Дело № 58RS0002-01-2020-000030-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск 18 февраля 2020 г.
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Камынина Ю.П.,
с участием заместителя прокурора Спасского района Пензенской области Климовой М.А.,
представителя административного ответчика Павлуткиной В.Н.,
при секретаре Основиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства мотивируя тем, что в порядке осуществления надзора за исполнением федерального законодательства прокуратурой Спасского района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации благоустройства территории и безопасности дорожного движения. В ходе, которой установлено, что администрацией Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области допущены существенные нарушения указанного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования. Так, администрация Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по благоустройству, организации уличного освещения на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области. Прокурор полагает, что отсутствие уличного освещения создает предпосылки для совершения правонарушений в темное время суток, представляет опасность для жизни и здоровья жителей, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по установке уличного освещения и возложить на администрацию Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области обязанность по установке уличного освещения на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнил их, дополнительно пояснил, что на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка имеются опоры линий электропередач, на которых имеются фонари уличного освещения, которые находятся в нерабочем состоянии. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по организации уличного освещения, обязать администрацию Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее уличное освещение на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.
Представитель администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области Павлуткина В.Н., исковые требования признала полностью и пояснила, что на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка, имеются опоры линий электропередач, на которых имеются фонари уличного освещения, которые в ночное время при включении, по неизвестной причине, не загораются. Согласна с тем, что вопросы организации уличного освещения относятся к компетенции органа местного самоуправления, неосвещенность улиц нарушает законодательство и создает неудобства гражданам, нарушения будут устранены.
Суд, выслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, исследовав доказательства по делу, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения
На основании п.п. 4, 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» в дополнение к вопросам местного значения, установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог в числе прочих отнесены объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что устройство уличного освещения отнесено к вопросам местного значения.
Согласно требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995г. № 18-78, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов должно соответствовать установленным нормам.
Согласно пункту 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст., стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м. Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.; в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока; в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения (п.4.6.1.13; п.4.6.1.15; п.4.6.1.16).
Пунктом 6.9.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) установлено, что включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.
Из п.6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017. следует, что дефекты стационарного электрического освещения устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8 указанного документа, а именно: отказ в работе наружных осветительных установок устраняется в течение суток.
Согласно пунктам 4, 18 части 1 статьи 6 Устава Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, к вопросам местного значения в том числе относятся: организация в границах Кошелевского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории Кошелевского сельсовета Спасского района, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Кошелевского сельсовета Спасского района в соответствии с указанными правилами.
Однако как следует из акта проверки от 30 января 2020 г., в нарушение вышеуказанных норм законодательства администрацией Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области ненадлежащим образом осуществляется решение вопросов местного значения, что выражается в непроведении мероприятий по организации уличного освещения на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.
Указанные нарушения не оспариваются и признаются представителем ответчика.
Суд считает, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
Отсутствие искусственного освещения на улицах в темное время суток, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, влечет трудности в ориентировании людей на местности, в передвижении по территории, то есть создает угрозу жизни и здоровью людей, а также является фактором, способствующим совершению противоправных действий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Административное исковое заявление прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ является обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Спасского района Пензенской области административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в непроведении мероприятий по организации уличного освещения.
Обязать администрацию Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее уличное освещение на ул. Молодежная около дома № 6 и на ул. Юбилейная около дома № 3 с. Кошелевка Спасского района Пензенской области, о чем сообщить в указанный срок в Спасский районный суд Пензенской области и прокурору Спасского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.
Судья
Решение суда в окончательной форме
принято 18 февраля 2020 г.
Судья п/п Ю.П. Камынин