№ 2-1558/2022
УИД 50RS0044-01-2022-001452-17
Решение
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Сабировой А.Т.,
с участием истца Черниковой С.С., представителя истца адвоката Ермоловой Т.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1558/2022 по иску Черниковой Светланы Юрьевны к Государственному учреждению-Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в стаж и назначении пенсии,
Установил:
Истец Черникова С.Ю. обратилась в суд с иском и, с учетом уменьшения требований (л.д. 114-117), просит включить в общий страховой стаж Черниковой Светланы Юрьевны периоды работы с 09.04.1984 по 15.06.1995 в Тарутинском детском комбинате № 3, в Тарутинском детском саду № 2, в Тарутинском детском комбинате № 1; назначить Черниковой Светлане Юрьевне страховую пенсию по старости с 08 сентября 2020 года.
Свои требования истец мотивирует тем, что 08.09.2020 истец обратилась в пенсионный отдел с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 08.12.2020 Главное Управление Пенсионного фонда РФ №4 по г. Москве и Московской области рассмотрев заявление Черниковой С.Ю., приняло решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, мотивировав отказ тем, что право на назначение страховой пенсии по старости отсутствует, так как не выработан требуемый страховой стаж 8 лет. Далее, собрав необходимые документы, истец 29.04.2021 вновь обратилась в Главное управление Пенсионного фонда РФ №4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако и в этот раз ей было отказано с прежней мотивацией отказа. К заявлениям, истцом была приложена копия трудовой книжки МОЛ № 0106133. Дата заполнения трудовой книжки - 1.12.1982. При проверки сотрудниками Главного управления Пенсионного фонда РФ №4 по г. Москве и Московской области подлинности трудовой книжки было выяснено, что документ подлинный, однако первая запись в нем внесена с нарушениями инструкции (утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162), а именно, трудовая книжка заведена 01.12.1982 года, а дата издания самой трудовой книжки 1983 год. В трудовой книжке отражены периоды работы, которые при зачтении в трудовой стаж дают все основания для назначения страховой пенсии по старости. Так, согласно содержания трудовой книжки, а так же ответа на запрос от 09 декабря 2020 года № 847 Черникова Светлана Юрьевна действительно работала в должности воспитателя Тарутинского детского сада с 09 апреля 1984 года по 15 июня 1995 года. В ответе на запрос от 01.12.2020 из Тарутинского поселкового совета отображены сведения о заработной плате истца за период времени с 1984 по 1995 годы. В связи с тем, что трудовая книжка не принята к рассмотрению, периоды работы отраженные в ней, с начала ее ведения и до 1995 года не оценивались на предмет включения их к зачету для назначения страховой пенсии. Учитывая тот факт, что периоды работы Черниковой Светланы Юрьевны подтверждаются необходимыми документами, а именно, трудовой книжкой колхозника, справками о подтверждении работы и заработной платы за период времени с 1982 по 1995 годы на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, иными документами, необходимыми для достоверного подтверждения сведений, необходимых для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. Полагает, что основания к отказу в назначении Черниковой С.Ю. страховой пенсии по старости отсутствуют.
Истец Черникова С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что окончила педагогическое училище, потом сразу устроилась на работу, работала в разных детских садах, они относились все к одному району. На работу была принята в 1984 году, не обратила внимание на то, что трудовая книжка была заведена позже.
Представитель истца адвокат Ермолова Т.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования истца, по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ-Главное управление ПФР № 4 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражал против удовлетворения исковых требований истца по доводам письменных объяснений (л.д. 51-52), в которых указал, что период работы с 29.07.1982 по 18.02.2008 включить в общий трудовой стаж невозможно, т.к. трудовую книжку для назначения страховой пенсии по старости принять к рассмотрению не возможно, так как оформлена с нарушением Инструкции (утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20. 06.1974 г. № 162) а именно, трудовая книжка заведена 01.12.1982, адата издания самой трудовой книжки 1983 г. Главным Управлением неоднократно направлялись запросы на территорию Республике Украины с требованием подтверждения сведений о стаже и заработке, однако, ответы на запросы о подтверждении льготного периода не поступали в трех месячный срок. 08.09.2020 истец обратился за назначением страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии специального стажа 3 года 08 мес. 26 дней при требуемом - 8 лет.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке си. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, что 08.09.2020 Черникова С.Ю. обратилась в ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 93-95). Решением ГУ-УПФР № 11 по г. Москве и Московской области от 08.12.2020 № 200000177052/1512891/20 Черниковой С.Ю. отказано в установлении пенсии по старости, из-за отсутствия права на нее, поскольку не выработан минимальный страховой стаж 8 лет (л.д.18-20). Согласно приложению к решению, трудовую книжку для назначения страховой пенсии по старости принять к рассмотрению невозможно, так как трудовая книжка оформлена с нарушением Инструкции, утверждённой Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, а именно, трудовая книжка заведена 01.12.1982, а дата издания самой трудовой книжки 1983г. Ответы на запрос о подтверждении сведений о стаже и заработке истца из Республики Украина в 3-х месячный срок не поступили.
Пенсионным отделом неоднократно направлялись в Пенсионный Фонд Украины в Одесской области запросы о проверки стажа истца (л.д. 88-89,96-99,102-104), также направлялись запросы в Территориальную кассу республики Молдова (л.д. 99-101).
12.01.2021 из Пенсионного фонда Украины Главного управления по Одесской области поступил ответ о том, что Черникова С.Ю. на учете как получатель пенсии не состоит (л.д. 90-92).
Ответчиком представлено решение об отказе в установлении пенсии от 19.03.2021 № 210000221894/1512891/20 на заявление Черниковой С.Ю. от 08.09.2020, которым также отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа 8 лет, однако в страховой стаж включены периоды: работы с 01.01.1982 по 02.03.1982, с 22.12.1997 по 15.07.1998, а также периоды ухода за ребенком с 01.02.1983 по 01.08.1984, с 17.01.1988 по 17.07.1989. Итого общий страховой стаж для определения права на пенсию составил 3 года 8 мес. 26 дней (л.д. 66-67).
29.04.2021 Черникова С.Ю. повторно обратилась с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости (л.д. 63-65). Решением ГУ-УПФР № 4 по г. Москве и Московской области от 29.07.2021 № 210000309609/632977/21 Черниковой С.Ю. отказано в установлении пенсии по старости, из-за отсутствия права на нее, поскольку не выработан минимальный страховой стаж 8 лет. Истцу включены в общий страховой стаж периоды ее работы с 01.01.1982 по 02.03.1982, с 22.12.1997 по 15.07.1998, а также периоды ухода за ребенком с 01.02.1983 по 01.08.1984, с 17.01.1988 по 17.07.1989. Итого общий страховой стаж для определения права на пенсию составил 3 года 8 мес. 26 дней. Остальные периоды не включены в страховой стаж, поскольку невозможно принять трудовую книжку к рассмотрению по основания, указанным в решении от 08.12.2020, ответы на запросы пенсионного органа не поступили (л.д.21-22,54-55).
В соответствии с трудовой книжкой МОЛ <номер>, с датой заполнения – 01.12.1982, Черниковой С.Ю. после окончания обучения в Кагульском педагогическом училище им. А.С. Макаренко с 29.07.1982 была принята на должность воспитателя детского сада в колхозе «XXII Партсъезд» Кауманского района, уволена 27.07.1984; с 09.04.1984 назначена на должность воспитателя в Тарутинский детский комбинат №3; 03.07.1984 переведена в Тарутинский детсад №2 «Светлячок» и назначена на должность воспитателя; 02.11.1991 переведена на должность воспитателя в Тарутинском детском комбинате № 1, где проработала до 15.06.1995. В период с 28.03.1996 по 26.09.1996 истец получала пособие по безработице (л.д.24-32).
Из справки №123 отдела образования, молодежи и спорта Одесской области усматривается, что Черникова (Семенихина, Абрамовская) С.Ю., 14 апреля 1962 г.р., действительно работала в должности воспитателя Тарутинского детского сада с 09 апреля 1984 года по 15 июня 1995 года (Приказ по Тарутинским детским яслям № 3 от 09 апреля 1984 года № 113 - о принятии на должность воспитателя ясельной группы с 09 апреля 1984 года; Приказ по Тарутинским детским яслям № 3 от 03 июля 1984 года № 8 - о переводе на должность воспитателя в Тарутинский детский сад № 2 с 02 июля 1984 года; Приказ по Тарутинскому детскому саду № 2 от 01 июля 1984 года № 361 параграф 1- о назначении на должность воспитателя с 03 июля 1984 года; Приказ по Тарутинскому детскому саду № 2 от 01 ноября 1991 года № 124 - о переводе на должность воспитателя в Тарутинский детский комбинат № 1 с 02 ноября 1991 года; Приказ по Тарутинскому детскому саду №1 №478 - о переводе на должность воспитателя в Тарутинский детский комбинат № 1 с 02 ноября 1991 года; Приказ по Тарутинскому детскому саду № 1 от 15 июля 1995 года № 60 - об увольнении с должности воспитателя с 15 июля 1995 года) (л.д.17).
Управлением контрольно-проверенной работы Главного управления Пенсионного фонда Украины в Одесской области на запрос Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федераций № 11 по г. Москве и Московской области об истребовании справки о получений пособия по безработице на Черникову (Семенихину, Абрамовскую) Светлану Юрьевну, 14.04.1962, г. р., представлены справки от 09.02.2021 № 56/01-30/02, № 57/01-30/02, от 21.01.2021 № 393/01/42-21, которые были выданы Одесским областным центром занятости о размере пособия по безработице Черниковой С.Ю. Сами справки представлены без перевода на русский язык (л.д.38-42).
Из представленного ответа Территориальной кассы Социального Страхования Кэушень от 20.11.2020 сообщается, что согласно сведений с колхоза «XXII Партсъезд» Каушанского района о стаже и о заработной плате на гр. Черниковой (Семенихиной) Светлане Юрьевны, 14.04.1962г.р., действительно работала в должности воспитателя в данном колхозе, проведение дополнительной проверки данных справок не требуется (л.д.70-75).
В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Черникова С.Ю. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 01.09.2020, представлены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 56-57).
Из обращения в Тарутинский поселковый совет Одесской области от 13.05.2021 усматривается, что ГУ-УПФРФ №11 по г. Москве и Московской области просит подтвердить факт выдачи справок о стаже и заработной плате на Черникову Светлану Юрьевну, <дата> рождения, за № 123 от 17.03.2021 года, № 278/02-10 от 15.01.2021 года, № 265/02-10 от 15.01.2021 года (л.д.58).
Истцом представлен перевод сопроводительного письма Тарутинского поселкового совета Тарутинского района Одесской области от 15.01.2021 о предоставлении копии справки о стаже работы и заработной платы отношении Черниковой С.Ю., подтверждающие ее работу и получение заработной платы за период с апреля 1984г. по август 1995г., отражено, что на все выплаты начислены страховые взносы (л.д. 119-127).
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, часть 3 статьи 4 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относит также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из смысла приведенных норм статьи 4 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в отношении граждан Российской Федерации они не связывают право на пенсионное обеспечение лица с местом жительства на территории Российской Федерации. Постоянное проживание в Российской Федерации является одним из основных условий пенсионного обеспечения для иностранных граждан и других лиц, перечисленных в указанной норме.
Как усматривается из решения об отказе в установлении пенсии, на момент обращения Черниковой С.Ю. с заявлением о назначении пенсии, 08.09.2020, она являлась гражданкой Украины, имела вид на жительство иностранного гражданина, постоянно была зарегистрирована на территории г.о. Серпухов Московской области Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (ч.1).
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (ч.2).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 исполнится 60 (мужчинам) и 55 лет (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6.
Истец Черникова С.Ю., 14.04.1962 года рождения, достигла 55 лет 14.04.2017, соответственно, пенсия ей может быть назначена с 08.09.2020.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости с 01.01.2015г. назначается при наличии не менее 6 лет страхового стажа с последующим ежегодным увеличением на один год и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30.
В 2020 году требуемая минимальная сумма ИПК – 11,4, требуемый страховой стаж – 8 лет.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 6 названного Соглашения от 13 марта 1992 года назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Межгосударственные соглашения по взаимозачетам по страховым взносам между Российской Федерацией и Украиной не предусмотрены.
Таким образом, при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае - в Украине), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии оплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Суд считает возможным включить в общий страховой стаж истца периоды ее работы в с 09.04.1984 по 02.07.1984 в должности воспитателя в Тарутинском детском комбинате № 3, с 03.07.1984 по 01.11.1991 в должности воспитателя в Тарутинском детском саду № 2 «Светлячок», со 02.11.1991 по 15.06.1995 в должности воспитателя в Тарутинском детском комбинате № 1. поскольку факт работы истца подтверждается записями в трудовой книжке, справками работодателя, в том числе, сведениями об уплате страховых взносов за данный период работы.
Суд отклоняет доводы ответчика о невозможно принять трудовую книжку истца, поскольку обстоятельства несоответствия даты ее заведения не зависят от действий истца, не должны нарушать ее право на получение пенсионного обеспечения, а также факт работы истца в периоды, указанные в трудовой книжки, нашел свое подтверждение представленными доказательствами.
При таких обстоятельствах, включению в общий страховой стаж истца подлежат следующие периоды, подтвержденные документально, с 09.04.1984 по 02.07.1984 в должности воспитателя в Тарутинском детском комбинате № 3, с 03.07.1984 по 01.11.1991 в должности воспитателя в Тарутинском детском саду № 2 «Светлячок», со 02.11.1991 по 15.06.1995 в должности воспитателя в Тарутинском детском комбинате № 1, а всего стаж составит 11 лет 2 мес. 7 дней.
Таким образом, с учетом общего страхового стажа истца учтенного ответчиком в общем размере 8 мес. 5 дней (исключая отпуск по уходу за ребенком), включенных судом - 11 лет 2 мес. 7 дней, стаж истца на дату обращения с заявлением (08.09.2020) составил 11 лет 11 мес. 4 дня.
Таким образом, на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии у истца имелся необходимый общий страховой стаж, составляющий 8 лет, в связи с чем, пенсия ей может быть назначена с 08.09.2020.
На основании изложенного, исковые требования Черниковой С.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Черниковой Светланы Юрьевны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области включить в общий страховой стаж Черниковой Светланы Юрьевны периоды работы с 09.04.1984 по 02.07.1984 в должности воспитателя в Тарутинском детском комбинате № 3, с 03.07.1984 по 01.11.1991 в должности воспитателя в Тарутинском детском саду № 2 «Светлячок», со 02.11.1991 по 15.06.1995 в должности воспитателя в Тарутинском детском комбинате № 1.
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области назначить Черниковой Светлане Юрьевне страховую пенсию по старости с 08 сентября 2020 г.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2022