Решение по делу № 2а-1880/2021 от 21.06.2021

УИД 04RS0021-01-2021-003634-92

№ 2а-1880/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Будаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1880/2021 по административному исковому заявлению Миллер Э.Р. к Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ, Правительству Республики Бурятия о признании незаконным решения об отказе в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в РФ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление – анкету,

УСТАНОВИЛ:

Миллер Э.Р. обратилась в суд с иском, требуя признать незаконным решение Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ об отказе в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, возложить на Республиканскую комиссию по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ обязанность повторно рассмотреть ее заявку – анкету на выделение квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В обоснование требований в иске указано, что в январе 2021 года истец обратилась в филиал ФГУП «ПВС» МВД России по ... с заявкой-анкетой о выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. ... истец извещена о принятии Республиканской комиссией по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации решения об отказе в выделении ей квоты на выдачу разрешения на временное проживание в РФ. Уведомление не содержит дату принятого решения, правового обоснования принятого решения, истцу не выдают копию протокола заседания комиссии в связи с чем неизвестны причины отказа в выделении квоты. Принятое Комиссией решение препятствует в получении разрешения на временное проживание в РФ, тем самым нарушает право истца на проживание на территории РФ. Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., Положение о Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., не содержат оснований для отказа в выделении квоты, указывая только на критерии оценки иностранного гражданина (пункт 4 Правил распределения квоты). Согласно информации, размещенной на официальном сайте МВД Бурятии, на ДД.ММ.ГГГГ не исчерпано 181 квотное место на выдачу разрешений на временное проживание в РФ. Учитывая имеющиеся квотные места и отсутствие обоснованных причин отказа в выделении квоты, Истец считает решение Комиссии незаконным и подлежащим отмене.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство внутренних дел по ....

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Бурятия.

В судебном заседании административный истец Миллер Э.Р. и ее представитель Шаракшанэ Б.В., действующий на основании доверенности, требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, поддержали по указанным в нем доводам, также представитель сослался на нарушение права на судебную защиту.

В судебном заседании представитель ответчика Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ Дулганов В.Т., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что право на судебную защиту нарушено не было, оно реализовано, права административного истца не нарушены, комиссия руководствовалась установленными правовым регулированием критериями, было учтено, что Миллер Э.Р. не осуществляет трудовую деятельность, привлекалась к административной ответственности.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Республики Бурятия Митыпова Е.В. пояснила, что требования заявлены необоснованно, Правительство Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, постановление о создании комиссии принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, члены комиссии самостоятельно принимают решение, должны руководствоваться критериями оценки иностранного гражданина, установленными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ ... от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время готовится документ о прекращении деятельности Республиканской комиссии, поскольку создана комиссия в системе МВД.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МВД по Республики Бурятия Шелковникова Е.Ю., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении иска, сославшись на доводы, изложенные в письменном возражении.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, либо на них незаконно возложена какая – либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

На административного истца возлагается обязанность доказать нарушение прав и законных интересов.

Часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ).

В пункте 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2345

Пунктом 2 данных правил предусмотрено, что основанием для рассмотрения комиссией вопроса распределения квоты является поступление заявки-анкеты о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Согласно п. 3 Правил, комиссия рассматривает заявку-анкету в течение 30 рабочих дней со дня ее регистрации территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решение о выделении квоты либо об отказе в ее выделении по заявке-анкете принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Пунктом 4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, предусмотрено, что комиссия при принятии решения руководствуется следующими критериями оценки иностранного гражданина:

а) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации не менее 6 месяцев в совокупности в каждом году в течение 3 лет, предшествующих году, на который Правительством Российской Федерации утверждена квота. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах страховые взносы не уплачиваются;

б) обучение не менее одного года по очной или очно-заочной форме в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

в) наличие (отсутствие) специальности (профессии), востребованной на рынке труда в субъекте Российской Федерации, и опыта работы по такой специальности (профессии);

г) наличие (отсутствие) законного источника средств к существованию;

д) наличие (отсутствие) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности указанных образования и (или) квалификации, и законодательством Российской Федерации;

е) наличие (отсутствие) родственников из числа граждан Российской Федерации или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации (полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, двоюродные братья и сестры, дяди, тети);

ж) наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности в субъекте Российской Федерации;

з) наличие (отсутствие) непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

и) привлечение (непривлечение) в течение года к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 6,7 Порядка установлено, что решение оформляется и утверждается протоколом заседания комиссии в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии. В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания комиссии территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации направляет уведомление о принятом комиссией решении лицу, подавшему заявку-анкету, и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о дате проведенного заседания, размере квоты, выделенном по его итогам, и о размере квоты, оставшемся на текущую дату.

Постановлением Правительства Республики Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ создана республиканская комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, этим же постановлением утверждено положение о комиссии, утвержден состав комиссии.

Как указано в п. 8 Положения о республиканской комиссии, при рассмотрении заявок –анкет иностранных граждан и лиц без гражданства, комиссия руководствуется критериями оценки, предусмотренными в п. 4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ....

Согласно п. 18 Положения о республиканской комиссии решение о выделении квоты либо об отказе в ее выделении по заявке – анкете принимается большинством голосов, присутствующих на заседании членов комиссии.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Республиканской комиссией по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации рассмотрена заявка – анкета Миллер Э.Р., против выделения ей квоты проголосовало 9 человек, воздержалось -2, за выделение квоты никто не проголосовал. Большинством голосов принято решение в выделении квоты Миллер Э.Р. на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации отказать.

В заявке – анкете Миллер Э.Р. указано, что она окончила в 2020 году Университет Северной Дакоты с присвоением квалификации магистра искусств, является слушателем курса русского языка как иностранного в Бурятском государственном университете имени Доржо Банзарова, трудовую деятельность не осуществляла, опыта работы по специальности не имеет, находится на обеспечении мужа, родственников из числа граждан Российской Федерации или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ не имеет, жилого помещения на праве собственности на территории Российской Федерации не имеет, непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом не имеет, привлекалась к административной ответственности в июне 2020 года. При принятии решения республиканская комиссия руководствовалась критериями оценки иностранного гражданина, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2345.

Исходя из заявки – анкеты Миллер Э.Р., она не соответствует одновременно нескольким критериям.

То обстоятельство, что в решении республиканской комиссии не указано правовое обоснование не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Действующее на момент принятия республиканской комиссией решения правовое регулирование не предусматривало правовых оснований для принятия решения об отказе в выделении квоты, в каждом конкретном случае члены комиссии дают оценку иностранному гражданину исходя из установленных критериев.

О принятом решении Миллер Э.Р. была уведомлена в установленном порядке, который не предусматривает выдачу копии протокола заседания комиссии, нет утвержденной формы уведомления, а отсутствие в уведомлении даты принятого решения не свидетельствует о нарушении прав административного истца.

Наличие квот на момент рассмотрения заявок - анкет не является основанием для принятия решения о их распределении лицам, обратившимся с заявками-анкетами без учета установленных критериев.

Решение об отказе в выдаче квоты принято уполномоченным на то органом, в установленном порядке, при этом нарушений прав административного истца не усматривается.

Миллер Э.Р. не лишена возможности повторно обратиться с заявкой –анкетой для решения вопроса о распределении квоты. Отказ в выделении квоты не препятствует истцу находиться на территории Российской Федерации в ином предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядке.

Ссылка на нарушение права на защиту судом во внимание не принимается, само право на защиту административным истцом реализовано.

Правовых оснований для возложения на Республиканскую комиссию по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ обязанность повторно рассмотреть заявку – анкету административного истца на выделение квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Миллер Э.Р. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья А.В. Наумова

Решение в окончательной форме принято 02 августа 2021 года.

2а-1880/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Миллер Эмили Рутанн
Ответчики
Республиканская комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ
Правительство Республики Бурятия
Другие
МВД по РБ
Шаракшанэ Булат Валерьевич
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Наумова Анна Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
21.06.2021Регистрация административного искового заявления
21.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2021Подготовка дела (собеседование)
13.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее