Дело № 2а-3609/2020
УИД: 48RS0001-01-2020-004299-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года Советский районный суд г. Липецка в составе:
судьи Кацаповой Т.В.,
при секретаре Ефановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному иску Мартыновича Юрия Геннадьевича к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка об оспаривании бездействия,
установил:
Мартынович Ю.Г. обратился в суд с административным иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, в котором указал, что 06 февраля 1986 года его мать Соколова Т.Ю. с двумя детьми была признана нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма; с 21 января 1987 года включена в списки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения жилья в первоочередном порядке. Соколова Т.Ю. незаконно была переведена из списков лиц, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем, в общую очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, где ее номер 449. На эту очередь за 2018 и 2019 годы было предоставлено только одно жилое помещение, что, по мнению истца, создает угрозу нарушения его права на обеспечение социальным жильем, т.к. жилье ему будет предоставлено не ранее чем через 898 лет. В связи с этим просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в предоставлении одного жилого помещения за два года на шесть тысяч семей, состоящих в очереди.
Определением суда от 03 сентября 2020 года к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Соколова Т.Ю., Мартынович Ф.Г. и Царева В.Г.
В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованных лиц Соколовой Т.Ю. и Мартыновича Ф.Г. – Мартынович Г.Ф. иск поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика Рудакова Л.М. иск не признала, указав, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В 2018 году предоставлено 1 жилое помещение, а в 2019 году жильем обеспечены 3 очередника. Кроме этого, во внеочередном порядке было предоставлено в 2018 году 27 жилых помещений и в 2019 году 11 жилых помещений. На настоящий момент на распределении находятся 2 жилых помещения. Семье Соколовой Т.Ю. не может быть предоставлено жилое помещение из числа нераспределенных, поскольку ее очередь в едином списке очередников по г. Липецку № 449.
Административный истец, заинтересованные лица, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 3 Устава города Липецка к вопросам местного значения города Липецка относятся обеспечение проживающих в городе Липецке и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 02 августа 2016 года № 195, Департамент ЖКХ администрации города Липецка является отраслевым (функциональным) органом администрации города Липецка, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
К задачам Департамента относятся: организация содержания муниципального жилищного фонда; обеспечение проживающих в городе Липецке и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
В функции Департамента входит ведение учета малоимущих граждан и граждан, вставших на учет до 01 марта 2005 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, которые указаны в частях 2-4 данной статьи.
Судом установлено, что Мартынович Ю.Г. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи матери - Соколовой Т.Ю., вставшей на учет 06 февраля 1986 года.
Соколова Т.Ю. по заявлению от 21 января 1987 года была включена в списки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Административный истец самостоятельно с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении в администрацию г. Липецка не обращался.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела Соколовой Т.Ю.
Поскольку Мартынович Ю.Г. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в качестве члена семьи матери Соколовой Т.Ю. и с самостоятельным заявлением о постановке на учет не обращался, значит его право на обеспечение жилым помещением производно от права Соколовой Т.Ю.
В соответствии с пунктом 8 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР многодетным семьям (имеющим трех и более детей), нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставлялись в первоочередном порядке.
С 01 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Мать административного истца - Соколова Т.Ю. была поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года и включена в льготные списки на первоочередное предоставление жилого помещения, в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» она и члены ее семьи, то есть и Мартынович Ю.Г., сохраняют за собой право нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении до получения жилого помещения по договору социального найма. При этом жилое помещение должно быть предоставлено как Соколовой Т.Ю., так и истцу Мартыновичу Ю.Г., в том порядке, который установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
Вопреки доводам стороны административного истца, Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает первоочередного обеспечения жилыми помещениями лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий; Соколова Т.Ю. и члены ее семьи не обладают правом на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам действующего жилищного законодательства.
Очередь Соколовой Т.Ю. в едином списке очередников по г. Липецку № 449.
Как указано в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует, что в 2018-2019 годы жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В 2018 году по договорам социального найма предоставлено 28 жилых помещений, а в 2019 году – их было 14. На настоящий момент на распределении находятся 2 квартиры.
Оспариваемого бездействия суд не усматривает.
Само по себе отсутствие в жилищном фонде жилых помещений в достаточном количестве для обеспечения всех граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не свидетельствует о бездействии Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Не имеется оснований и для выводов о нарушении прав административного истца, поскольку Соколова Т.Ю. и члены ее семьи, то есть и Мартынович Ю.Г. состоят на учете нуждающихся в жилом помещении до получения жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Мартыновича Юрия Геннадьевича к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка об оспаривании бездействия отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья