Решение по делу № 2а-24/2020 от 31.01.2020

Дело № 58RS0002-01-2020-000030-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск 18 февраля 2020 г.

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Камынина Ю.П.,

с участием заместителя прокурора Спасского района Пензенской области Климовой М.А.,

представителя административного ответчика Павлуткиной В.Н.,

при секретаре Основиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства мотивируя тем, что в порядке осуществления надзора за исполнением федерального законодательства прокуратурой Спасского района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации благоустройства территории и безопасности дорожного движения. В ходе, которой установлено, что администрацией Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области допущены существенные нарушения указанного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования. Так, администрация Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по благоустройству, организации уличного освещения на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области. Прокурор полагает, что отсутствие уличного освещения создает предпосылки для совершения правонарушений в темное время суток, представляет опасность для жизни и здоровья жителей, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по установке уличного освещения и возложить на администрацию Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области обязанность по установке уличного освещения на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнил их, дополнительно пояснил, что на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка имеются опоры линий электропередач, на которых имеются фонари уличного освещения, которые находятся в нерабочем состоянии. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по организации уличного освещения, обязать администрацию Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее уличное освещение на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.

Представитель администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области Павлуткина В.Н., исковые требования признала полностью и пояснила, что на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка, имеются опоры линий электропередач, на которых имеются фонари уличного освещения, которые в ночное время при включении, по неизвестной причине, не загораются. Согласна с тем, что вопросы организации уличного освещения относятся к компетенции органа местного самоуправления, неосвещенность улиц нарушает законодательство и создает неудобства гражданам, нарушения будут устранены.

Суд, выслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, исследовав доказательства по делу, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения

На основании п.п. 4, 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» в дополнение к вопросам местного значения, установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог в числе прочих отнесены объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что устройство уличного освещения отнесено к вопросам местного значения.

Согласно требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995г. № 18-78, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов должно соответствовать установленным нормам.

Согласно пункту 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст., стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м. Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.; в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока; в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения (п.4.6.1.13; п.4.6.1.15; п.4.6.1.16).

Пунктом 6.9.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) установлено, что включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.

Из п.6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017. следует, что дефекты стационарного электрического освещения устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8 указанного документа, а именно: отказ в работе наружных осветительных установок устраняется в течение суток.

Согласно пунктам 4, 18 части 1 статьи 6 Устава Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, к вопросам местного значения в том числе относятся: организация в границах Кошелевского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории Кошелевского сельсовета Спасского района, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Кошелевского сельсовета Спасского района в соответствии с указанными правилами.

Однако как следует из акта проверки от 30 января 2020 г., в нарушение вышеуказанных норм законодательства администрацией Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области ненадлежащим образом осуществляется решение вопросов местного значения, что выражается в непроведении мероприятий по организации уличного освещения на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.

Указанные нарушения не оспариваются и признаются представителем ответчика.

Суд считает, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.

Отсутствие искусственного освещения на улицах в темное время суток, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, влечет трудности в ориентировании людей на местности, в передвижении по территории, то есть создает угрозу жизни и здоровью людей, а также является фактором, способствующим совершению противоправных действий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Административное исковое заявление прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ является обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Спасского района Пензенской области административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по организации уличного освещения.

Обязать администрацию Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее уличное освещение на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области, о чем сообщить в указанный срок в Спасский районный суд Пензенской области и прокурору Спасского района Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.

Судья

Решение суда в окончательной форме

принято 18 февраля 2020 г.

Судья п/п Ю.П. Камынин

2а-24/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Спасского района Пензенской области
Ответчики
Администрация Кошелевского сельсовета
Суд
Спасский районный суд Пензенской области
Судья
Камынин Юрий Петрович
Дело на странице суда
bednodemyanovsky.pnz.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация административного искового заявления
31.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее