Решение по делу № 8Г-2634/2021 [88-3495/2021] от 08.04.2021

УИД № 07RS0001-02-2019-006550-07

         ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ дела 2-708/2020

                                                                                                   № 88-3495/2021

09 июня 2021 года                                                                                    г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Минеевой В.В.

судей Росиной Е.А., Фахретдиновой Р.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Местной администрации г.о. Нальчик к Вороковой Хайшат Мухамедовне, Темиралиевой Амире Рустамовне, Темиралиевой Амине Рустамовне, Темиралиеву Рустаму Занбековичу, Темиралиеву Пльберту Занбековичу, Ахматовой Фатиме Шамилевне об изъятии для муниципальных нужд квартиры и доли в праве долевой собственности на земельный участок, прекращении права собственности, признании муниципальной собственностью, возложении обязанности освободить жилое помещение, о снятии с регистрационного учет,

по кассационной жалобе ответчика Местной администрации г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 февраля 2021 года,

Заслушав доклад судьи Росиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Местная администрация г.о. Нальчик обратилась в суд с иском к ответчикам об изъятии для муниципальных нужд квартиры и доли в праве долевой собственности на земельный участок, прекращении права собственности, признании муниципальной собственностью, возложении обязанности освободить жилое помещение, о снятии с регистрационного учета, указав, что              Вороковой Х.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение, в котором зарегистрированы ответчики. Постановлением Главы Местной администрации г. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ «О признании непригодным для постоянного проживания аварийных жилых домов г. Нальчика» утвержден перечень жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания, в числе которых значится жилой дом по <адрес>. Постановлением Местной администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, в том числе из указанного выше жилого дома. Постановлением Местной администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд по адресу: <адрес>», принято решение об изъятии земельного участка, общей площадью 953 кв.м., кадастровый по <адрес>, о чем ответчик была уведомлена сообщением от ДД.ММ.ГГГГ исх. . Путем проведения оценочных работ определен размер возмещения в связи с изъятием недвижимости в сумме - 1 610 300 рублей, из которых величина рыночной стоимости условной доли земельного участка приходящейся к площади встроенного помещения, общей площадью 104,5 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> составляет 1 340 100 рублей и величина рыночной стоимости изымаемого имущества (2-комнатная квартира), общей площадью 36,8 кв.м., составляет 258 700 рублей, размер убытков, причиненных собственникам изъятием недвижимого имущества жилого назначения, составляет 11 500 рублей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлен проект соглашения об изъятии недвижимости в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. Однако, соглашение ответчицей подписано не было. Просили суд изъять для муниципальных нужд у Вороковой Х.М., принадлежащую ей на праве собственности 2-комнатную квартиру, общей площадью 36,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном доме по <адрес> с выплатой 1 610 300 рублей в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, прекратить право собственности Вороковой Х.М. на 2-комнатную квартиру, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном доме признать право муниципальной собственности за городским округом Нальчик на указанное имущество, обязать Ворокову Х.М. в течение 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Местную администрацию г.о. Нальчик банковские реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение и земельный участок, обязать ответчиков освободить жилое помещение, указать в решении суда о том, что оно является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета.

Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 февраля 2021 года решение оставлено без изменения.

Представителем ответчика Местной администрации г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики по доверенности Паштова А.Х. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения. В обоснование жалобы кассатор указывает на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.

В соответствии со 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

Отказывая в удовлетворении требований администрации, суд первой инстанции, сославшись на положения абзаца 13 статьи 12 ГК РФ, указал, что Постановление и.о. главы местной администрации г. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ «О признании непригодными для постоянного проживания аварийных жилых домов г. Нальчика» не подлежит применению, независимо от признания этого акта недействительным, как противоречащий закону акт органа местного самоуправления. В обоснование незаконности данного акта суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, сослался на то обстоятельство, что указанное постановление принято на основании акта и заключения межведомственной комиссии, составленных позднее даты издания самого постановления, а именно, ДД.ММ.ГГГГ.

Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты приняты при существенном нарушении норм материального и процессуального права.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (здесь и далее редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

На основании приведенной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее – Положение).

Названное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям (абзац первый пункта 7 Положения).

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в разделе II названного Положения. Так, например, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории (пункт 9 Положения), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12 Положения).

В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

По смыслу вышеизложенных норм материального права, принятие решения о признании дома аварийным имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах, формальная ссылка судов на несоответствие даты издания постановления, дате заключения межведомственной комиссии, без установления обстоятельств обоснованности принятия такого решения, а именно, установления факта аварийности помещения, в котором проживает гражданин, опасности данного помещения для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, соответствия этого помещения санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть признана правильной, поскольку влечет нарушение конституционных прав ответчиков на жилище.

Само по себе несовпадение дат в указанных документах, не может являться основанием к выводу о незаконности акта органа местного самоуправления, поскольку это не соответствует ни балансу частных и публичных интересов, ни стабильности публичных правоотношений, ни принципам недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения, а также принципу недопустимости злоупотребления правом, поскольку полностью нивелирует цели и задачи жилищного законодательства, заключающегося в необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (пункт 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации) и лишает иных собственников жилых помещений, признанных аварийными данным постановлением, права на изъятие аварийного жилого помещения путем его выкупа либо путем получения благоустроенного жилого помещения.

Судами также не учтено, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания, в связи с чем отказ в иске к одному из собственников жилого помещения в многоквартирном доме по причине несоответствия закону постановления о признании многоквартирного дама аварийным, при наличии в многоквартирном доме других собственников, реализовавших свои жилищные права на основании этого же постановления, недопустим.

Кроме того, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в п. 22 Постановления его Пленума от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

          Таким образом, действующие правовое регулирование предусматривает совершение органом местного самоуправления и собственником жилого помещения, признанного аварийным, ряда предусмотренных законом действий.

           В обоснование заявленных требований, администрация г.о. Нальчик ссылалась также на постановление администрации городского округа Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена Программа переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, в которую включен спорный жилой дом, а также на Постановление Местной администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд».

          Мотивы, по которым указанные документы не были применены при разрешении спора, ни в решении суда первой инстанции, ни в апелляционном определении, в нарушение требований ст. 67, 196, 327 ГПК РФ, не приведены.

С учетом изложенного, судебная коллегия кассационного суда считает, что судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, определить правоотношения сторон и материальный закон их регулирующий, установить круг обстоятельств, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию, распределить между сторонами бремя доказывания, принять законный и обоснованный судебный акт.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 февраля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий                                                     Минеева В.В.

Судьи                                                                                    Росина Е.А.

                                                                                                          Фахретдинова Р.Ф.

09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее