Дело №5-392/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2023 года г.Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Филиппова К.В., рассмотрев вопрос о принятии к производству протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и приложенных материалов в отношении общества с ограниченной ответственностью №»,
установил:
18 декабря 2023 года в Калининский районный суд г. Чебоксары поступил протокол № года об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), составленный старшим инспектором отдела по вопросам миграции ОП №2 УМВД России по г.Чебоксары в отношении общества с ограниченной ответственностью «№».
Рассмотрев представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола, в том числе должна быть установлена полнота представленных документов.
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В представленном материале имеются недостатки, препятствующие рассмотрению дела.
Согласно правовому подходу, сформулированному в подпункте "в" пункта 3постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Так, вынесенное должностным лицом в соответствии с п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ определение о передаче дела на рассмотрение судье должно отвечать требованиям ст.29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.29.12 КоАП РФ в определении по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов дела. Данное требование, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит общий характер и направлено на исключение возможности вынесения немотивированного определения по делу об административном правонарушении (определения от 25 января 2012 года №72-О-О, от 24 марта 2015 года №630-О, от 26 мая 2016 года №945-О, от 24 апреля 2018 года №1081-О и др.).
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Указанная норма не содержит указание о безусловном направлении должностным лицом или органом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в случае проведения по такому делу административного расследования, В данном случае разрешение вопроса о подсудности рассмотрения такого дела законодателем отнесено всецело к компетенции органа или должностного лица, в производстве которых находится такое дело.
При этом необходимо учитывать, что по характеру правоограничительного воздействия на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной.
Так, ч.1 ст.3.12 КоАП РФ устанавливает, что административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной частинастоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вместе с тем закрепленный в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым.
Соответственно, прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья должен исследовать все обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует тщательного анализа протокола об административном правонарушении, а также различных документов, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Таким образом, поскольку сведения о возможности наступления перечисленных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается.
Если в протоколе об административном правонарушении не указано, какие из перечисленных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям и не указано, чем это подтверждается, судья вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Определение начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Чебоксары о передаче материалов дела об административном правонарушении в суд не мотивировано, не представлены доказательства того, что ООО №» ранее привлекалось к административной ответственности. Кроме того, не представлены доказательства того, что невозможно назначение наказания в виде административного штрафа.
Указание в определении лишь на то, что в совершенных ООО №» действиях (бездействии) усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, является недостаточным.
Должностным лицом в определении о направлении дела в суд должны быть приведены конкретные мотивы, в силу которых должностное лицо считает недостаточным назначение наказания за совершенное правонарушение в виде штрафа и признает необходимым обсудить вопрос о возможности применения такой меры наказания, как административное приостановление деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья
определил:
возвратить протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и другие материалы дела в отношении общества с ограниченной ответственностью «№» в Отдел полиции №2 УМВД Российской Федерации по г. Чебоксары.
Судья К.В. Филиппова