Решение по делу № 2-7848/2024 от 19.07.2024

11RS0001-01-2024-011954-24 Дело № 2-7848/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием прокурора Семеновой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2024 года в городе Сыктывкаре гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданию объекта социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (далее ГУП РК «ГАРК») об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, расположенной по адресу: Республика Коми, п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, д. 21А, путем: установки информирующей тактильной таблички перед входом в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020; приведения проступи краевых ступеней лестничного марша при входе в соответствие с п. 6.2.8. СП 59.13330.2020; оборудования входа в аптеку пандусом с поручнями, в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020; оборудования средств связи с администрацией аптеки (кнопкой вызова), в соответствии с п. 8.4.4 СП 59.13330.2020. В обоснование исковых требований указано, что указанная аптека является единственным учреждением (объектом) в Троицко-Печорском районе, в котором граждане, в том числе инвалиды, могут бесплатно получить лекарственные средства и изделия медицинского назначения по льготным рецептам врачей ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ».

В дальнейшем истец уточнил требования и просил обязать обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, расположенной по адресу: Республика Коми, п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, д. 21А, путем: установки информирующей тактильной таблички перед входом в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020; приведения проступи краевых ступеней лестничного марша при входе в соответствие с п. 6.2.8. СП 59.13330.2020; оборудования входа в аптеку пандусом с поручнями, в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020; от исковых требований в части оборудования средств связи с администрацией аптеки (кнопкой вызова), в соответствии с п. 8.4.4 СП 59.13330.2020 отказался.

Определением суда от 30.09.2024 года производство по делу в части возложения на ГУП РК «ГАРК» обязанности оборудовать средство связи с администрацией аптеки (кнопкой вызова) в соответствии с п. 8.4.4 СП 59.13330.2020 прекращено.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Республики Коми и Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Прокурор в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика, представители третьих лиц Министерства здравоохранения Республики Коми и Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы на исковое заявление.

Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Прокуратурой Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц проведена проверка и выявлены нарушения в аптеке ГУП РК «ГАРК» по адресу: ... в части исполнения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что по адресу ... расположено кирпичное двухэтажное здание 1977 года постройки, в котором размещены нежилые помещения аптеки № 10 ГУП РК «ГАРК» общей площадью 447,6 кв.м. Вход в помещение аптеки расположен на углу здания через крыльцо с лестницей из трех ступней, находящееся в стадии разрушения, не соответствующее требованиям законодательства о доступности для инвалидов, а именно: перед входом в аптеку отсутствует информирующая тактильная табличка для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов), что является нарушением п. 6.5.9 СП 59.13330.2020; проступи краевых ступеней лестничного марша при входе не имеют полос, контрастных с поверхностью ступени, что является нарушением п. 6.2.8 СП 59.13330.2020; вход в аптеку не оборудован пандусом с поручнями, что является нарушением п. 6.1.2 СП 59.13330.2020.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).

В соответствии со ст. 9 Закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в частности, использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 2), Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 30), должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен в Своде правил 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр (далее - СП 59.13330).

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с ограниченными возможностями предусмотрены в «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр) (далее-СП 59.13330.2020).Пунктом 3.8 СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" доступность определена как характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения.

В силу п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования данного свода правил подлежат выполнению, в том числе, при приспособлении зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально- планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В соответствии п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно- линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).

Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - ОД м.

В силу п. 8.4.3 СП 59.13330.2020 для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера.

В соответствии с п. 8.4.4 СП 59.13330.2020 в удобном для посетителя с нарушением зрения месте и в доступной для него форме должны быть размещены информация о расположении торговых залов и секций, ассортименте и ценники на товары, а также средства связи с администрацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 363 от 29.03.2019 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», частью которой является подпрограмма №1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения». Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни; ее задачей - обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом положения статьи 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О-О, от 24 октября 2013 года № 1632-О).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Собственником здания аптеки, расположенного по адресу: ... является Республика Коми.

На основании свидетельства о государственной регистрации прав от ** ** ** ... указанный объект передан на праве хозяйственного ведения ГУП РК «ГАРК».

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 294 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Частью 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Таким образом, несмотря на то, что помещение аптеки, расположенной по адресу: ... принадлежит на праве собственности Республике Коми, обязанность соблюдения требований СНиП и Федерального закона № 181-ФЗ в данном случае возложена именно на ГУП РК «ГАРК», поскольку именно указанное унитарное предприятие использует данное помещение под объект социальной инфраструктуры, для предоставления гражданам, проживающим на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, услуг в сфере охраны здоровья, а также само по себе оборудование лестницы, ведущей в помещения аптеки № 10 ГУП РК «ГАРК», специальными приспособлениями, оборудованием и техническими средствами с целью обеспечения свободного и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства суд приходит к выводу об обязании ГУП РК «ГАРК» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – помещение аптеки по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем: установки информирующей тактильной таблички перед входом в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020; приведения проступи краевых ступеней лестничного марша при входе в соответствие с п. 6.2.8. СП 59.13330.2020; оборудования входа в аптеку пандусом с поручнями, в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020.

С учетом представленных сторонами объяснений и даты вынесения решения, объема работ, суд полагает возможным установить срок для проведения требуемых работ – до 30 октября 2025 года.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданию объекта социальной инфраструктуры удовлетворить.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (...) в срок до 30 октября 2025 года устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – помещению аптеки, расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем: установки информирующей тактильной таблички перед входом в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020; приведения проступи краевых ступеней лестничного марша при входе в соответствие с п. 6.2.8. СП 59.13330.2020; оборудования входа в аптеку пандусом с поручнями, в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.М. Сухорукова

Мотивированное решение составлено 10 октября 2024 года.

2-7848/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Троицко-Печорского района РК
Ответчики
ГУП РК "Государственные аптеки РК"
Другие
Министерство Здравоохранения РК
Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Сухорукова Светлана Мунировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
19.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2024Передача материалов судье
23.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее