в узлах управления тепловодоснабжением и до запорной арматуры, установленной на вводе в здание теплопровода центрального отопления) в многоквартирном доме <Адрес обезличен>;

- поверку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых многоквартирных домах <Адрес обезличен>;

с Общества с ограниченной ответственностью «Северный город» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Представитель Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) обратился в суд с иском к ООО «Северный город» об обязании в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по данному иску обеспечить техническую исправность/наличие контрольно-измерительных приборов (в узлах управления тепловодоснабжением и до запорной арматуры, установленной на вводе в здание теплопровода центрального отопления) в многоквартирном доме <Адрес обезличен>; поверку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах <Адрес обезличен>, указав в обоснование требований, что в нарушение требований подпунктов «з», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290, пунктов 2.6.5 и 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, ООО «Северный город», являясь управляющей организацией указанных многоквартирных домов, не обеспечило техническую исправность/наличие контрольно-измерительных приборов (в узлах управления тепловодоснабжением и до запорной арматуры, установленной на вводе в здание теплопровода центрального отопления) и общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, что свидетельствует о готовящихся или возможных нарушениях лицензионных требований в отсутствие данных о причинении или создании угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В целях устранения указанных нарушений Государственной жилищной инспекцией по г.Воркуте Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) ответчику объявлено предостережение <Номер обезличен> от 9 сентября 2022 года, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель третьего лица АО «Коми энергосбытовая компания» исковые требования поддержал.

Представитель истца Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), представитель ответчика ООО «Северный город», извещенные надлежащим образом, в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО «Северный город» не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Северный город»» осуществляет управление многоквартирными домами <Адрес обезличен> на основании договоров управления многоквартирными домами <Номер обезличен> от 1 июля 2022 года и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами <Номер обезличен> от 21 февраля 2022 года (л.д. 10-57,58,59).

... Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) на основании письма АО «Коми энергосбытовая компания» <Номер обезличен> от 5 сентября 2022 года о ненадлежащем исполнении управляющими организациями обязанностей по подготовке коммунальной инфраструктуры и жилого фонда к отопительному сезону 2022-2023 годов осуществлен региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением ООО «Северный город» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В ходе проверки ... выявлены нарушения, выразившиеся в том, что: в многоквартирном доме <Адрес обезличен> не введен в эксплуатацию (не проверен) общедомовой прибор учета тепловой энергии и не проведена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры; в многоквартирном доме <Адрес обезличен> не введен в эксплуатацию (не проверен) общедомовой прибор учета тепловой энергии; в многоквартирном доме <Адрес обезличен> отсутствуют (неисправны) контрольно-измерительные приборы в узле управления тепловодоснабжением, отсутствуют (неисправны) контрольно-измерительные приборы до запорной арматуры, установленной на вводе в здание теплопровода центрального отопления, и не проведена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры; в многоквартирном доме <Адрес обезличен> не введен в эксплуатацию (не проверен) общедомовой прибор учета тепловой энергии и не проведена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры; в многоквартирном доме <Адрес обезличен> не введен в эксплуатацию (не проверен) общедомовой прибор учета тепловой энергии и не проведена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры; в многоквартирном доме <Адрес обезличен> не введен в эксплуатацию (не проверен) общедомовой прибор учета тепловой энергии и не проведена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры; в многоквартирном доме <Адрес обезличен> не введен в эксплуатацию (не поверен) общедомовой прибор учета тепловой энергии; в многоквартирном доме <Адрес обезличен> не введен в эксплуатацию (не проверен) общедомовой прибор учета тепловой энергии и не проведена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры.

По результатам проверки в адрес ООО «Северный город» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <Номер обезличен> от 9 сентября 2022 года, которым ответчику предложено обеспечить в данных многоквартирных домах соблюдение требований подпунктов «а», «д», «ж» пункта 10, подпунктов «з», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, пункта 18 Минимального перечня Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290, пунктов 2.6.5, 5.2.1, 5.2.24, 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (техническая исправность контрольно-измерительных приборов; осмотры, техническое обслуживание запорной арматуры; осмотры, техническое обслуживание, поверка коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии) (л.д.8,9,64,65).

На предостережение ООО «Северный город» направило в ... письмо за исх.<Номер обезличен> от 7 октября 2022 года, в котором сообщило о том, что по общедомовым приборам учета тепловой энергии, установленным в многоквартирных домах <Адрес обезличен> ООО «Северный город» направило письмо конкурсному управляющему ООО ... о выдаче проектной документации и паспортов на общедомовые приборы учета; в многоквартирных домах <Адрес обезличен> Обществом проведена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры и восстановлена циркуляция в системах горячего водоснабжения и отопления; работы по установке в многоквартирном доме <Адрес обезличен> контрольно-измерительных приборов запланированы в рамках проведения работ по подготовке к осенне-зимнему периоду 2023-2024 годов (л.д. 69,70).

Установив указанные обстоятельства, суд удовлетворил исковые требования, исходя из того, что ООО «Северный город» уклоняется от выполнения предостережения ... <Номер обезличен> от 9 сентября 2022 года, направленного на защиту прав и законных интересов собственников и иных владельцев жилых помещений, чем нарушает возложенную на управляющую организацию в соответствии со статьями 161,162 Жилищного кодекса РФ обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества указанных многоквартирных домов.

Вывод суда является верным, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Из пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт «а»); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт «б»); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт «г»); постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункт «д»).

Согласно пункту 6 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе: подготовку этого имущества к сезонной эксплуатации; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» (подпункты «з», «к» пункта 11 Правил № 491).

Таким образом, в состав обязанностей ООО «Северный город» входит обязанность по надлежащему содержанию и ремонту внутридомовой системы отопления указанных выше многоквартирных домов, в том числе подготовка этого имущества к сезонной эксплуатации.

В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ постановлением от 3 апреля 2013 года № 290 утвердило Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения, согласно пункту 18 которого к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных дома относятся, в том числе проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета.

Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила № 170) в целях обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно пункту 5.2.24 Правил на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя); контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.

При подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в ломах, системы отопления, вентиляции). Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования (пункт 2.6.5 Правил № 170).

В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

Согласно пункту 73 указанных Правил перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации.

В силу пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, готовность потребителей тепловой энергии к отопительному периоду определяется, в том числе, наличием и работоспособностью приборов учета, работоспособностью автоматических регуляторов при их наличии.

Пунктом 2.6.3 Правил № 170 предусмотрено, что работы по подготовке к эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме должны быть завершены до 1 сентября.

В силу пункта 2.6.10 Правил № 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том чисел наличием: актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий.

Из материалов дела следует, что многоквартирные дома <Адрес обезличен> не были надлежащим образом готовы к отопительному сезону 2022-2023 годов в связи с невыполнением управляющей организацией ООО «Северный город» обязательных требований, предусмотренных подпунктами «з», «к» пункта 11 Правил № 491, пункта 18 Минимального перечня № 290, пунктов 2.6.5, 5.2.24 Правил № 170, выполнение которых необходимо для исполнения ответчиком обязанности по надлежащему содержанию и ремонту внутридомовой системы отопления указанных выше многоквартирных домов, в том числе подготовке этого имущества к сезонной эксплуатации.

Нарушения требований в части не проведения проверки исправности, работоспособности, регулировки и технического обслуживания запорной арматуры ответчиком устранены (л.д.69,70).

Доказательств того, что работы по установке контрольно-измерительных приборов в многоквартирном доме <Адрес обезличен> включены ответчиком в план работы по подготовке многоквартирных домов к осенне-зимнему периоду 2023-2024 годов и ООО «Северный город» принимаются реальные меры по обеспечению технической исправности контрольно-измерительных приборов (в узлах управления тепловодоснабжением и до запорной арматуры, установленной на вводе в здание теплопровода центрального отопления), обеспечению поверки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в указанных многоквартирных домах, ответчиком в материалы дела не представлено.

В связи с изложенным, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, обоснованно удовлетворил исковые требования и обязал ООО «Северный город» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу обеспечить техническую исправность/наличие контрольно-измерительных приборов (в узлах управления тепловодоснабжением и до запорной арматуры, установленной на вводе в здание теплопровода центрального отопления) в многоквартирном доме <Адрес обезличен>, поверку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах <Адрес обезличен>.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерном возложении судом на ответчика обязанности по обеспечению поверки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, в связи с тем, что факт наличия укомплектованных общедомовых приборов учета на день принятия ответчиком в управление указанных многоквартирных домов судом первой инстанции не устанавливался, однако по результатам проведенного ООО «Северный горд» осмотра было установлено, что общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах разукомплектованы до заключения договоров управления с ООО «Северный город» и не эксплуатировались, что подтверждается приложенными к апелляционной жалобе документами, а обязанность по установке и вводу общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя возложена законом на ресурсоснабжающую организацию, отклоняются как несостоятельные.

Исходя из положений пункта 11 статьи 2, пункта 7 статьи 9, пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта «и» пункта 6 Правил № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом

Приказом Министерства и строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 98/пр от 15 февраля 2017 года утверждены примерные формы перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использовании энергетических ресурсов в многоквартирном доме.

Данным перечнем в системе отопления рекомендовано мероприятие по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, исполнителем которого является управляющая организация.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491 содержание многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Согласно пункту 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290, в указанный перечень работ включена проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.

Из приведенных правовых норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома; обязанность по обеспечению установки и ввода общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

В соответствии с пунктами 53 и 54 указанных Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 (далее – Правила № 1034), ввод в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, осуществляется комиссией в составе: а) представитель владельца источника тепловой энергии; б) представитель смежной теплосетевой организации; в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии соответствующие документы.

Согласно пункту 57 Правил № 1034 при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется; пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации. Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58 указанных Правил).

В силу пункта 60 Привал № 1034 перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 - 59 настоящих Правил.

Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «к» пункта 11 Правил № 491, пунктов 53-60 Правил № 1034.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Соответственно, бремя доказывания надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию и сохранности общего имущества многоквартирного дома лежит на управляющей организации.

Указанные положения гражданского процессуального законодательства разъяснялись судом первой инстанции сторонам в определении от 23 ноября 2022 года о принятии искового заявления к производству суда, подготовке и назначении дела к судебному разбирательству, которое было получено ответчиком заблаговременно до судебного заседания (л.д.2,98).

Однако, как указывалось ранее, доказательств надлежащего исполнения обязанностей по обеспечению технической исправности/наличия общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах <Адрес обезличен> ответчиком суду первой инстанции не представлено.

Приложенные ответчиком к дополнению к апелляционной жалобе документы: письмо ООО «Северный город», адресованное ... от 1 марта 2023 года за исх.<Номер обезличен>; акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета <Номер обезличен> от 6 марта 2023 года; письмо ООО «Северный город», адресованное ... от 22 февраля 2023 года за исх. <Номер обезличен> с приложением двух актов ООО «Северный город» от 12 октября 2022 года получены ответчиком после вынесения решения суда. Доказательств невозможности получения указанных документов до принятия решения по делу, ответчиком суду апелляционной инстанции не представлено, поэтому данные документы в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств по делу.

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно возложил на ООО «Северный город» обязанность по обеспечению поверки и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых многоквартирных домах <Адрес обезличен>.

Доводы апелляционной жалобы о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в необоснованном принятии к производству суда искового заявления Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), права и законные интересы которой нарушены не были, и которая при подаче не выполнила требование статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ о направлении ответчику документов, приложенных к исковому заявлению, основаны на ошибочном толковании норм права и опровергаются материалами дела.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В Положении «О Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)», утвержденном постановлением Правительства Республики Коми от 22 декабря 2015 года № 541, установлено, что Служба является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Коми, которая имеет территориальные органы - инспекции (структурные подразделения), в частности инспекции по жилищному надзору, не являющиеся юридическими лицами, и исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Службы.

В силу указанных выше положений частей 1 и 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 10 Правил № 491 каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с содержанием общего имущества дома, соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарным правилам и соответствующим требования иных нормативно-правовых актов.

Из текста искового заявления следует, что поводом для обращения представителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)» в суд с иском к управляющей организации ООО «Северный город» послужили выявленные в результате проверки, проведенной ... Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), нарушения управляющей организацией обязательных требований, необходимых на надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, в том числе подготовке этого имущества к сезонной эксплуатации, которые ООО «Северный город» не устраняются.

Таким образом, истец, предъявляя в суд исковые требования к ООО «Северный город», фактически действовал в интересах собственников и других владельцев помещений в многоквартирных домах как уполномоченный орган на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора).

В связи с этим исковое заявление правомерно принято судом к производству.

В соответствии с пунктом 6 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ при обращении в суд с иском к исковому заявлению прилагается уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде.

Согласно материалам дела на момент обращения представителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в суд с настоящим иском приложенные к исковому заявлению документы имелись у ответчика, поэтому основания для оставления иска без движения, на что указано в апелляционной жалобе, у суда отсутствовали.

Заявленное ответчиком ходатайство об обязании истца направить ООО «Северный город» копии приложенных к иску документов рассмотрено судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом указанных выше обстоятельств было обоснованно отклонено, о чем имеется соответствующее определение суда, занесенное в протокол судебного заседания согласно части 2 статьи 224 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности и подсудности спора арбитражному суду.

Согласно части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений приведенных правовых норм, основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подсудности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора, возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в связи с осуществлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями соответствующей предпринимательской или иной экономической деятельности.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что спор между сторонами связан с ненадлежащим исполнением управляющей организации обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирных домов, которые возникли у ООО «Северный город» перед потребителями его услуг на основании норм жилищного законодательства. В связи с этим, спор не носит экономического характера и не подсуден арбитражному суду. Нарушения правил подсудности судом первой инстанции не допущено.

В связи с изложенным, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

В удовлетворении ходатайства ООО «Северный город» о приобщении в качестве дополнительных доказательств по делу письма ООО «Северный город» от 1 марта 2023 года исх.<Номер обезличен>, актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета ..., письма ООО «Северный город» от 22 февраля 2023 года за исх. <Номер обезличен> с приложением двух актов ООО «Северный город» от 12 октября 2022 года отказать.

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Северный город» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июня 2023 года.

33-5131/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Государственная жилищная инспекция по г. Воркуте Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
Ответчики
ООО Северный город
Другие
АО Коми энергосбытовая компания
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Теплякова Е.Л.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2023Передано в экспедицию
19.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее