44OS0000-01-2021-000324-72
Дело № 3а-381/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2021 года, город Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области по тем основаниям, что он является собственником:
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: нежилое здание, площадью 335,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 4 145 272,33 руб.;
- 2/3 долей в праве общей долевой собственности объекта капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое здание, назначение: административно-бытовой корпус, площадью 2 525,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2021 года утверждена в размере 31 218 078,02 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: нежилое строение, площадью 1 809,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 22 361 482,47 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: объект производственного назначения, площадью 1 692,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 7 749 873,77 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: нежилое строение, площадью 155,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 1 924 325,88 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: нежилое строение, площадью 522,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 6 462 620,45 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером № назначение: нежилое здание, наименование: объект производственного назначения, площадью 3 354 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 15 356 892,72 руб.;
- 2/3 долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 701 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения нежилого здания (административно-бытовой корпус), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 января 2013 года утверждена в размере 7 634 369,97 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: объект производственного назначения, площадью 865,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 3 962 389,67 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: объект производственного назначения, площадью 575,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 2 633 198,87 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, наименование: объект производственного назначения, площадью 222,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 1 019 214,17 руб.
Однако рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в соответствии с отчетами №№ 11944, 11945 от 20 октября 2021 года, №№ 11949, 11950, 11951 от 21 октября 2021 года, №№ 11954, 11956, 11958, 11957 от 22 октября 2021 года, №№ 11960, 11961 от 25 октября 2021 года, выполненными оценщиком ООО «Региональный центр оценки» ФИО3, по состоянию на дату оценки составляет 739 000 руб., 16 370 000 руб., 1 742 000 руб., 1 600 000 руб., 395 000 руб., 582 000 руб., 612 000 руб., 2 144 000 руб., 1 659 000 руб., 1 325 000 руб., 467 000 руб. соответственно.
Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налогов, которые рассчитываются исходя из кадастровой стоимости объектов.
Просит установить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области; в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО8, ФИО10, ФИО5, ФИО12, ФИО7, <данные изъяты> ФИО9, ФИО11, ФИО6, ФИО13
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представители административных ответчиков администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Волгореченск Костромской области, заинтересованные лица – ФИО8, ФИО10, ФИО5, ФИО12, ФИО7, <данные изъяты>, ФИО9, ФИО11, ФИО6, ФИО13, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.
Заинтересованные лица ФИО12 и ФИО11 в телефонограмме просили рассматривать дело в своё отсутствие, против удовлетворения требований административного истца не возражали.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью 335,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 1 809,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 1 692,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 155,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 522,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 3 354 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 865,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 575,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 222,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В настоящее время собственниками вышеуказанных объектов недвижимости являются ФИО8, ФИО10, <данные изъяты> ФИО12 и ФИО13 (по <данные изъяты> доли в праве), <данные изъяты> ФИО6, ФИО7, ФИО5 соответственно.
Также ФИО1 и ФИО11 на праве общей долевой собственности (<данные изъяты> и <данные изъяты> доли в праве соответственно) принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 701 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения нежилого здания (административно-бытовой корпус).
- объект капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, площадью 2 525,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 4 145 272,33 руб., 31 218 078,02 руб., 22 361 482,47 руб., 7 749 873,77 руб., 1 924 325,88 руб., 6 462 620,45 руб., 15 356 892,72 руб., 3 962 389,67 руб., 2 633 198,87 руб., 1 019 214,17 руб. соответственно. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года утверждена в размере 7 634 369,97 руб.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29 октября 2015 года № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств ФИО1, а, следовательно, затрагивают его права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты №№ 11944, 11945 от 20 октября 2021 года, №№ 11949, 11950, 11951 от 21 октября 2021 года, №№ 11954, 11959, 11958, 11957 от 22 октября 2021 года, №№ 11960, 11961 от 25 октября 2021 года, выполненные оценщиком ООО «Региональный центр оценки» ФИО3
В отчетах рыночная стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 739 000 руб., 16 370 000 руб., 1 742 000 руб., 1 600 000 руб., 395 000 руб.,582 000 руб., 612 000 руб., 1 659 000 руб., 1 325 000 руб., 467 000 руб. соответственно, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2 144 000 руб.
Оценщик определил рыночную стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами № с использованием сравнительного и доходного подходов (весовые коэффициенты по 0,5), отказавшись от применения затратного подхода, рыночную стоимость земельного участка и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами № с использованием сравнительного подхода, отказавшись от применения доходного и затратного подходов.
При этом при использовании сравнительного подхода (метод сравнения продаж) оценщиком проведен анализ рынка предложений, путем сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те из них, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.
Рассчитывая стоимость объекта оценки доходным подходом (метод капитализации) оценщик в соответствии со сведениями об объектах-аналогах и корректировками по ряду ценобразующих факторов рассчитал среднюю арендную ставку, исходя из которой в последующем, установил чистый операционный доход и стоимость объекта недвижимости.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков – Ассоциации «Русское общество оценщиков». Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Поскольку в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец не обращался, датой подачи заявления следует считать дату его обращения в суд с настоящим административным иском, то есть 25 октября 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью 335,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 739 000 (Семьсот тридцать девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, площадью 2 525,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 16 370 000 (Шестнадцать миллионов триста семьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 1 809,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 1 742 000 (Один миллион семьсот сорок две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 1 692,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 1 600 000 (Один миллион шестьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 155,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, здание 16, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 395 000 (Триста девяносто пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 522,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 582 000 (Пятьсот восемьдесят две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 3 354 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 612 000 (Шестьсот двенадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 865,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 1 659 000 (Один миллион шестьсот пятьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 575,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 1 325 000 (Один миллион триста двадцать пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, назначение: нежилое, наименование: объект производственного назначения, площадью 222,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 467 000 (Четыреста шестьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 701 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения нежилого здания (административно-бытовой корпус), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2 144 000 (Два миллиона сто сорок четыре тысячи) рублей.
Датой подачи заявления считать 25 октября 2021 года.
На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Председательствующий Р.Н. Колесов
Полный текст решения изготовлен 25 января 2022 года.