Дело № 11а-11108/2020 Судья Губанова М.В.
дело №2а-1452/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Знамеровского Р.В., Ишимова И.А.,
при секретаре Ахмировой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №22 по Челябинской области к Ярославцеву Алексею Сергеевичу о взыскании недоимки по земельному налогу и задолженности по пени,
по апелляционной жалобе Ярославцева Алексея Сергеевича на решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Знамеровского Р.В., выслушав пояснения Ярославцева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №22 по Челябинской области – Кауфман А.В., на апелляционную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Межрайонной ИФНС России №22 по Челябинской области (далее по тексту – МИФНС России №22 по Челябинской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ярославцеву А.С. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 19849 руб., пени в размере 102,72 руб., за 2014-2016 г.г. в размере 8301 руб., пени в размере 42,96 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником земельных участков, но в добровольном порядке обязанность по уплате налога не исполнил.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 07 июля 2020 года требования МИФНС России №22 по Челябинской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ярославцев А.С. решение суда отменить и отказать МИФНС России №22 по Челябинской области в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что 03.02.2017 года подал в ИФНС Советского района г.Челябинска уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе. На бумажном носителе в адрес административного ответчика налоговым органом уведомление №21055441 от 09.09.2017 года и требование №60372 не направлялись. Данные обстоятельства подтверждают, что Инспекцией не соблюден порядок и срок взыскания недоимки по земельному налогу за 2014-2016 г.г.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Ярославцеву А.С. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>;
земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>;
земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
12 земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>;
земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>;
два земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>;
земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Судом первой инстанции установлено, что административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 210554411 со сроком уплаты до 01.12.2017 года.
Удовлетворяя требования Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что Ярославцев А.С. возложенную на него законом обязанность по уплате налога в установленный законом срок не исполнил. Это является основанием для взыскания с него недоимки по налогам и задолженности по пеням.
Оценив представленные в деле доказательства, соотнеся их с требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определения от 8 апреля 2010 года № 468-О-О, от 26 ноября 2018 года № 3059-О).
В силу части 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Согласно пункту 6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 3 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@ (действовал в период возникновения спорных правоотношений) в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения, в том числе: о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы; о суммах налога, уплаченных налогоплательщиком; документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).
Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (пункт 9 Порядка).
Между тем, в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность доказывания факта надлежащего направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений с исчисленными к уплате сумм земельного налога за спорный период возлагается на налоговый орган.
В нарушение приведенных выше положений действующего законодательства налоговым органом не представлено доказательств, а именно заявления о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета. При этом, материалы дела содержат заявление Ярославцева А.С. уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе от 03.02.2017 года.
Представленная в материалы дела МИФНС России №22 по Челябинской области выкопировка из личного кабинета Ярославцева А.С., с учетом поданного последним заявления о необходимости получения документов на бумажном носителе, не может являться доказательством надлежащего исполнения Инспекцией своих обязанностей по направлению требования №60372 об уплате налога по состоянию на 21 декабря 2017 года.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что требование №60372 по состоянию на 21 декабря 20017 года выставлено Ярославцеву А.С. со сроком исполнения до 06 февраля 2018 года.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год МИФНС России №22 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка №7 Советского района г.Челябинска 29 августа 2018 года (мировым судьей принято 31 августа 2018 года) (л.д.67-71).
Таким образом, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по истечении установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока, сведения о наличии уважительных причин пропуска срока Инспекция не представила, материалы дела не содержат, при этом, Инспекцией ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
Тот факт, что судебный приказ был выдан по заявлению Инспекции, не может свидетельствовать о соблюдении налоговым органом установленных законом сроков обращения в суд.
Таким образом, поскольку МИФНС России №22 по Челябинской области пропустила срок обращения в суд, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют; а также отсутствие в материалах дела доказательств направления административному ответчику требования №60372, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.2 ст. 310 КАС РФ, указанные обстоятельства является основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а :
решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области к Ярославцеву Алексею Сергеевичу о взыскании недоимки по земельному налогу и задолженности по пени отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи