Дело № 2-223/2024
УИД 44RS0001-01-2023-003260-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
судьи Шершневой М.А.,
при секретаре Киселёвой А.Д.,
с участием ответчиков Шишовой М.Г., Шишова А.С., Загитовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Шишову Андрею Станиславовичу, Шишовой Марине Гумяровне, Мустанову Алексею Умаровичу, Мустанову Артему Аркадьевичу, Загитовой Зульфие Мияссаровне, Борисовой Алле Васильевне о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просила обязать Шишова А.С., Шишову М.Г., Мустанова А.У., Мустанова А.А., Шалавину Е.В., Загитову З.М., Герасимова В.Г. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Грамотина, кон. XVIII в.», расположенного по адресу: <адрес>, в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, в том числе ограды с воротами по <адрес>, в срок до <дата>, организовать выполнение работ по сохранению объекта, в том числе ограды с воротами по <адрес>, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до <дата>, установить информационную надпись на объект в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом в срок до <дата>.
Свои требования мотивировала тем, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения «Усадьба Грамотина, кон. XVIII в.». Объект поставлен под государственную охрану Указом Президента РФ от 20.12.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов культурного наследия народов РФ» и ему присвоен регистрационный №. Описание памятника представлено в паспорте объекта культурного наследия от декабря 1979 года, учетной карточке памятника от декабря 1979 года, каталоге «Памятники архитектуры Костромской области». К дому примыкает ограда с воротами. Пилоны ворот, вероятно, одновременны дому, решетка ограды относится ко второй половине XIX в. В соответствии с данными ЕГРН собственниками помещений в Объекте являются следующие лица. <адрес>ю 103,7 кв.м. находится в собственности Шишова А.С. с <дата>, <адрес> площадью 17,9 кв.м. находится в собственности Шишовой М.Г., <адрес> площадью 30,3 кв.м. находится в собственности Шишовой М.Г. с <дата>, <адрес> площадью 30,9 кв.м. находится в собственности Шишовой М.Г. с <дата>, <адрес> площадью 26 кв.м. находится в собственности Шишовой М.Г. с <дата>, <адрес> площадью 23,1 кв.м. находится в общей долевой собственности Герасимова Е.В. (1/3 доля), Загитовой З.М. (1/3 доля), Герасимова В.Г. (1/3 доля) с <дата>. <дата> проведены мероприятия по обследованию и фотофиксации объекта. Актом технического состояния объекта от <дата> установлено, что объект, в том числе ограда с воротами требуют проведения работ по их сохранению. Заданий и разрешений на проведение работ в отношении объекта инспекцией не выдавалось, проектная документация не представлялась и не согласовывалась. Собственниками объекта игнорируются требования законодательства о проведении работ по сохранению объекта. В свою очередь, объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению.
В ходе рассмотрения дела истцом требования были уточнены, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Борисова А.В. - собственник нежилого помещения № с кадастровым номером №, находящегося в составе здания – жилой дом по <адрес>, исключены из числа ответчиков Герасимов В.Г., Шалавина (Герасимова) Е.В. в связи в передачей принадлежащих им объектов недвижимости по указанному адресу по договору дарения от <дата> Загитовой З.М.
В судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области не участвует, направили письменное ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Шишова М.Г., Шишов А.С., Загитова З.М. в судебном заседании исковые требования не признали, полагали их не подлежащими удовлетворению, поскольку в досудебном порядке инспекция к ним не обращалась. Если на них будет возложена обязанность по выполнению указанных в иске работ, их положение значительно ухудшится, они будут вынуждены нести большие расходы, просили предоставить больший срок для выполнения возложенных на них обязанностей, так как сложно организовать всех собственников.
Ответчики Мустанов А.У., Мустанов А.А., Борисова А.В. в судебном заседании не присутствуют, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо ООО «Комфортные условия» в судебном заседании участие представителя не обеспечило, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.
Третье лицо НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещались о судебном заседании надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, в письменном отзыве указано, что жилой дом по адресу: <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта МКД на территории Костромской области постановлением Администрации г. Костромы № от <дата>, фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не относится к полномочиям регионального оператора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области».
Третье лицо Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы извещались о судебном заседании надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования (п. 1).
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п. 2).
Согласно ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 1).
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2).
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес> поставлено под государственную охрану Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Приказом Минкультуры России от 06.11.2015 № 14773-р объект культурного наследия федерального значения "Усадьба Грамотина", кон. XVIII в. зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.
Согласно правоустанавливающим документам помещения в вышеуказанном здании принадлежат: <адрес> кадастровым номером № площадью 17,8 кв. м с <дата> находится в собственности Загитовой З.М., <адрес> площадью 30,3 кв.м. с кадастровым номером № находится в собственности Шишовой М.Г. с <дата>, <адрес> площадью 23,1 кв.м с кадастровым номером № находится в собственности Мустанова А.У. (3/4 доли), Мустанова А.А. (1/4 доля), <адрес> площадью 26 кв.м. с кадастровым номером № находится в собственности Шишовой М.Г. с <дата>, <адрес> площадью 30,9 кв.м. с кадастровым номером № находится в собственности Шишовой М.Г. с <дата>, <адрес> площадью 17,9 кв.м. с кадастровым номером № находится в собственности Шишовой М.Г., помещение 8 площадью 103,7 кв.м c кадастровым номером 44:27:040707:71 находится в собственности Шишова А.С. с <дата>, собственником нежилого помещения № площадью 30,1 кв. м с кадастровым номером № является Борисова А.В.
Выписка из ЕГРН в отношении жилого дома площадью 437,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № содержит сведения о наличии у него статуса объекта культурного наследия и вышеуказанного охранного обязательства.
Предмет охраны объекта культурного наследия в установленном законодательством порядке не разработан и не утверждён.
Однако, в соответствии с подп. 8 п. 1.1. ст. 21 Закона №73-ФЗ описание предмета охраны объекта культурного наследия вносится в паспорт объекта культурного наследия.
Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Данное обстоятельство ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.
<дата> при проведении сотрудниками Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области обследования жилого дома было установлено его неудовлетворительное состояние (акт технического состояния объекта культурного наследия № от <дата>).
В каталоге "Памятники архитектуры Костромской области" (г. Кострома, выпуск I, часть первая под общей редакцией В.Б. Корозина, 1996 г.), являющемся официальным изданием государственного научно-производственного центра по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия комитета по делам культуры и искусства администрации Костромской области, в отношении спорного здания и ворот указано: "... по красной линии ул. Советской к дому примыкает металлическая ограда с двумя кирпичными пилонами ворот. Прямоугольные в сечении пилоны со стороны улицы обработаны рустом. Сохранились две пары кованых подставок для створок ворот. Два прясла ограды фланкируют пилоны ворот. Её строгий рисунок включает вертикальные копьеобразные прутья и два горизонтальных орнаментальных фриза...", что свидетельствует о том, что ограда с воротами (пилоны ворот) являются составной частью объекта культурного наследия.
Из представленных схем расположения объектов на земельном участке ОГБУ "Костромаоблкадастр - Областное БТИ" следует, что пилоны ворот находятся на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, являющимся общим имуществом собственников помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 22 Правил благоустройства территории города Костромы, утверждённых решением Думы г. Костромы от <дата> №, ограждения являются составной частью внешнего благоустройства территории города Костромы. Требования к ограждению земельных участков:
1) ограждение придомовой территории со стороны улицы не должно ухудшать ансамбля застройки;
2) для зданий памятников истории и культуры допускается только реставрация сохранившихся исторических ограждений или по согласованию с органом, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия,. воссоздание утраченных ограждений по сохранившимся фрагментам или историческим аналогам;
3) ограждения должны содержаться в исправном состоянии и быть окрашены (иметь защитный слой), не иметь неустановленных надписей, посторонних наклеек, объявлений, других информационных материалов.
Кроме того, в соответствии с приказом Минкультуры РФ №418, Минрегиона РФ №339 от 29.07.2010 "Об утверждении перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации" город Кострома является историческим поселением федерального значения.
Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 №1195 "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области" утвержден предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам исторического поселения федерального значения город Кострома.
Требования к градостроительным регламентам территориальных зон (раздел II приложения №4 к приказу №1195) предусматривают требования к элементам благоустройства, в том числе оградам, дорожным и тротуарным покрытиям, малым формам: архитектурно-художественное решение оград и ограждений должно соответствовать масштабу, стилю, назначению и характеру архитектурного окружения.
С учетом изложенного заявленные требования к собственникам объекта культурного наследия, в том числе требований о надлежащем содержании ограждения земельного участка, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отсутствие у ответчиков достаточных финансовых средств на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия не является основанием для освобождения от выполнения установленных законом обязанностей по его сохранению.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить ответчикам срок для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до 30.11.2024. Суд считает, что данный срок является не разумным, исходя из характера и объема действий, которые следует совершить ответчикам в рамках возложенных обязанностей и полагает установить указанный срок в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представленные стороной истца доказательства указывают на нарушение установленного порядка использования выявленного объекта культурного наследия, свидетельствуют о нарушении целостности, сохранности и облика охраняемого объекта, создают угрозу ухудшения состояния объекта, причинения объекту иных негативных воздействий. Оснований полагать, что ответчиками требования сохранения и использования объекта культурного наследия были исполнены, не имеется.
Указанные обременения не являются произвольными или чрезмерными, так как направлены на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия, в соответствии со ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ определяются на стадии разработки научно-проектной документации по сохранению памятника на основании задания, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 56.1 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Таким образом, законодательством установлено специальное правило выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия собственниками жилых помещений, приватизированных в домах, требовавших капитального ремонта.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Юридически значимым обстоятельством при разрешении требований о возложении обязанности по выполнению капитального ремонта является наличие на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Выполнение требований пункта 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» может быть возложено на управляющую компанию, только если это предусмотрено договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить частично.
Обязать Шишова Андрея Станиславовича, паспорт №, Шишову Марину Гумяровну, паспорт №, Мустанова Алексея Умаровича, паспорт №, Мустанова Артема Аркадьевича, паспорт №, Загитову Зульфию Мияссаровну, паспорт №, Борисову Аллу Васильевну, паспорт №, исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Грамотина, кон. XVIII в.», расположенного по адресу: <адрес>, в натуре (участие соразмерно занимаемой доле), а именно:
организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Грамотина, кон. XVIII в.», в том числе ограды, расположенного по адресу: <адрес>, установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Грамотина, кон. XVIII в.», в том числе ограды, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2024