Дело №2а-5253/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Епановой Т.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 2 декабря 2015г. в г. Ухте дело по административному исковому заявлению Колосова П.В. о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве военную службу,
у с т а н о в и л:
Колосов П.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением призывной комиссии МОГО «Ухта» он признан годным к военной службе и призван на военную службу. Вместе с тем, он с детства состоит на учете по месту жительства с заболеванием «....» в ГБУЗ «Сосногорская детская поликлиника». Указанное заболевание в соответствии с расписанием болезней дают основания для проведения освидетельствования по графе 1 ст. 62 Расписания болезней, относится к категории годности «В». В осенний призыв 2015г. врачами-специалистами Отдела военного комиссариата в отношении заявителя было проведено медицинское освидетельствование, при этом врачу-.... были предъявлены жалобы на периодические проявления заболевания и предъявлены подтверждающие документы – заключение врача-.... ГБУЗ «Ухтинская поликлиника». Вместе с тем, это не принято во внимание. Он не был направлен на исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С», электрокардиографию в покое. Заявитель просит признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями, признать незаконным решение призывной комиссии МОГО «Ухта» о призыве на военную службу, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Определением суда производство по делу в части требований о взыскании компенсации морального вреда прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 128 КАС РФ.
В судебное заседание Колосов П.В. не прибыл, извещен надлежащим образом.
В письменном ходатайстве на имя суда от 14.12.2015г. Колосов П.В. просит отложить судебное заседание, назначенное на 15.12.2015г. в связи с невозможностью его явки в судебный процесс.
Суд, рассматривая данное ходатайство, исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение вышеуказанных требований заявителем не представлены достоверные доказательства уважительности причин невозможности явки в судебное заседание, в силу чего суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель Отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Ухта Постельный Ю.А. полагает доводы заявителя не подлежащими удовлетворению. При проведении освидетельствования никаких жалоб заявитель не предъявлял, признан годным к военной службе.
Призывная комиссия МОГО «Ухта» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представитель в суд не прибыл,
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Законом, осуществляющим правовое регулирование в области военной обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006г. №663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
В силу п. 1 ст. 5.1 Закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. № 565 (далее Положение о военно-врачебной экспертизе, Положение).
В силу п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи итоговое заключение о годности гражданина к военной службе может быть дано только на основании его обследования врачами-специалистами с учетом результатов флюорографических и лабораторных исследований.
Это требование направлено на обеспечение как прав граждан, подлежащих призыву, так и интересов военной службы, поскольку его выполнение снижает риск призыва на службу лиц с расстройствами здоровья, которые могут проявляться и непосредственно перед призывом.
В соответствии с п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Согласно п. 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Таким образом, направление для дополнительного медицинского обследования выдается призывнику только в случае наличия сомнения в правильности поставленного диагноза либо для прохождения лечения, без результатов которого невозможно правильно поставить диагноз, является правом, а не обязанностью медицинской комиссии и реализация этого права связана не с желанием призывника, а находится в прямой зависимости от наличия у врачей сомнений в правильности поставленного призывнику диагноза.
Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что все обязательные первичные исследования заявителю проведены.
Приказом Министра обороны Российской Федерации №240 и Министерства здравоохранения РФ №168 от 23.05.2001г. утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Кроме того, при необходимости им проводятся плановые профилактические прививки по месту жительства. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (п.7-8).
Согласно пунктам 9-11 Инструкции врач - специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе; в разделе «Итоговое заключение» учетной карты призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы; результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в дело с протоколами заседания призывной комиссии.
Факт нарушения врачами призывной комиссии требований указанной Инструкции в ходе проведения в отношении заявителя медицинского освидетельствования не установлен. Истребование медицинской документации (амбулаторной карточки) при прохождении освидетельствования при призыве на военную службу указанной Инструкцией, а также приказом Министерства обороны РФ от 02.10.2007г. №400 не предусмотрено.
Статья 62 графа 1 п. «в» Расписания болезней Положения о Военно-врачебной экспертизе, на которую ссылается заявитель, предусматривает наличие следующих болезней: хроническая крапивница, рецидивирующие отеки Квинке, распространенный псориаз, абсцедирующая и хроническая язвенная пиодермия, множественные конглобатные угри, атопический дерматит с очаговой лихенификацией кожного покрова, кожные формы красной волчанки, полиморфный фотодерматоз, распространенный и часто рецидивирующий красный плоский лишай, распространенная экзема, ограниченная часто рецидивирующая экзема, часто рецидивирующая многоформная экссудативная эритема, хроническое течение кожной формы геморрагического васкулита, гангренозная пиодермия, абсцедирующий и подрывающий фолликулит и перифолликулит головы.
В свою очередь в пояснениях к ст. 62 расписания болезней указано, что к пункту «в» относится бляшечная форма склеродермии вне зависимости от локализации, количества и размеров очагов поражения. К редко рецидивирующим формам кожных заболеваний относятся случаи обострения не менее 1 раза в течение последних 3 лет. Наличие атопического дерматита (экссудативного диатеза, детской экземы, нейродермита) в анамнезе при отсутствии рецидива в течение последних 5 лет, а также разновидности ограниченной склеродермии - "болезни белых пятен" не является основанием для применения этой статьи, не препятствует прохождению военной службы и поступлению в военно-учебные заведения.
Сведений о наличии указанного заявителем заболевания в представленных сведениях и полученных результатах освидетельствования не имелось, в том числе, подтверждающих наличие у призывника частых обострений имеющихся заболеваний, длительные госпитализации и тому подобное, в связи с чем призывная комиссия, установила заявителю категорию годности «А», показатель предназначения «1» - годен к военной службе.
Таким образом, совокупность имеющихся доказательств позволяет сделать вывод об отсутствии у заявителя заболеваний, препятствующих его призыву на военную службу, и отсутствии оснований для признания незаконным и отмены решения призывной комиссии о признании его годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями.
Доводы заявителя о наличии заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не подтверждаются материалами дела и подлежат отклонению. Согласно акту исследования состояния здоровья диагноз «атопический дерматит» у заявителя не устанавливался.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что согласно пункту 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008г. №574 «Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе».
Таким образом, доказательством, подтверждающим необоснованность заключения военно-врачебной комиссии либо результатов освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии, и подлежащим учету при проверке правильности такого заключения является заключение независимой военно-врачебной экспертизы, проведенной в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, при этом заявитель имеет право выбора эксперта либо экспертного учреждения для проведения такой экспертизы.
Заявитель не воспользовался своим правом оспорить результаты медицинского освидетельствования в рамках специально предусмотренной Положением о независимой военно-врачебной экспертизе процедуры. Отвечающих требованиям статьей 62 КАС РФ доказательств обратного заявителем суду представлено не было. Сведений о том, что заявитель ставил перед призывной комиссией вопрос о назначении независимой военно-врачебной экспертизы, в материалах дела не содержится, в ходе рассмотрения данного дела заявитель ходатайств о назначении такой экспертизы также не заявлял.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что заявитель в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» не имеет ограничений для призыва на военную службу и не имеет права на отсрочку по указанным им обстоятельствам. Доводы заявителя об отмене заключения врача-специалиста о признании годным к военной службе подлежат отклонению, поскольку указанное заключение не может являться предметом самостоятельного обжалования в рамках норм главы 25 ГПК РФ.
Кроме того, аргументы, приводимые заявителем о необходимости признании его в судебном порядке ограниченно годным к военной службе, не могут быть приняты.
Исходя из смысла ст. ст. 23, 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» вопрос о правильности определенной заявителю категории годности влияет на решение вопроса о возможности его призыва на военную службу. При этом для заявителя заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о категории годности не имеет самостоятельного правового значения в отрыве от решения призывной комиссии.
Между тем суд не вправе подменять собой призывную комиссию, тогда как только этот орган, в соответствии со своим назначением, может принять либо не принять подобное решение. В компетенцию суда не входит и суд не может предрешать существо решения призывной комиссии, которое должно быть принято в отношении призывника с учетом медицинского освидетельствования.
Учитывая изложенное, суд не усматривает нарушения прав заявителя оспариваемым решением призывной комиссии МОГО «Ухта» о призыве его на военную службу. Правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Колосова П.В. о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве военную службу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (полный текст – 18 декабря 2015г.).
Судья В.И. Утянский