Решение по делу № 2а-2080/2019 ~ М-1474/2019 от 09.04.2019

Дело № 2а-2080/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 15 » мая 2019 года                г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Сулим Сергея Федоровича,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Белгородской области к Бондареву Александру Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Белгородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Бондареву А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 г. в сумме 8867 руб., пени в сумме 185,41 руб.

В обоснование заявленных требований Межрайонная ИФНС России № 4 по Белгородской области указала, что административному ответчику был начислен транспортный налог за 2015-2016 г., который не был оплачен в установленный срок. На сумму недоимки начислены пени, требования об оплате транспортного налога не были исполнены, в связи с чем истец обратился к мировому судье судебного участка № 5 г. Старый Оскол Белгородской области о вынесении судебного приказа, который был вынесен 04.09.2018 и отменен по заявлению административного ответчика 21.09.2018.

Ответчиком определение судьи о принятии административного искового заявления в порядке упрощенного производства от 11.04.2019 года, в котором был установлен срок для предоставления письменного отзыва на заявление по существу заявленных требований (13.05.2019 г.), получено 16 апреля 2019 года.

От Бондарева А.В. не поступили возражения на иск.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).

В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).

Пунктом 1 ст. 363 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ) установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Ставки и сроки уплаты транспортного налога на территории Белгородской области установлены Законом Белгородской области № 54 от 28.11.2002 г. «О транспортном налоге»: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 руб.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог в срок, предусмотренный п. 1 ст. 363 НК РФ, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из представленных из электронной базы данных АИС - Налог установлено, что за ответчиком в спорные налоговые периоды (2015, 2016 г.) числился:

с 12.11.2015 г. по 30.03.2017 г. легковой автомобиль Крайслер Sebring госрегзнак , мощностью двигателя 152 л.с.

Указанный вид налога рассчитывается налоговыми органами, которые затем исполняют возложенную на них подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность направлять налогоплательщику налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно требованиям ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрена уплата пени.

20.10.2016 г. налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № 100620948 от 17.07.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 г., налоговый период 2015 г., транспортного налога в размере 1267 руб. (152 л.с. x 50 руб. / 12 месяцев x 2 месяца владения).

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, налоговым органом за период с 02.12.2016 по 07.02.2017 (68 дней) были начислены пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 28,72 руб. (1267 руб. x 10% / 300 x 68 дней).

В связи с неуплатой указанного налога в установленный срок, 13.02.2017 г. в адрес административного ответчика истцом было направлено требование № 6340 об уплате до 04 апреля 2017 г. недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 1267 руб., пени на недоимку в размере 28,72 руб.

19.09.2017 г. налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № 47521554 от 09.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 г., налоговый период 2016 г., транспортного налога в размере 7600 руб. (152 л.с. x 50 руб. x 12 месяца владения).

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, налоговым органом за период с 02.12.2017 по 18.02.2018 (79 дней) были начислены пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 г. в размере 156,69 руб. (7600 руб. x 8,25% / 300 x 16 дней) + (7600 руб. x 7,75% / 300 x 56 дней) + (7600 руб. x 7,50% / 300 x 7 дней).

В связи с неуплатой указанного налога в установленный срок, 05.03.2018 г. в адрес административного ответчика истцом было направлено требование № 15050 об уплате до 16 апреля 2018 г. недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере 7600 руб., пени на недоимку в размере 156,69 руб.

В связи с неуплатой Бондаревым в предоставленный срок задолженности по налогу, пени, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 5 г. Старый Оскол о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогу.

Судебный приказ от 04.09.2018 г. отменен определением мирового судьи от 21.09.2018 г.

По состоянию на 13.05.2019 г. задолженность по уплате транспортного налога за 2015-2016 г. составляет 8867 руб., пеня 185,41 руб.

Представленный истцом расчет ответчиком не опровергнут, проверен судом, является верным.

Требования об оплате недоимки и пени ответчиком не исполнены.

Однако срок обращения налогового органа с иском в суд о взыскании недоимки и пени не соблюден.

Согласно положениям ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, пеней), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Срок исполнения требования, когда сумма налогов, пеней превысила 3000 руб., № 15050 от 19.02.2018 г. истек 16.04.2018 г.

Судебный приказ был вынесен 04.09.2018 г., с административным иском в суд, в связи с отменой 21.09.2018 г. судебного приказа, налоговый орган обратился 09.04.2018 г.

Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таком положении, поскольку срок на обращение в суд с административным иском налоговым органом пропущен, ходатайство о восстановлении названного срока и доказательств уважительности причин его пропуска истцом не представлено, суд не усматривает каких-либо законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд учитывает, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Соответственно, указанный вопрос должен быть решен одновременно с вопросом о возможности взыскания недоимки, положенной в основу ее расчета, в установленном законом порядке. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате. Принимая во внимание, что налоговым органом срок на обращение с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 года пропущен, нет оснований и для удовлетворения требований о взыскании пени, начисленных на названную недоимку.

Руководствуясь статьей 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области к Бондареву Александру Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                           Сулим Сергей Федорович

2а-2080/2019 ~ М-1474/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 4 по Белгородской области
Ответчики
Бондарев Александр Валерьевич
Суд
Старооскольский городской суд
Судья
Сулим Сергей Федорович
09.04.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.04.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2019[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
15.05.2019[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.05.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее