Дело № 2-1936/15
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО5
секретаря ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Иваново гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Исковые требования мотивированы тем, что истец на основании заключенного с Министерством обороны РФ в лице Ивановского КЭЧ Московского военного округа МО РФ договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ получила в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Квартира закреплена на праве оперативного управления за Ивановской КЭЧ Московского военного округа МО РФ. Истец и члены ее семьи вселились в указанное жилое помещение – 2-комнатную квартиру общей площадью 60,2 кв.м – и проживают в нем на правах нанимателей жилого помещения, несут бремя его содержания. Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, правопреемником является Федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Истец решила воспользоваться правом на приватизацию указанного жилого помещения, направила заявление на приватизацию квартиры в Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Ответ до настоящего времени не получен. Истец ранее не принимала участия в приватизации, в связи с чем имеет право на приватизацию квартиры, занимаемой ею по договору социального найма. Истец полагает, что в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, в связи с чем просит признать за нею право собственности на жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> порядке бесплатной приватизации в целом; прекратить право собственности РФ на указанную квартиру, закрепленную за Министерством обороны РФ; прекратить право оперативного управления Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ на указанную квартиру.
По ходатайству истца из числа ответчиков исключены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление Министерства обороны Российской Федерации» по ходатайству истца исключено из числа лиц, участвующих в деле, как ошибочно указанное в иске.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин неявки представителя не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Истец против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не возражала. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия своего представителя, в отзыве на исковое заявление указали следующее. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи в котором осуществляются с 31.01.1998, имеются сведения о государственной регистрации права собственности РФ на квартиру, общей площадью 60,2 кв. м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, а также права оперативного управления на вышеуказанную квартиру за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации». Управление располагает сведениями о том, что Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, правопреемником является Федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее – ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России). Управление полагает, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» условиях, если они обратились с таким требованием. Разрешение заявленных исковых требований Управление оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, в отзыве на исковое заявление указала следующее. Ивановский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» осуществляет свои функции в целях реализации гражданами права на приватизацию занимаемых ими по договорам социального найма жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.ст. 6,7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилья оформляется договором, заключаемым уполномоченными органами, предприятиями, учреждениями с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в установленном действующим законодательством порядке. Функции Филиала при этом заключаются в проведении технической инвентаризации по заявлению гражданина, желающего приобрести в собственность жилое помещение, определению инвентаризационной стоимости жилого помещения и подготовке проекта договора на передачу жилого помещения в собственность гражданам по представленным ими документам. Предусмотренный законодательством пакет документов на приватизацию вышеназванного жилого помещения истцом в Ивановский филиал ФГУП «Ростехинвентраизация – Федеральное БТИ» не представлен. Ранее истец не принимал участие в приватизации жилищного фонда на территории <адрес>, Богородского и Новоталицкого сельских поселений. Лицо, уполномоченное в силу закона осуществлять передачу жилого помещения в собственность истцам, являясь правообладателем квартиры, обязано исполнить предписание норм, регулирующих правоотношения в сфере приватизации и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выполнить все действия предусмотренные законом. Рассмотрение дела по существу представитель третьего лица оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> - в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором указало, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом» и Положением о Министерстве обороны Российской Федерации именно Министерство наделено полномочиями собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, в связи с чем третье лицо оставляет решение вопроса на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Администрация <адрес> в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором указало, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Полагала, что в связи с отсутствием регистрации истца в квартире, ей необходимо представить доказательства проживания в ней, а также указала на технические ошибки, допущенные в иске. С учетом изложенного разрешение заявленных исковых требований представитель третьего лица оставляет на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин неявки представителя не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. При отсутствии возражений истца дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Суд, заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истцу ФИО2 на основании договора социального найма жилого помещения № от 18.11.2009, заключенного с Ивановской КЭЧ МВО, предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, микрорайон <адрес> <адрес>, находящаяся в собственности Российской Федерации и закрепленная за Министерством обороны Российской Федерации.
Указанная квартира передана на праве оперативного управления Государственному учреждению Ивановская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа (дальнейшее наименование - ФГКЭУ «Ивановская КЭЧ района» Минобороны России), государственная регистрация права оперативного управления произведена 23.12.2009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 29.04.2015, представленной истцом в материалы дела, а также сведениями из ЕГРП, предоставленными третьим лицом - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. ФГКЭУ «Ивановская КЭЧ района» ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, правопреемником данного учреждения является ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ.
В <адрес> микрорайона Московский <адрес> никто не зарегистрирован, что подтверждается справкой МКУ МФЦ в <адрес> № от 28.904.2015.
Истец пояснила, что проживает в указанной квартире, несет бремя ее содержания, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается копией финансово-лицевого счета, представленной в материалы дела.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу ст. 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, Министерство обороны РФ и ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России являются надлежащими ответчиками по заявленным исковым требованиям.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплено право военнослужащих на жилище: в п. 1 данной статьи государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. При этом п.14 ст.15 Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Судом установлено, что в соответствии с Послужным списком ФИО2 и Справкой Военного комиссариата <адрес> прапорщик ФИО2 истец уволена в запас 30.10.2008, календарная выслуга лет составляет 23 года 04 месяца.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами закона ФИО2 и члену её семьи – сыну ФИО1 по договору социального найма предоставлено жилое помещение, в отношении которого истец просит признать за ней право собственности в порядке бесплатной приватизации.
Из объяснений истца и представленных ею документов следует, что решив воспользоваться правом на приватизацию указанного жилого помещения, истец направила в ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России заявление на приватизацию занимаемой квартиры. Ответ до настоящего времени не получен.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В судебном заседании установлено, что истец и ее сын – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, занимают жилое помещение, находящееся в государственной собственности, на основании договора социального найма, ранее права на участие в приватизации не использовали, что подтверждается представленными ими справками Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», а также сведениями данного органа, указанными в его отзыве на исковое заявление.
ФИО1 от права на приватизацию отказался, что подтверждается нотариально заверенным согласием на приватизацию жилого помещения истцом единолично от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>8.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на приватизацию занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения.
Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу в собственность жилого помещения нарушает права истцов на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Неисполнение наймодателем и государственными органами требований истцов о передаче в собственность занимаемого ими жилого помещения не может служить препятствием в реализации их права. Таким образом, требование истца о бесплатной передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность является обоснованным и подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного суд также считает подлежащими удовлетворению требования истца о прекращении права собственности РФ на квартиру, закрепленную за Министерством обороны РФ, расположенную по адресу: <адрес>, микрорайон Московский, <адрес>, а также о прекращении права оперативного управления Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ (ранее - Государственное учреждение Ивановская квартирно-эксплуатационная часть Московский военный округ) на указанное жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать право собственности на жилое помещение: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, за ФИО2 в порядке бесплатной приватизации.
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, закрепленную за Министерством обороны Российской Федерации, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Прекратить право оперативного управления на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, микрорайон Московский, <адрес>, Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (ранее - Государственное учреждение Ивановская квартирно-эксплуатационная часть Московский военный округ).
Копию решения направить ответчикам и разъяснить им, что они вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья ФИО6
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ