Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Нижнеудинск 14 января 2020 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Папиной Е.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бичахчян С.Г.,
с участием представителей истца Жученко Н.Г. – Гнатюк В.А. и Кузьминой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-132/2020 по исковому заявлению Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования и областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о признании незаконными заключений межведомственной комиссии, постановления администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, признании права на получение социальных выплат,
установил:
Жученко Н.Г. обратился в Нижнеудинский городской суд с иском к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», в котором просит признать незаконными заключения назначенной постановлением администрации Усть-Рубахинского муниципального образования межведомственной комиссии от 23.09.2019 №188а и от 31.10.2019 о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту, постановление администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 23.09.2019 №286 в части признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту, признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с п.п. 1 п. 1 Постановления <адрес обезличен> от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование иска Жученко Н.Г. указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. В результате чрезвычайной ситуации, связанной с произошедшим в июне 2019 года наводнением, указанное жилое помещение попало в зону затопления. По его обращению 02.09.2019 межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, обследовала жилое помещение, составив акт № 258а от 02.09.2019, из которого следует, что для дальнейшей эксплуатации жилого помещения необходимо выполнить капитальный ремонт. 23.09.2019 вынесено постановление № 286 о признании жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в Усть-Рубахинском муниципальном образовании, в перечень которых было включено указанное жилое помещение. Не согласившись с принятым комиссией решением, он обратился с заявлением о повторном обследовании жилого дома в связи с тем, что фактически жилой дом находится в аварийном состоянии, по истечении времени здание дома перекосилось, появились многочисленные трещины в фундаменте и стенах, полы в квартире деформировались и просели. Однако комиссия вновь приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту. Для дополнительного обследования он обратился в ООО «МНСЭ» для проведения строительно-технической экспертизы жилого дома. Согласно проведенному обследованию и выводам строительно-технической экспертизы "номер обезличен" от 09.12.2019 эксперты пришли к выводу, что основные конструктивные элементы здания: фундамент, стены, отмостка, полы относятся к категории опасности и повреждений как состояние аварийное, обследованный жилой дом находится в аварийном состоянии, требуется произвести работы по демонтажу здания.
Истец Жученко Н.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Гнатюк В.А. и Кузьмина Е.Б. каждый по отдельности исковые требования Жученко Н.Г. поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Гнатюк В.А. суду пояснила, что в настоящее время жилое помещение по <адрес обезличен> находится в аварийном состоянии, в нём невозможно проживать, здание перекосилось, появились трещины в фундаменте, полы деформировались, печь трескается. В доме холодно. Деньги получили на капитальный ремонт, но не использовали их. С соседями нужно менять 3-4 венца, их квартира тоже признана подлежащей капитальному ремонту. Жученко Н.Г. был вынужден обратиться в ООО «МНСЭ», эксперты которого провели полное обследование жилого дома, по его результатам было составлено заключение, согласно которому состояние аварийное, обследованный жилой дом находится в аварийном состоянии, требуется произвести работы по демонтажу здания. Просили удовлетворить исковые требования Жученко Н.Г., обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации Усть-Рубахинского муниципального образования – глава администрации Бурачков А.И. в судебное заседание не явился, направил суду письменные возражения, в которых указал, что межведомственная комиссия при принятии решения о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту руководствовалась актом обследования жилого помещения при участии экспертов ООО «БайкалРемПутьМаш». Согласно акта обследования жилого помещения межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что обследуемый объект – жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. С выводами строительно-технической экспертизы о необходимости демонтажа жилого помещения, основанными на результатах визуального осмотра, администрация Усть-Рубахинского муниципального образования не согласна. Просит в удовлетворении иска Жученко Н.Г. отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заключение строительно-технической экспертизы ООО «МНСЭ» не может рассматриваться в качестве основания для признания права Жученко Н.Г. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, т.к. для определения права на получение социальной выплаты ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» запрашивает сведения о признании жилого помещения утраченным в органах местного самоуправления. ООО «МНСЭ» не относится к государственным органам, органам местного самоуправления, подведомственным государственным органам и органам местного самоуправления организации, в связи с чем Жученко Н.Г. не имеет права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. Просит в удовлетворении иска Жученко Н.Г. отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо Кулинич М.В.в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, не возражает против удовлетворения требований Жученко Н.Г.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ №916 от 18.07.2019 утверждены «Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, подпунктами «а», «б», «в», «г», «д» пункта 3 которых предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели: предоставление социальных выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области; предоставление социальных выплат гражданам, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, утратившим жилые помещения; предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п.п.1 п.1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в т.ч. в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с п. 25 указанного Постановления размер социальной выплаты рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: 33 кв. метра – для одиноко проживающих граждан, но не менее общей площади утраченного жилого помещения; 42 кв.м. – для семьи, состоящей из двух человек, но не менее общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не менее общей площади утраченного жилого помещения.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 13.02.2019г. Жученко Н.Г., "дата обезличена" рождения, уроженец <адрес обезличен>, является наследником имущества Жученко Г.А., умершего "дата обезличена". Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из квартиры, находящейся по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.02.2019 Жученко Н.Г. является собственником квартиры общей площадью 40.9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно акту обследования помещения "номер обезличен" от 02.09.2019 межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 01.07.2019, в составе Бурачкова А.И., Зваричевой Л.М., Никонович О.А., Турова В.М., Сарабаховой О.А., Соловьевой Е.С., Семенкович Т.М. произвела обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> заключением о признании помещения подлежащим капитальному ремонту.
Согласно технического отчета № ТО 0021-0009, проведенного ООО «Лаборатория цифровых технологий проектирования» по заказу администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, в ходе технического обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, 2) были проведены следующие работы: визуальное обследование гидроизоляции и несущих подземных и надземных конструкций здания, выявление дефектов и повреждений с фото-фиксацией; инструментальное обследование строительных конструкций подвала и отдельных элементов; проведен осмотр инженерных сетей здания. Основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом и затоплением территории, на которой расположен объект. Согласно ГОСТ 31937-2011, категория технического состояния здания, ограниченно-работоспособное.
Согласно заключению "номер обезличен" от 23.09.2019 межведомственная комиссия Усть-Рубахинского муниципального образования в указанном выше составе пришла к выводу о наличии оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту. В заключении указано, что к соответствующим выводам комиссия пришла по результатам рассмотрения технического заключения по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций жилых помещений и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования.
Согласно акту обследования помещения "номер обезличен" от 31.10.2019 межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от "дата обезличена", в составе Бурачкова А.И., Зваричевой Л.М., Никонович О.А., Турова В.М., Сарабаховой О.А., Соловьевой Е.С., Семенкович Т.М. произвела обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> заключением о признании помещения подлежащим капитальному ремонту.
Согласно заключению от 31.10.2019 межведомственная комиссия Усть-Рубахинского муниципального образования в указанном выше составе пришла к выводу о наличии оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту. В заключении указано, что к соответствующим выводам комиссия пришла по результатам рассмотрения технического заключения по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций жилых помещений и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования "номер обезличен" от 23.09.2019 признаны подлежащими капитальному ремонту жилые дома, в т.ч. дом <адрес обезличен>.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы "номер обезличен", проведенной обществом с ограниченной ответственностью «МНСЭ» 09.12.2019, по результатам детального визуального и инструментального обследования конструкций здания по адресу: <адрес обезличен> установлено: разрушение и просадка здания, выявлено вымывание грунта в подполье, замачивание, разрушение и гниение конструкций подполья, образование трещин в теле фундамента; трещины, деформации и прогибы в стенах, деформации и просадки перекрытий; по результатам обследования экспертами выявлены дефекты, согласно ГОСТ 31937-2011 и СП 13-102-2003 снижающие технические характеристики и несущую способность обследуемых конструкций, категории технического состояния основных конструктивных элементов здания: фундаменты – аварийное, стены – аварийное, перегородки – аварийное, перекрытия – аварийное, отмостка – отсутствует, полы – аварийное, окна – работоспособное, двери – работоспособное. Установлены дефекты, снижающие эксплуатационные и прочностные характеристики здания: деформации фундамента здания, деформации и просадки перекрытий здания, трещины и прогиб стен, разрушение конструкций подполья, дефекты отделки стен, потолков и полов дома. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, находится в аварийном состоянии, требуется произвести работы по демонтажу здания.
В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Строительными нормами и правилами СНиП 1-2 «Строительная терминология» установлены следующие понятия: конструктивный, несущий элемент - конструкция, составляющая здание или сооружение (фундамент, стена, перекрытие, покрытие, лестница), и обеспечивающая его пространственную устойчивость.
Согласно п.10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого жома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее по тексту –Положение), несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
В соответствии с п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Как следует из п. 34 данного Положения, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно которому капитальным ремонтом объектов капитального строительства является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с п.3.13. и п. 3.6 ГОСТ 31937-2011 « Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенным в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, категория технического состояния: степень эксплуатационной пригодности несущей строительной конструкции или здания и сооружения в целом, а также грунтов их основания, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик; аварийное состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и ( или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Пунктом 5.1.5 указанного ГОСТа предусмотрено, что эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается.
Исходя из приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что капитальный ремонт дома включает в себя замену, восстановление строительных конструкций дома или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций. Фундамент дома является несущей строительной конструкцией, которая обеспечивает его пространственную устойчивость. Потеря устойчивости здания определяет техническое состояние здания как аварийное, при котором эксплуатация здания не допускается, что указывает на необходимость его сноса. Замена фундамента не относится к капитальному ремонту дома.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит установленным, что члены ООО «Лаборатория цифровых технологий проектирования» обследование жилого дома в полном объеме не проводили, межведомственной комиссией вывод о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту сделан без учета технического состояния дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в связи с чем суд признает достоверными выводы, изложенные в заключении строительно-технической экспертизы ООО «МНСЭ» о том, что данное жилое помещение является аварийным и требуется проведение демонтажных работ. Доказательств, опровергающих выводы представленного истцом заключения, представителем ответчика суду не представлено. Исходя из бремени доказывания, законность оспариваемых заключений межведомственной комиссии подлежит доказыванию ответчиком, вместе с тем таких доказательств им в суд представлено не было, о проведении по делу судебной строительно-технической экспертизы им не заявлялось.
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что истец Жученко Н.Г. является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения в июне 2019 года и за ним должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой указанного выше жилого помещения.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя.
Учитывая, что целью обращения истца в суд является последующее получение материальной помощи из бюджета, заявление истца об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования и областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о признании незаконными заключений межведомственной комиссии, постановления администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, признании права на получение социальных выплат – удовлетворить.
Признать незаконными заключения назначенной постановлением администрации Усть-Рубахинского муниципального образования межведомственной комиссии от 23.09.2019 "номер обезличен" и от "дата обезличена" о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту.
Признать незаконным постановление администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 23.09.2019 №286 в части признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту.
Признать за Жученко Н.Г., "дата обезличена" рождения, уроженцем <адрес обезличен>, право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с п.п. 1 п. 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии со ст. 112 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.
Председательствующий Е.П. Папина
Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2020 г.