Решение по делу № 3а-16/2021 от 30.11.2020

УИД 28OS0000-01-2020-000169-48

Дело №3а-16/2021 (3а-135/2020)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                                                                  22 января 2021 г.

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Олейник О. В. к Правительству Амурской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении ее равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Олейник О.В. обратилась в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение - магазин, с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536 утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Амурской области. В соответствии с планом мероприятий по внесению в ЕГРН сведений о кадастровом номере здания или сооружения, в которых расположено помещение, 6 октября 2017 г. в ЕГРН внесены сведения о помещении с кадастровым номером <номер>. В соответствии с нормами п. 3.1 Приказа от 18 марта 2011 г. № 113 по состоянию на 6 октября 2017 г. кадастровая стоимость определена с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения и составила 3 823 875 рублей 05 копеек. Однако указанная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости объекта недвижимости и является завышенной, что влечет нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости, поскольку влечет увеличение налоговой нагрузки. Согласно отчету об оценке от 17 ноября 2020 г. № 119/20, выполненному оценщиком Ф.И.О.4, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, определена в размере 1 022 833 рубля.

На основании изложенного, административный истец просила пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и установить ее равной рыночной стоимости в размере 1 022 833 рубля; обязать Управление Росреестра по Амурской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости.

Административный истец Олейник О.В., представители административных ответчиков - Правительства Амурской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, представители заинтересованных лиц – администрации пгт. Серышево, администрации г. Белогорска, явка которых в силу закона не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеются ходатайства о рассмотрении административного дела без участия административного истца, представителей ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, иные лица о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Правительства Амурской области - Министерство имущественных отношений Амурской области, которому распоряжением Губернатора Амурской области от 18 декабря 2014 г. № 311-р поручено представлять интересы Правительства Амурской области по делам данной категории, указало, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер> не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536. Оспариваемая кадастровая стоимость была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области. Поскольку Правительством Амурской области оспариваемая кадастровая стоимость объекта, установленная по состоянию на 6 октября 2017 г., не утверждалась, Правительство области является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу. Просит в удовлетворении административного иска к Правительству Амурской области отказать. Одновременно указывает, что рассмотрев представленный административным истцом отчет, министерство не обнаружило грубых нарушений Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области указало, что в Едином государственном реестре недвижимости 4 февраля 2016 г. учтен объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового номера <номер>. В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется с момента их постановки в ЕГРН на основании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки субъекта РФ. Объект недвижимости с кадастровым номером <номер> не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 г., поскольку сведения о ранее учтенном объекте недвижимости внесены в ЕГРН 4 февраля 2016 г. после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки и до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости. В соответствии с нормами п. 3.2 Приказа № 113 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> была определена путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение, в размере 35904,93 руб./кв.м. на площадь данного помещения (106,5 кв.м.), кадастровая стоимость составила 3 823 875 рублей 04 копейки, дата определения 6 октября 2017 г. При внесении сведений о кадастровой стоимости филиалом был использован утвержденный Правительством Амурской области средний удельный показатель, в связи с чем филиал не может являться административным ответчиком по данному делу, не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения массовой/государственной кадастровой стоимости и удельных показателей массовой/государственной кадастровой стоимости. В случае установления судом выполнения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», представленный отчет может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, в целях внесения ее в сведения, предусмотренные нормами федерального законодательства о государственной регистрации и административные исковые требования могут быть удовлетворены.

В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области указывает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению только в случае представления отчета, соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем по требованию о возложении на Управление Росреестра по Амурской области обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной ее рыночной, отмечает, что в случае удовлетворения судом требований истца об установлении размера кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости, такое решение уже само по себе будет являться основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРН. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по Амурской области требований в части возложения обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости, в остальной части вынести решение, исходя из фактических обстоятельств дела, на основании исследованных доказательств, в соответствии с законом.

В письменных возражениях на административный иск заинтересованное лицо администрация г. Белогорска полагала заявленные требования административного истца необоснованными, указывая, что административным истцом не представлено доказательств соответствия отчета об оценке от 17 ноября 2020 г. № 119/20 действующим нормам законодательства, при этом несоразмерное и значительное снижение кадастровой стоимости указанного объекта налогообложения существенным образом снизит сумму налога на имущество физических лиц, являющегося одним из основных источников формирования доходной базы бюджета муниципального образования.

Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (ст. 3 указанного Федерального закона).

Из материалов дела следует, нежилое помещение с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности административного истца Олейник О.В.

В соответствии с Федеральными законами от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Правительства Амурской области от 16 ноября 2015 г. № 538 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Амурской области» по состоянию на 1 января 2016 г. проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» утверждены прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2016 г. согласно приложению № 1 к постановлению; средние (минимальные) удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) в разрезе кадастровых кварталов муниципальных образований и городских округов Амурской области согласно приложению № 2 к постановлению.

Согласно приложению № 1 к указанному постановлению объект недвижимости с кадастровым номером <номер> не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, поскольку сведения о данном ранее учтенном объекте недвижимости внесены в ЕГРН 4 февраля 2016 г. после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно п. 3.2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 113, действующего до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 г. № 514, т.е. до 2 марта 2019 г., кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь. В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в кадастровом квартале, в котором расположено здание, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. № П/210 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

С учетом изложенного, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> в размере 3 823 875 рублей 04 копейки путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу 35904,93 руб./кв.м. на площадь данного помещения 106,5 кв.м., дата определения 6 октября 2017 г.

Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 6 октября 2017 г., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, - 6 октября 2017 г.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст.ст. 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно положениям п. 1 ст. 401 НК РФ жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на вышеупомянутое имущество (ст. 400 НК РФ).

Исходя из положений ст. 400 НК РФ, административный истец как собственник вышеуказанного объекта недвижимости относится к налогоплательщикам налога на имущество физических лиц.

Следовательно, административный истец обладает правом обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, поскольку она определяет величину налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате административным истцом как собственником объекта недвижимости, в связи с чем затрагивает ее права и обязанности.

Доводы представителя административного ответчика Правительства Амурской области о том, что Правительство Амурской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 247 КАС РФ и правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> рассчитана с использованием значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536.

Таким образом, при определении кадастровой стоимости недвижимого имущества с кадастровым номером <номер> был использован утвержденный органом исполнительной власти субъекта - Правительством Амурской области средний удельный показатель кадастровой стоимости.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является уполномоченным органом, определившим кадастровую стоимость объекта недвижимости, в связи с чем доводы его представителя о том, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ненадлежащим административным ответчиком по делу суд также находит несостоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 октября 2020 г. N КУВИ-002/2020-34052701 сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> внесены в ЕГРН 6 октября 2017 г.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление административного истца Олейник О.В. подано в пределах срока, установленного ч. 3 ст. 245 КАС РФ.

Предметом требований административного истца является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 6 октября 2017 г.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований, в том числе об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

По смыслу положений ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В связи с чем представленный административным истцом отчет № 119/20 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 6 октября 2017 г., выполненный 21 ноября 2020 г. оценщиком Ф.И.О.4, как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам ст. 84 КАС РФ.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), п. 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

В соответствии с п. 6 указанного Стандарта итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (п. 7).

Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (п. 18).

Как указано в п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

В соответствии с п. 24 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1) оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности (п. 11 раздела V Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611).

Так, из отчета оценщика Ф.И.О.4 № 119/20 от 21 ноября 2020 г. следует, что по состоянию на 6 октября 2017 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> составляет 1 022 833 рубля.

Из указанного отчета усматривается, что рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком на основании сведений из ЕГРН о качественных и количественных характеристиках объекта недвижимости, анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в рассматриваемом регионе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», «Оценка недвижимости (ФСО № 7)».

Отчет № 119/20 от 21 ноября 2020 г. выполнен оценщиком Ф.И.О.4, которая является членом Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация оценщиков ассоциации российских магистров оценки», гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности ПАО СК «Росгосстрах» <номер>, срок действия с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2021 г.), оценщик имеет квалификационный аттестат <номер> от 26 апреля 2019 г. по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», стаж в области оценки 6 лет.

Установленные обстоятельства подтверждают соответствие оценщика Ф.И.О.4 требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности, установленным ст.ст. 4, 15, абз. 4 ст. 15.1 и ст. 24.7 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для получения достоверных результатов при определении рыночной стоимости земельного участка оценщиком использованы доходный и сравнительный подходы к оценке недвижимости, при этом обоснован отказ от затратного подхода.

Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических и арифметических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Доказательств, опровергающих выводы оценщика, выполнившего отчет об оценке спорного объекта недвижимости, ни административным ответчиком, ни заинтересованными лицами суду не представлено.

Кроме этого, не представлено доказательств об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также доказательств, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке, ходатайство о проведении судебной экспертизы о достоверности определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не заявлено.

Доказательств предоставления административным истцом недостоверных сведений о величине рыночной стоимости спорного объекта материалы дела не содержат.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке № 119/20 от 21 ноября 2020 г. об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, выполненный оценщиком Ф.И.О.4, является допустимым доказательством по настоящему делу.

С учетом совокупности исследованных доказательств, с точки зрения относимости и допустимости, в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ и установленными по делу обстоятельствами суд находит подлежащими удовлетворению требования Олейник О.В. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>.

Рассматривая требование административного истца о возложении на Управление Росреестра по Амурской области обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку оно заявлено преждевременно.

В силу требований КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца при наличии с его (административного ответчика) стороны незаконных действий либо незаконного бездействия.

В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, порядок внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости урегулирован законом, и вынесения судебного решения в этой части не требуется. В связи с чем, административным истцом указанное требование заявлено преждевременно, поскольку в настоящее время со стороны уполномоченного органа отсутствует какое-либо незаконное бездействие.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления физическим лицом о пересмотре кадастровой стоимости считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

Доказательств обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости суду не представлено.

Административный истец обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 30 ноября 2020 г.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Олейник О. В. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 022 833 (один миллион двадцать две тысячи восемьсот тридцать три) рубля по состоянию на 6 октября 2017 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 ноября 2020 г.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В удовлетворении требований Олейник О.В. к Управлению Росреестра по Амурской области о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости, - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                        Н.О. Хробуст

Решение в окончательной форме принято 27 января 2021 г.

Председательствующий судья                                                              Н.О. Хробуст

УИД 28OS0000-01-2020-000169-48

Дело №3а-16/2021 (3а-135/2020)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                                                                  22 января 2021 г.

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Олейник О. В. к Правительству Амурской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении ее равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Олейник О.В. обратилась в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение - магазин, с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536 утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Амурской области. В соответствии с планом мероприятий по внесению в ЕГРН сведений о кадастровом номере здания или сооружения, в которых расположено помещение, 6 октября 2017 г. в ЕГРН внесены сведения о помещении с кадастровым номером <номер>. В соответствии с нормами п. 3.1 Приказа от 18 марта 2011 г. № 113 по состоянию на 6 октября 2017 г. кадастровая стоимость определена с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения и составила 3 823 875 рублей 05 копеек. Однако указанная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости объекта недвижимости и является завышенной, что влечет нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости, поскольку влечет увеличение налоговой нагрузки. Согласно отчету об оценке от 17 ноября 2020 г. № 119/20, выполненному оценщиком Ф.И.О.4, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, определена в размере 1 022 833 рубля.

На основании изложенного, административный истец просила пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и установить ее равной рыночной стоимости в размере 1 022 833 рубля; обязать Управление Росреестра по Амурской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости.

Административный истец Олейник О.В., представители административных ответчиков - Правительства Амурской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, представители заинтересованных лиц – администрации пгт. Серышево, администрации г. Белогорска, явка которых в силу закона не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеются ходатайства о рассмотрении административного дела без участия административного истца, представителей ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, иные лица о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Правительства Амурской области - Министерство имущественных отношений Амурской области, которому распоряжением Губернатора Амурской области от 18 декабря 2014 г. № 311-р поручено представлять интересы Правительства Амурской области по делам данной категории, указало, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер> не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536. Оспариваемая кадастровая стоимость была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области. Поскольку Правительством Амурской области оспариваемая кадастровая стоимость объекта, установленная по состоянию на 6 октября 2017 г., не утверждалась, Правительство области является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу. Просит в удовлетворении административного иска к Правительству Амурской области отказать. Одновременно указывает, что рассмотрев представленный административным истцом отчет, министерство не обнаружило грубых нарушений Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области указало, что в Едином государственном реестре недвижимости 4 февраля 2016 г. учтен объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового номера <номер>. В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется с момента их постановки в ЕГРН на основании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки субъекта РФ. Объект недвижимости с кадастровым номером <номер> не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 г., поскольку сведения о ранее учтенном объекте недвижимости внесены в ЕГРН 4 февраля 2016 г. после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки и до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости. В соответствии с нормами п. 3.2 Приказа № 113 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> была определена путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение, в размере 35904,93 руб./кв.м. на площадь данного помещения (106,5 кв.м.), кадастровая стоимость составила 3 823 875 рублей 04 копейки, дата определения 6 октября 2017 г. При внесении сведений о кадастровой стоимости филиалом был использован утвержденный Правительством Амурской области средний удельный показатель, в связи с чем филиал не может являться административным ответчиком по данному делу, не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения массовой/государственной кадастровой стоимости и удельных показателей массовой/государственной кадастровой стоимости. В случае установления судом выполнения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», представленный отчет может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, в целях внесения ее в сведения, предусмотренные нормами федерального законодательства о государственной регистрации и административные исковые требования могут быть удовлетворены.

В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области указывает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению только в случае представления отчета, соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем по требованию о возложении на Управление Росреестра по Амурской области обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной ее рыночной, отмечает, что в случае удовлетворения судом требований истца об установлении размера кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости, такое решение уже само по себе будет являться основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРН. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по Амурской области требований в части возложения обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости, в остальной части вынести решение, исходя из фактических обстоятельств дела, на основании исследованных доказательств, в соответствии с законом.

В письменных возражениях на административный иск заинтересованное лицо администрация г. Белогорска полагала заявленные требования административного истца необоснованными, указывая, что административным истцом не представлено доказательств соответствия отчета об оценке от 17 ноября 2020 г. № 119/20 действующим нормам законодательства, при этом несоразмерное и значительное снижение кадастровой стоимости указанного объекта налогообложения существенным образом снизит сумму налога на имущество физических лиц, являющегося одним из основных источников формирования доходной базы бюджета муниципального образования.

Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (ст. 3 указанного Федерального закона).

Из материалов дела следует, нежилое помещение с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности административного истца Олейник О.В.

В соответствии с Федеральными законами от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Правительства Амурской области от 16 ноября 2015 г. № 538 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Амурской области» по состоянию на 1 января 2016 г. проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» утверждены прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2016 г. согласно приложению № 1 к постановлению; средние (минимальные) удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) в разрезе кадастровых кварталов муниципальных образований и городских округов Амурской области согласно приложению № 2 к постановлению.

Согласно приложению № 1 к указанному постановлению объект недвижимости с кадастровым номером <номер> не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, поскольку сведения о данном ранее учтенном объекте недвижимости внесены в ЕГРН 4 февраля 2016 г. после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно п. 3.2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 113, действующего до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 г. № 514, т.е. до 2 марта 2019 г., кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь. В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в кадастровом квартале, в котором расположено здание, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. № П/210 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

С учетом изложенного, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> в размере 3 823 875 рублей 04 копейки путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу 35904,93 руб./кв.м. на площадь данного помещения 106,5 кв.м., дата определения 6 октября 2017 г.

Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 6 октября 2017 г., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, - 6 октября 2017 г.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст.ст. 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно положениям п. 1 ст. 401 НК РФ жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на вышеупомянутое имущество (ст. 400 НК РФ).

Исходя из положений ст. 400 НК РФ, административный истец как собственник вышеуказанного объекта недвижимости относится к налогоплательщикам налога на имущество физических лиц.

Следовательно, административный истец обладает правом обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, поскольку она определяет величину налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате административным истцом как собственником объекта недвижимости, в связи с чем затрагивает ее права и обязанности.

Доводы представителя административного ответчика Правительства Амурской области о том, что Правительство Амурской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 247 КАС РФ и правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> рассчитана с использованием значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536.

Таким образом, при определении кадастровой стоимости недвижимого имущества с кадастровым номером <номер> был использован утвержденный органом исполнительной власти субъекта - Правительством Амурской области средний удельный показатель кадастровой стоимости.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является уполномоченным органом, определившим кадастровую стоимость объекта недвижимости, в связи с чем доводы его представителя о том, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ненадлежащим административным ответчиком по делу суд также находит несостоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 октября 2020 г. N КУВИ-002/2020-34052701 сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> внесены в ЕГРН 6 октября 2017 г.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление административного истца Олейник О.В. подано в пределах срока, установленного ч. 3 ст. 245 КАС РФ.

Предметом требований административного истца является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 6 октября 2017 г.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований, в том числе об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

По смыслу положений ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В связи с чем представленный административным истцом отчет № 119/20 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 6 октября 2017 г., выполненный 21 ноября 2020 г. оценщиком Ф.И.О.4, как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам ст. 84 КАС РФ.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), п. 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

В соответствии с п. 6 указанного Стандарта итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (п. 7).

Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (п. 18).

Как указано в п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

В соответствии с п. 24 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1) оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности (п. 11 раздела V Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611).

Так, из отчета оценщика Ф.И.О.4 № 119/20 от 21 ноября 2020 г. следует, что по состоянию на 6 октября 2017 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> составляет 1 022 833 рубля.

Из указанного отчета усматривается, что рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком на основании сведений из ЕГРН о качественных и количественных характеристиках объекта недвижимости, анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в рассматриваемом регионе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», «Оценка недвижимости (ФСО № 7)».

Отчет № 119/20 от 21 ноября 2020 г. выполнен оценщиком Ф.И.О.4, которая является членом Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация оценщиков ассоциации российских магистров оценки», гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности ПАО СК «Росгосстрах» <номер>, срок действия с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2021 г.), оценщик имеет квалификационный аттестат <номер> от 26 апреля 2019 г. по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», стаж в области оценки 6 лет.

Установленные обстоятельства подтверждают соответствие оценщика Ф.И.О.4 требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности, установленным ст.ст. 4, 15, абз. 4 ст. 15.1 и ст. 24.7 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для получения достоверных результатов при определении рыночной стоимости земельного участка оценщиком использованы доходный и сравнительный подходы к оценке недвижимости, при этом обоснован отказ от затратного подхода.

Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических и арифметических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Доказательств, опровергающих выводы оценщика, выполнившего отчет об оценке спорного объекта недвижимости, ни административным ответчиком, ни заинтересованными лицами суду не представлено.

Кроме этого, не представлено доказательств об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также доказательств, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке, ходатайство о проведении судебной экспертизы о достоверности определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не заявлено.

Доказательств предоставления административным истцом недостоверных сведений о величине рыночной стоимости спорного объекта материалы дела не содержат.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке № 119/20 от 21 ноября 2020 г. об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, выполненный оценщиком Ф.И.О.4, является допустимым доказательством по настоящему делу.

С учетом совокупности исследованных доказательств, с точки зрения относимости и допустимости, в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ и установленными по делу обстоятельствами суд находит подлежащими удовлетворению требования Олейник О.В. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>.

Рассматривая требование административного истца о возложении на Управление Росреестра по Амурской области обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку оно заявлено преждевременно.

В силу требований КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца при наличии с его (административного ответчика) стороны незаконных действий либо незаконного бездействия.

В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, порядок внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости урегулирован законом, и вынесения судебного решения в этой части не требуется. В связи с чем, административным истцом указанное требование заявлено преждевременно, поскольку в настоящее время со стороны уполномоченного органа отсутствует какое-либо незаконное бездействие.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления физическим лицом о пересмотре кадастровой стоимости считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

Доказательств обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости суду не представлено.

Административный истец обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 30 ноября 2020 г.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Олейник О. В. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <номер>, площадью 106,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 022 833 (один миллион двадцать две тысячи восемьсот тридцать три) рубля по состоянию на 6 октября 2017 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 ноября 2020 г.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В удовлетворении требований Олейник О.В. к Управлению Росреестра по Амурской области о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости недвижимости, равной ее рыночной стоимости, - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                        Н.О. Хробуст

Решение в окончательной форме принято 27 января 2021 г.

Председательствующий судья                                                              Н.О. Хробуст

1версия для печати

3а-16/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Олейник Ольга Владимировна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" (в лице филиала по Амурской области)
Правительство Амурской области
Другие
Администрация г. Белогорск
Администрация пгт. Серышево
Суд
Амурский областной суд
Судья
Хробуст Наталья Олеговна
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
30.11.2020Регистрация административного искового заявления
30.11.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2020Судебное заседание
22.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021Дело оформлено
09.03.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.03.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее