Дело № 2-391/2014
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием представителя должника Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле заявление Администрации Кизеловского муниципального района об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ситдиковой О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации Кизеловского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере № рублей за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Кизеловским городским судом, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № № о предоставлении социальной выплаты семье ФИО1 в составе двух человек.
Администрация Кизеловского муниципального района обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ года. Исходя из позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении № 13-П от 30.07.2001 года, исполнительский сбор это мера штрафной публичной ответственности, которая не может применяться автоматически в силу неисполнения требований судебного акта должником, поскольку при взыскании исполнительского сбора должностное лицо службы судебных приставов обязано выяснить все обстоятельства, препятствующие совершению должником определенных исполнительных действий, в том числе, непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей. В рамках исполнительного производства Администрацией Кизеловского муниципального района службе судебных приставов была предоставлена информация о принимаемых мерах по исполнению судебного решения. Администрация не смогла исполнить судебное решение в установленный пятидневный срок в силу следующего. Включение в список граждан, подлежащих переселению, происходит на Наблюдательном совете. Протокол Наблюдательного совета согласуется в г. Москва с ГУРШ и Министерством энергетики РФ. После согласования формируется список на финансирование для предоставления социальных выплат с учетом поступления межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию программы. Ближайшее заседание Наблюдательного совета планируется в конце ноября 2014 года. Согласно Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, финансирование социальных выплаты в рамках содействия гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам этих городов и поселков. Объем финансирования на предоставление социальных выплат с учетом остатка прошлых лет в 2014 году составил № рублей, сумма освоенных средств- № рублей, остаток на ДД.ММ.ГГГГ года- № рублей. Размер социальной выплаты на одного человека на сегодняшний день составляет № рублей. Средства федерального бюджета на 2015-2016 года на указанные цели не предусмотрены.
В судебном заседании представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. на заявленных требованиях и доводах, изложенных в заявлении, настаивает, дополнительно пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ года. Первая часть решения суда о включении семьи ФИО1 в составе двух человек в Список на переселение фактически исполнена должником до возбуждения исполнительного производства путем включения в список на Наблюдательном совете при Администрации Кизеловского муниципального района. Протокол Наблюдательного совета был направлен в Министерство энергетики РФ для согласования в начале марта 2014 года, но в июне 2014 года документы были возвращены без утверждения. Из письма Министерства энергетики РФ от октября 2014 года следует, что причиной этому послужило ограниченное финансирование по Программе. На обращение главы Администрации Кизеловского муниципального района в июне 2014 года по поводу выделения дополнительных средств для исполнения решений суда Министерством энергетики РФ был дан отрицательный ответ. Кроме того, Администрация обращалась в Арбитражный суд г. Москвы за взысканием денежных средств с Министерства финансов РФ для исполнения решений суда за второе полугодие 2011 года по май 2014 года, исковые требования были удовлетворены, в настоящее время решения суда обжалованы. Считает, что должник не имел возможности исполнить требования исполнительного документы в срок, установленный для добровольного исполнения: пять дней, в силу независящих от него обстоятельств, но принимал меры для получения денежных средств федерального бюджета.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ситдикова О.Ю. не явился, надлежащим образом извещены о дне слушания дела, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание взыскатели ФИО1, ФИО2 не явились, надлежащим образом извещены о дне слушания дела, посредством телефонограммы заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав доводы должника, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что в данном случае Администрацию Кизеловского муниципального района следует освободить от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что по вступившему в законную силу решению Кизеловского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Кизеловского муниципального района возложены следующие обязанности: включить ФИО1 и ФИО2 в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности и выделить семье, состоящей из двух человек: ФИО1 и ФИО2, социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения семьи в избранный для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, на основании чего, взыскателю ФИО1 выдан исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ года, который предъявлен им для принудительного исполнения в Отдел судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, которое поступило в Администрацию Кизеловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года. Указанным постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней, при этом, орган местного самоуправления предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, в срок, предоставленный для добровольного исполнения, без уважительных причин, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере № рублей.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации Кизеловского муниципального района взыскан исполнительный сбор в размере № рублей за неисполнения без уважительных причин решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Данное постановление утверждено начальником отдела - старшим судебным приставом.
Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков с последующими изменениями, которые утверждают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию таких программ.
В соответствии с п. 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Установлен следующий порядок включения граждан в список на переселение: решение по уточнению списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (ТЭО) принимается на заседании Наблюдательного совета при Администрации Кизеловского муниципального района. Данный протокол направляется для утверждения в Министерство энергетики РФ, которое своим протоколом утверждает скорректированный Список ТЭО и возвращается в Администрацию Кизеловского муниципального района. При поступлении денежных средств на цели переселения из ветхого жилья, находящегося на горном отводе, Наблюдательный совет при Администрации Кизеловского муниципального района своим решением формирует список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, который утверждается главой Администрации района и согласуется с Министерством энергетики РФ. После поступления данного списка в Администрацию с гражданами заключается договор на предоставление социальной выплаты. Вместе с тем, сроки утверждения и согласования Списков и Протоколов принятыми нормативными правовыми актами не предусмотрены.
В соответствии с п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.7, 3.3 Порядка предоставления гражданам социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов, утвержденного Постановлением Администрации Кизеловского муниципального района № 285 от 24.07.2012 года во исполнение вышеуказанных Постановлений Правительства РФ, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном и вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранное для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. Договор на социальную выплату с приложением документов, указанных в абз. 1 п. 3.5 настоящего Порядка, предъявления в Администрацию района в течение 3 месяцев с даты выдачи договора.
Согласно пункту 2 Правил, предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с п.п. а п. 3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, согласно которому межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Согласно пунктов 6, 20 Правил, размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест. Органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков несут ответственность за осуществление расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в соответствии с условиями, установленными настоящими Правилами.
Таким образом, предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета.
Статьи 12, 130-133 Конституции РФ, Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устав Администрации Кизеловского муниципального района признают и гарантируют местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет и решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законами отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, и запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Аналогичные положения установлены статьями 2, 4, 55 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ".
Таким образом, установленные законом права муниципальных образований гарантируются государством и не могут быть нарушены путем принятия нормативных правовых актов, касающихся прав муниципальных образований, в том числе по вопросам исполнения местных бюджетов. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями реализуется только путем принятия соответствующего закона с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий остается подконтрольной государству, а не передается этим же органам местного самоуправления, а условия и порядок осуществления контроля определяется законом.
Как установлено судом, семья ФИО1 в составе двух человек включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности на основании протокола № заседания Наблюдательного совета при Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года.
Указанный Список на переселение не утвержден Министерством энергетики РФ по причине ограниченного финансирования Программы, что подтверждается письмом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Кизеловского муниципального района.
Из этого же письма следует, что на 2014 год финансирование программы по г. Кизелу предусмотрено в размере № рублей. Вопрос о выделении дополнительных средств возможно рассмотреть при формировании федерального бюджета на 2015-2017 годы.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ глава Администрации Кизеловского муниципального района, обращаясь в адрес заместителя Министерства энергетики РФ, указывает, что для переселения 692 семей, включенных в Список на переселение в ноябре 2013 года, необходимо № рублей, для исполнения 251 вступившего в законную силу решения суда необходимо финансирование на сумму № рублей, на период 2015-2016 годы финансирование мероприятий не предусмотрено, просит рассмотреть вопрос о возможности выделения денежных средств и продления программы на период 2015-2016 годы.
Из ответа на указанное письмо Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что бюджетные ассигнования на Программу в 2015-2016 годах не предусмотрены, неблагоприятный прогноз макроэкономического развития предполагает увеличение расходов федерального бюджета, продление финансирования Программы не входит в компетенцию Министерства энергетики РФ.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Анализ положений ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» свидетельствует, что взыскание исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочием налагать предусмотренное взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. Нормы, закрепленные в специальном федеральном законе «Об исполнительном производстве» не предусматривают особый порядок наложения денежного взыскания в виде исполнительского сбора на органы местного самоуправления, выступающего должником в исполнительном производстве.
В силу ст. 112 Федерального закона «Об исполнительно производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены ст. 401 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор рассматривается как мера публично-правовой ответственности за неисполнение без уважительных причин требований исполнительных документов в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производства» (статья 112) исполнительский сбор приобретает характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается всегда, и только наличие у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), которые он сам и должен доказать судебному приставу-исполнителю, освобождает должника от уплаты исполнительского сбора. Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации указал, что учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано именно такими обстоятельствами. В соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П основанием освобождения должника от уплаты исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом заявления должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Анализируя совокупность добытых по делу доказательств, суд приходит к выводу, что в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа исполнение судебного решения было невозможно вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе. Указанная специфика состоит в том, что для исполнения судебного акта необходимо не только включение взыскателя в Список на переселение на Наблюдательном совете при Администрации Кизеловского муниципального района, но и проведение ряда мероприятий: в первую очередь утверждение уточнения в Список ТЭО Министерством энергетики РФ, что не зависит от должника, затем выделение средств федерального бюджета, что также не зависит исключительно от действий должника, после чего Администрацией Кизеловского муниципального района с взыскателем заключается договор на предоставление социальной выплаты, которым гражданину предоставляется трехмесячный срок для подбора жилого помещения и заключения договора купли-продажи, то есть, оформление сделки безусловно требует большого количества времени.
Суду представлены доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда осуществление всех этих мероприятий было объективно невозможно в связи с наличием обстоятельств независящих от воли должника, соответственно, реальная возможность для исполнения требований исполнительного документа, к моменту истечения указанного срока, отсутствовала. Таким образом, установлены уважительные причины неисполнения решения суда в установленный для его добровольного исполнения срок, поскольку приведенная выше процедура исключает и делает невозможным исполнение судебного акта в пятидневный срок.
На основании изложенного имеются основания для освобождения Администрации Кизеловского муниципального района от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Освободить Администрацию Кизеловского муниципального района от уплаты исполнительского сбора в размере № рублей по постановлению судебного пристава -исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ситдиковой О.Ю. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Кизеловским городским судом.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В. Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева