Решение по делу № 2-664/2022 от 18.05.2022

    Дело № 77RS0002-02-2022-002826-15

          (2-664/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2022 года                                г. Иваново

Советский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Моклоковой Н.А.,

при секретаре Полосиной К.С.,

с участием представителя истца помощника Ивановского транспортного прокурора Лукиной А.О.,

представителя ответчиков открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Центральной дирекции управления движением- филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Парфенова С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Центральной дирекции управления движением о возложении обязанностей по совершению определенных действий,

установил:

Ивановский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском в отношении железнодорожной станции Горино Ярославского центра организации работы железнодорожных станций- Северной дирекции управления движения- филиала ОАО «РЖД» ( далее – железнодорожная станция). С учетом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) истец просит возложить на ответчиков открытое акционерное общество «Российские железные дроги» (далее ОАО «РЖД») и Центральную дирекцию управления движением-филиала ОАО «РЖД» (далее-Центральная дирекция управления движением) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в Паспорт обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Горино Ярославского центра организации работы железнодорожных станций - Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а именно включить в раздел 4 Паспорта подпункт «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020, а также приложить к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Горино Ярославского центра организации работы железнодорожных станций- Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Ивановской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Горино, расположенной на территории Ивановского транспортного региона, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Субъектом транспортной инфраструктуры является ОАО «РЖД». По информации Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее-Росжелдор) железнодорожная станция Горино расположенная на территории Ивановского транспортного региона, ДД.ММ.ГГГГ включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2) и ей присвоен реестровый номер ЖСТ113959 (уведомление УТБ-7/21/0/1568). На станцию разработан ДД.ММ.ГГГГ и утвержден ДД.ММ.ГГГГ типовой паспорт объекта транспортной инфраструктуры (дпс). В месте с тем вопреки установленным требованиям указанные подразделения для предотвращения актов незаконного вмешательства на данном объекте инфраструктуры до настоящего времени не привлечены, что позволяет третьим лицам беспрепятственно проникать в зону транспортной безопасности. С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ начальнику Северной дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО «РЖД» вынесено представление, по результатам рассмотрения которого действенных мер по фактическому устранению нарушений не принято. С момента утверждения Паспортов до настоящего времени оснований для внесения в них изменений, отраженных в пп. «г» ч.5 Требований, у ОАО «РЖД» не имелось, что подтверждается ответом данной организации от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-6374/СЕВД. Перечень случаев, когда утвержденные паспорта обеспечения транспортной безопасности подлежат изменению, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Вопреки установленным требованиям субъект транспортной безопасности в произвольном порядке исключил из Паспорта обязанность по привлечению подразделений транспортной безопасности. Выявленные нарушения требований федерального законодательства угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пассажирам, работникам объекта транспортной инфраструктуры и иным лицам, находящимся на объекте транспортной инфраструктуры, либо в непосредственной близости от него.

Представитель истца – помощник Ивановского транспортного прокурора Лукина А.О. поддержала заявленные исковые требования, с учетом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, пояснив следующее. Подпункт «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности подлежит включению именно в раздел 4 Паспорта, в тоже место, где содержался ранее. После внесения ответчиками изменений в Паспорт в разделе 4 нумерация пунктов не изменилась, только исчез пункт «г», в результате чего после пп. «в» следует пп. «д». С ДД.ММ.ГГГГ у ответчиков имелась реальная возможность принять все необходимые меры для обеспечения наличия на объектах подразделений транспортной безопасности. При первоначальном обращении в суд истец просил обязать ОАО «РЖД» исполнить определённые действия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, однако в связи с недобросовестными действиями ответчиков по затягиванию судебного процесса и необоснованному внесению изменений в Паспорт в заявлении об увеличении заявленных требований срок исполнения уменьшен до трех месяцев. В материалах дела имеются возражения на отзыв ответчика (т.1 л.д.81-84).

Представитель истца- заместитель Ивановского транспортного прокурора Коваленко О.С., для участия в судебном заседании не явилась, ранее поддерживала заявленные исковые требования.

Представители ответчиков ОАО «РЖД» и Центральной дирекции управления движением Семенов Д.Д. и Кассин Д.И., допущенные к участию в деле на основании доверенности (т.1 л.д. 72-73, 98-99), для участия в судебном заседании не явился, ранее возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали письменную позицию следующего содержания. Истцом не доказано, что ОАО «РЖД» нарушило законодательство в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также не доказало что нарушены права неопределённого круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. У субъекта транспортной инфраструктуры отсутствует обязанность по привлечению подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, к которому относится спорный объект транспортной инфраструктуры, так как в п.5 Требований не регламентировано, что данные мероприятия осуществляются при перовом уровне безопасности. Данная позиция подтверждается письмом Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ . Истцом в материалы дела не представлено доказательств объявления уровней безопасности и на железнодорожной станции. У ОАА «РЖД» имелись законные основания для внесения изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности, поскольку в процессе рассмотрения дела в суде ОАО «РЖД» было вынуждено внести изменения в указанный паспорт с целью его приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства. Паспорт, утвержденный ОАО «РЖД», соответствует типовой форме паспорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации , доказательств его несоответствия стороной истца не представлено. В действующем законодательстве нет запрета, касающегося внесения изменений в паспорт обеспечения безопасности. Действующий паспорт не содержит требований по привлечению подразделений транспортной безопасности при первом уровне безопасности. Отсутствуют основания полагать, что ОАО «РЖД» не сможет обеспечить охрану объекта с помощью подразделения транспортной безопасности в случае объявления второго и третьего уровня безопасности. Отсутствие технической оснащенности данного объекта (необходимо оборудовать техническими средствами: системой видеонаблюдения, системой контроля удаленного доступа (СКУД), охранной сигнализацией и прочим) исключает возможность осуществления своей деятельности подразделением транспортной безопасности. Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных ч.1 ст. 8 ФЗ №16 от 09.02.2007 («О транспортной безопасности») в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлена в ст. 13 ФЗ № 16. В соответствии с пп.1 п.2 ст. 13 упомянутого ФЗ оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные правительством Российской Федерации. Таким образом, законодатель установил для ОАО «РЖД» специальные условия оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, определив, что сроки оснащения техническими средствами будут установлены Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» определены объекты транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», подлежащие оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности до 2025года. Объект, в отношении которого транспортным прокурором предъявлен иск, в указанный перечень не включён. Учитывая, что подразделение транспортной безопасности реализует свои обязанности путем использования специальных технических средств обеспечения транспортной безопасности, ОАО «РЖД» считает необоснованными требования истца в части привлечения подразделения транспортной безопасности. Возложение на ОАО «РЖД» непредусмотренной законом обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры при 1 уровне безопасности повлечет для ОАО «РЖД» несение необоснованных и чрезмерных затрат. Так в соответствии с примерным расчетом стоимость услуг подразделений транспортной безопасности по защите объектов транспортной инфраструктуры, относительно которых транспортным прокурором предъявлены аналогичные требования, составляет 1 006 105 000 рублей. Понуждение к проведению указанных в иске мероприятий в установленные сроки напрямую нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности, поскольку ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации. Кроме того, в связи с последствиями недружественных действий в отношении Российской Федерации в сложной финансовой ситуации оказался ряд государственных предприятий. Против ОАО «РЖД» рядом европейских стран введены многочисленные персональные санкции. Все это существенным образом и напрямую отражается на производственной деятельности компании. ОАО «РЖД» является одним из крупнейших работодателей на территории Российской Федерации. Таким образом, возложение на ОАО «РЖД» непредусмотренной законом обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры при 1 уровне безопасности создает риск возникновения у компании указанных выше негативных последствий.

Представитель ответчиков ОАО «РЖД» и Центральной дирекции управления движением Парфенов С.Е., действующий на основании доверенности (т.1 л.д. 41) в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, суду предоставил консолидированную позицию. Отмечал, что истцом в материалы дела не представлено доказательств объявления уровней безопасности №2 и №3 на железнодорожных станциях, полает, что иск об обязаны ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций подразделение транспортной безопасности заявлен преждевременно и удовлетворению не подлежит. У ОАО «РЖД» имелись законные основания для внесения изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности. Заявляя требование о привлечении подразделений транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры, истец выходит за рамки предоставленных ему полномочий, вмешиваясь при этом во внутреннюю хозяйственную деятельность компании и возлагая на ОАО «РЖД» бремя несения безосновательных и чрезмерных расходов. Дополнительно представил письменные пояснения по делу, из которых следует, что в рамках действующего договора от ДД.ММ.ГГГГ ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее- ФГП «ВО ЖДТ РФ») на Северной железной дороге осуществляется: круглосуточная охрана объектов Дороги в соответствии с законодательством РФ, обеспечение пропускных и внутриобъектных режимов на объектах охраны, мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, мероприятия по предотвращению незаконного нахождения посторонних лиц на железнодорожных путях общего пользования, находящихся на балансе Дороги. Договор заключен с ФГП ВО ЖДТ России, как с единственным поставщиком. Условиями пункта 1.3 договора предусмотрена возможность корректировки объема и содержания услуг. Согласно пункту 10.1 договора стороны по обоюдному согласию, имеют право внести изменения в договор путем заключения дополнительного соглашения. Указанные условия договора применимы, в том числе и для осуществления мероприятий при введении 2 или 3 уровня безопасности на железнодорожных станциях Ивановской области, не подлежащих категорированию, в соответствии с п.2 ст. 7 Федерального закона «О транспортной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», так как ФГП «ВО ЖДТ России» обладает всеми необходимыми полномочиями для их осуществления. Кроме того, при заключении договора, основанием которого является конкурентная закупка, заказчик по согласованию с контрагентом при заключении договора и/или в ходе исполнения договора вправе изменить количество всех предусмотренных договором товаров, объем предусмотренных работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, на поставку, выполнение, оказание которых заключён договор в пределах 30% от начальной (максимальной) цены лота, если иное не предусмотрено в документации о конкурентной закупке), а также при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, товаров, не предусмотренных договором, но связанных с такими работами услугами, товарами, предусмотренными договором. Согласно пп.1 п.90 Положения о закупке в интересах ОАО «РЖД» в исключительных случаях при наличии срочной потребности в товарах, работах, услугах, если проведение конкурентной закупки невозможно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность в товарах, работах, услугах, невозможно было предусмотреть заранее, и они не являются результатом некорректного планирования закупок, ОАО «РЖД» вправе заключить договор на оказание услуг по осуществлению мероприятий при введении 2 или 3 уровня безопасности на железнодорожных станциях Ивановской области, не подлежащих категорированию, с контрагентом, обладающим всеми необходимыми полномочиями и технической оснащенностью для их осуществления, без проведения процедуры конкурентной закупки. Подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и ( или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Таким образом, оснований полагать, что ОАО «РЖД» не сможет обеспечить охрану объектов с помощью подразделений транспортной безопасности, не представлено.

Третье лицо Федеральное агентство железнодорожного транспорта, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ, что подтверждается уведомление о вручении почтового отправления явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, отзыв на исковое заявление не представило.

Изучив исковое заявление, заявление об увеличении заявленных требований, отзывы на исковое заявление, выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Ивановского транспортного прокурора вынесено решение о проведении проверки Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО «РЖД» в части соблюдения и исполнения Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» и Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (т.1 л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя начальника Северной железной дороги по территориальному управлению (Ярославский регион)- филиала ОАО «РЖД» истцом направлен запрос о предоставлении списка всех категорированных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) с приложением писем ФАЖД о присвоении категории либо исключением из списка категорированных объектов и необходимости учета как не категорированных объектов Ивановской области; списка ОТИ, по которым проведена дополнительная оценка уязвимости после изменения законодательства в конце 2020года; списка ОТИ; по которым разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, заключений ФАЖД об отказе в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности (т.1 л.д. 10).

Из ответа № исп-15904/сев от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» на указанный запрос прокурора следует, что ранее в реестре категорированных ОТИ и транспортных средств железнодорожного транспорта по состоянию было вынесено 46 объектов ОАО «РЖД» в границах Ивановской области, а именно: два железнодорожных вокзала Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов (Иваново, Кинешма); один железнодорожный вокзал Северной дирекции управления обустройств (Шуя); двадцать шесть железнодорожных станций Северной дирекции управления движения; пятнадцать железнодорожных мостов Северной дирекции инфраструктуры. В соответствии с приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ Росжелдором ведется реестр ОТИ и ТС, состоящих из трех разделов. В адрес ОАО «РЖД» из Росжелдора поступило семь уведомлений о включении ОТИ, расположенных в границах Ивановской области, в раздел 1 реестра: два железнодорожных вокзала Северной региональной дирекции железнодорожный вокзал (на станциях Иваново и Кинешма); пять железнодорожных станций Северной дирекции управления движением (станции Иваново-Сортировочная, Иваново, Кинешма, Шуя и Текстильный). Железнодорожный вокзал на станции Шуя Северной дирекции пассажирских обустройств внесен в раздел 2 (не категорированные ОТИ) Реестра. В соответствии с заключенным дополнительным соглашением ДД.ММ.ГГГГ между Центральной дирекцией управления движением и АО «НИИАС» дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ проводится дополнительная оценка уязвимости железнодорожных станций Иваново-Сортировочное, Иваново и Текстильный ( т.1 л.д. 11)

ДД.ММ.ГГГГ Ивановским транспортным прокурором в адрес начальника Северной дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» внесено представление с требованием об устранении в установленный законом срок причин и условий допущенных нарушений законодательства, выразившихся в не привлечении подразделений транспортной безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства на 29 железнодорожных станциях, в том числе на станции Горино ( т.1 л.д. 12-13).

В ответ на указанное представление ДД.ММ.ГГГГ начальником Северной дирекции управления движением ОАО «РЖД» представлен ответ № исх-7319/СЕВД, согласно которому Паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта на железнодорожной станции Горино ДД.ММ.ГГГГ. В адрес Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений направлено письмо о потребности лимитов финансирования на привлечение подразделений транспортной безопасности. Северной дирекцией управления движением в целях выполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в Центральную дирекцию управления движением направлен запрос о выделении необходимого объема финансирования на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в связи с изменением требований законодательства. Центральной дирекцией заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к централизованному договру с АО «НИИАС» от ДД.ММ.ГГГГ на проведение дополнительной оценки уязвимости 46 железнодорожных станций. Северная дирекция управления движением, исходя из имеющихся материальных и трудовых ресурсов, принимает все необходимые меры по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций. Организована работа в части проведения инструктажей причастным работникам, наличие на рабочем месте схем оповещения. Ответственные лица строго предупреждены о выполнении требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, им разъяснена ответственность за неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (т.1 л.д. 14-15).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Северной дирекции управления движением утвержден Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию- железнодорожная станция Горино (т.1 л.д. 148-157). Согласно донному Паспорту субъектами транспортной инфраструктуры являются ОАО «РЖД» и Центральная дирекция управления движением-филиал ОАО «РЖД». В разделе 2 указаны сведения об объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию. Названная станция является промежуточной и находится по адресу <адрес>. В пункте «а» раздела 4 Паспорта указано описание реализуемых мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры, направленных на исполнение требований при уровне безопасности №1 (постоянный). В том числе, содержится пп. «г» п.5 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020, согласно которому субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности, объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектного и пропускного режимов ( т.1 л.д. 157).

В качестве Приложения к паспорту утвержден Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры информации об изменении уровней безопасности объекта транспортной инфраструктуры об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства. Разделом 2 данного Приложения предусмотрено, что информация об изменении уровней безопасности (введение второго и третьего уровня) доводится начальником станции (при отсутствии-дежурным по станции) до руководителя привлеченного подразделения транспортной безопасности лично или через дежурного Пункта управления обеспечением транспортной безопасности объекта по телефону или сотовой связи. С получением такой информации привлеченное подразделение транспортной безопасности: немедленно производит необходимое усиление охраны объекта; устанавливает постоянное взаимодействие по отслеживанию развития ситуации и координации мер реагирования на нее с территориальными органами ФСБ, МВД и МЧС России; совместно с администрацией станции в сроки, не превышающие 1 час 30 минут с момента получения сообщения или принятия решения об изменении уровня безопасности, реализует предусмотренные Требованиями и Паспортом дополнительные меры по повышению степени защищенности объекта от актов незаконного вмешательства ( т.1 л.д. 177).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Северной дирекции управления движением утверждены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию- железнодорожной станции Горино (ЖСТ113959) в части исключения пп. «г» п.5 Требований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020 из п. «а» раздела 4 Паспортов ( т.1 л.д. 183-195).

Из уведомления № исх-6158/СЕВД от ДД.ММ.ГГГГ Северной дирекции управления движением, адресованного руководителю Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, следует, что внесены изменения в утвержденный Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Описание разумных мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры), направленных на исполнение требований». Положения, приложений к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: №2 «Положение (устав) сформированного подразделения привлечении подразделения транспортной безопасности- копия договора с привлечением подразделением транспортной безопасности», №7 «Порядок транспортной доведения до сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры информации об изменении уровней безопасности объекта транспортной инфраструктуры, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства», №9 «Согласованные с уполномоченными подразделениями ФСБ России, органов внутренних дел и Ространснадзора правила доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также передачи таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» и №10 «Согласованный с уполномоченными подразделениями ФСБ России и МВД России порядок передачи подразделениями органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности физических лиц, нарушивших требования по обеспечению транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения».

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» заключен договор , предметом которого является охрана объектов Северной железной дороги- филиала ОАО «РЖД», осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах», передаваемых для охраны подразделениям ФГП ВО ЖДТ России в 2022году, осуществление мероприятий по предотвращению незаконного нахождения посторонних лиц на железнодорожных путях общего пользования, находящихся на балансе Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД». Итоговая общая оценка настоящего договора составляет 500 591 870,12 руб.. Срок действия договора переделён до ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 118-132).

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» заключен договор на оказание услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ОАО «РЖД» от противоправных посягательств. Согласно данному договору исполнитель обязуется оказывать следующие услуги: охрана объектов Центральной дирекции инфраструктуры –филиала ОАО «РЖД» от противоправных посягательств; осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Период действия договора является с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая цена договора составляет 6 763 180 730,49 руб. ( т.2 л.д.15-47).

Согласно сообщению ФГП «ВО ЖДТ РФ» от ДД.ММ.ГГГГ при ведении 2 или 3 уровня безопасности на железнодорожных станциях Ивановской области, не подлежащих категорированию, и заключении дополнительного соглашения к договору на охрану от ДД.ММ.ГГГГ данное предприятие имеет возможность обеспечить охрану объектов с помощью подразделений транспортной безопасности ( т.1 л.д. 115).

ДД.ММ.ГГГГ представлено сообщение Северной железной дороги № исх-6098/СевНЮ о том, что в соответствии с действующим законодательством к подразделениям транспортной безопасности относятся подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта. ФГП «ВО ЖДТ РФ» не подлежит включению в реестр аккредитованных организаций. Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Федеральным агентством железнодорожного транспорта ФГП «ВО ЖДТ РФ» аккредитовано в качестве аттестующей организации для проведения проверки в целях аттестации лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (т.1 л.д. 109-112).

Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании пп. «а» п.5 ст.1 указанного Федерального закона железнодорожные станции отнесены к объектам транспортной инфраструктуры.

Частью 5 статьи 6 упомянутого закона закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу п.9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

На основании ч.3 ст. 12 данного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 (далее-Требования). Данное постановление вступило в законную силу 15.04.2021.

В соответствии с п.1 данных Требований они относятся к обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - объекты транспортной инфраструктуры).

Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, определённых в соответствии с ч.5 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» ( пункт 3) и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры ( пункт 4).

Согласно пп. «в» п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт объекта транспортной инфраструктуры).

В соответствии с пп. «г» п.5 упомянутых Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры также обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В силу пп «е» п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

Типовой формой паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (группы объектов транспортной инфраструктуры), не подлежащего категорированию, утвержденной в качестве приложения к Требованиям, предусмотрено, что в качестве одного из приложений к паспорту должны быть Положение ( устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности- копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности ( прикладывается к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения).

Учитывая, что железнодорожная станция Горино отнесена к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащим категорированию ни на момент проведении проверки прокуратурой, ни на момент рассмотрения дела судом подразделения транспортной безопасности (включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры) не образованы (не сформированы) и не привлечены для защиты объекта транспортной инфраструктуры, соответствующие Положения (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности или копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности к паспортам обеспечения транспортной безопасности объектов не приложены, поэтому суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении на ответчиков обязанности приложить к Паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожная станция Горино Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копию договора в привлеченным подразделением транспортной безопасности.

Указывая вышеизложенное, суд исходит из того, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Северной дирекции управления движением (по безопасности движения) утвержден Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию- железнодорожной станции Горино, в п. «а» раздела 4 которого в качестве мер по обеспечению транспортной безопасности объекта при уровне безопасности №1 (постоянный) были предусмотрены положения п.5 Требований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.

В п. «а» раздела 4 Паспорта в качестве обязательной меры предусматривалось исполнение пп. «г» п.5 Требований, а именно образование (формирование) и (или) привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Также в Паспорте имелась отметка о том, что данное требование не реализовано, подразделение транспортной безопасности не образовано (сформировано) и ( или) не привлечено.

Кроме того, вопреки Требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, мероприятия, предусмотренные Паспортом объекта транспортной инфраструктуры и предусматривающие необходимость образования или привлечения подразделений транспортной безопасности, не были реализованы в течение одного года со дня вступления в законную силу данного нормативно правового акта (предусмотрено пп. «е» п.5 Требований), а Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности- копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности- копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности, не были приложены к Паспорту в течение 6 месяцев со дня их утверждения (предусмотрено Приложением к Требованиям).

Статьёй 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ( пункт 1.1). Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (п.1.2). Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона ( п.1.3). Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и (или) транспортного средства предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства ( п.1.5).

В период рассмотрения дела в суде ответчиками осуществлены действия по внесению изменений в Паспорт, а именно из его содержания исключено указание на необходимость реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных пп. «г» п.5 Требований.

В силу вышеизложенного, на момент проведения прокуратурой проверки ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), внесения представления об устранении нарушений законодательства (ДД.ММ.ГГГГ) и обращение в суд с настоящим исковым заявление (ДД.ММ.ГГГГ) Паспорт предусматривал обязанность ответчиков по осуществлению мероприятий, предусмотренных пп. «г» п.5 Требований, на постоянной основе, то есть и при уровне безопасности №1.

Действия ответчиков по исключению из Паспорта мероприятий, предусмотренных пп. «г» п.5 Требований, направлены на уклонение от исполнения возложенной законодателем обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов специализированными подразделениями транспортной безопасности.

Из системного толкования положений ст.ст. 8,9 Федерального закона «О транспортной безопасности» следует, что паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры должны определять меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, применительно к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащим категорированию, таковыми являются Требования, закрепленные постановлением правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что мероприятия, предусмотренные пп. «г» п.5 Требований являются обязательными нормами по обеспечению транспортной безопасности объекта в отношении железнодорожной станции Горино, при уровне безопасности №1, в связи с чем являются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении на ответчиков обязанности по внесению изменений в Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Горино Ярославского центра организации работы железнодорожных станций- Северной дирекции управления движения структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО «РЖД» путем включив в пункт «а» раздела 4 Паспорта в качестве мер по обеспечению транспортной безопасности объекта при уровнен безопасности №1 (постоянный) положений пп. «г» п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020.

Также суд полагает необходимым отметить, что утверждения представителей стороны истца относительно того, что изменения в Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, могли вноситься исключительно при наличии оснований, указанных в пп. «е» п.5 Требований, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020, суд признает основанной на неверном толковании норм права.

Доводы, заявленные со стороны ответчиков, обоснованные содержанием ответа Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ № АИ-30/445-ис, относительно отсутствия у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по привлечению подразделения транспортной безопасности при уровне безопасности №1 суд считает не основанной на законе в силу следующего.

В силу ч.2 ст. 7 Федерального закона «О транспортной безопасности» перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления) установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; уровень N 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; уровень N 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности ( п.2). Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и N 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании: решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) либо руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» оперативных штабов в морских районах (бассейнах) (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса ( п.3).

Пунктом 5 Требований, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, закреплены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры без конкретизации их применения относительно конкретного уровня безопасности объекта, в связи с чем, являются общеобязательными.

В силу п.п.7 и 8 упомянутых требований законодатель специально предусмотрел дополнительные обязанности субъекта транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровнях безопасности, соответственно №2 и №3 к требованиям, предусмотренным п.п.5и 6.

Пп. «б» п.7 Требований предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры при уровне безопасности №2 обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

В пункте 8 Требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности N 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 - 7 настоящего документа, обязан обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.

Кроме того, пунктом 5 Требований предусмотрены обязанности незамедлительно объявлять (устанавливать) и отменять уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, принятого в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона «О транспортной безопасности» ( пп. «у»); а также по реализации предусмотренных паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства ( пп. «ч»).

Из анализа вышеуказанных норм права усматривается о наличии у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по обеспечению образования или по привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности независимо от уровня безопасности и оперативному принятию дополнительных мер безопасности, в том числе силами данного подразделения, в случае изменения уровня безопасности на или .

Указание в п.1 Требований на необходимость учета уровней безопасности при их применении, закрепленные в пп. «г» п.5 Требований положений о том, что данная обязанность устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим документом, также отражение в Типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта сведений о том, что положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транпортной инфраструктуры или копия договора с привлечённым подразделением транспортной безопасности прикладывается к паспорту для объектов транспортной инфраструктуры, предусматривающих участие подразделений транспортной безопасности, не опровергают обоснованность выводов суда, указанных выше, поскольку данные Требования не содержат указания на необходимость исполнения обязанности по образованию или привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности исключительно в случаях изменения уровня безопасности на №2 или №3.

Кроме того, сам факт наличия в Паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Горино положений, предусматривающих в качестве обязательной меры при уровне безопасности №1 выполнение пп.5 «г» п.5 Требований свидетельствует о наличии у ответчиков соответствующей обязанности по образованию (формированию) или привлечению подразделений транспортной безопасности.

Внесение ответчиками изменений в Паспорт в период рассмотрения судом настоящего гражданского дела не освобождает их от обязанности, возложенной действующим законодательством.

Представленные ответчиками договоры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют об исполнении обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности для обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Горино, поскольку предметом по ним является осуществление охраны объектов, а также мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах соответственно, Северной железной дороги- филиала ОАО «РЖД» и Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ОАО « РЖД».

Поэтому, обеспечение транспортной безопасности предметом данных договоров, заключённых с ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», не является.

Более того, железнодорожная станция Горино к Центральной дирекции инфраструктуры- филиалу ОАО «РЖД» не относится.

Предусмотренные п.п.1.3,10.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ условия относительно корректировки объема и содержания услуг, внесения изменений в договор путем заключения дополнительного соглашения, а также установленная пп.1 п.90 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» возможность заключения договора на оказание услуг по осуществлению мероприятий при введении 2 или 3 уровня безопасности с контрагентом, обладающим всеми необходимыми полномочиями и технической оснащенностью для их осуществления, без проведения процедуры конкурентной закупки, не являются доказательством исполнения ответчиком положений пп. «г» п.5 Требований обязанности по наличию на объектах подразделения транспортной безопасности.

На основании указанного выше доводы ответчиков относительно наличия возможности оперативного заключения с ФГП «ВО ЖДТ РФ» дополнительных соглашений к данным договорам на осуществление мер по обеспечению транспортной безопасности, а также гарантии по поводу обеспечения охраны объектов на железнодорожных станциях Ивановской области с помощью подразделений транспортной безопасности при введении 2 или 3 уровня безопасности, содержащиеся в письме ФГП «ВО ЖДТ РФ», суд признает несостоятельными применительно к предмету заявленных исковых требований.

По убеждению суда, данная позиция ответчиков противоречит положениям пп. «ч» п.5 Требований, предусматривающего необходимость принятия дополнительных мер безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 час 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Доводы ответчиков относительно вмешательства Ивановского транспортного прокурора во внутреннюю хозяйственную деятельность ОАО «РЖД» путем предъявления настоящего иска отклоняются судом, поскольку они основаны на утверждении о возложении на ответчиков обязанности, предусмотренной законом, что опровергнуто совокупностью представленных доказательств.

Значительность материальных затрат организации на осуществление мероприятий, которая мотивирована представленным ответчиками примерным расчетом стоимости услуг подразделений транспортной безопасности по защите объектов транспортной инфраструктуры, не может является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судом отклоняются также доводы ответчиков об отсутствии технической оснащенности железнодорожной станции Горино техническими средствами (система видеонаблюдения, система контроля удаленного доступа (СКУД), охранная сигнализация и прочее), а также указание на поэтапное оснащение упомянутой станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, поскольку данные обстоятельства не исключают возложения на ОАО «РЖД», как субъекта транспортной инфраструктуры обязанности образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты спорных объектов от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят от ответчиков. Кроме того, отсутствие вышеуказанных технических средств на железнодорожной станции Горино ответчиками в судебном заседании подтверждено.

Пп. «г» п.5 Требований предусматривается возможность привлечения в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры специально оснащенного, мобильного подразделения транспортной безопасности.

Техническое оснащение объектов транспортной инфраструктуры является обязанностью ОАО «РЖД» и ее невыполнение ответчиком не должно препятствовать обеспечению безопасности железнодорожных станций.

Отсутствие технической оснащенности железнодорожной станции Горино техническими средствами, напротив, опровергает обоснованность доводов ответчиков о наличии у них возможности надлежащего обеспечения охраны объектов.

Также суд признает противоречивой позицию ответчиков относительного того, что с одной стороны, не имеется возможности осуществления подразделениями транспортной безопасности своей деятельности на железнодорожной станции Горино в связи с технической не оснащённостью последней, с другой- о наличии реальной возможности обеспечения охраны железнодорожной станции от актов незаконного вмешательства с помощью подразделений транспортной безопасности, в случае объявления уровней безопасности №2 и №3.

Отсутствие привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры, создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, в связи с чем, суд признает ошибочными доводы ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц.

Кроме того, как следует из Паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию-железнодорожная станция Горино является промежуточной станцией, осуществляет прием, отправление и пропуск пассажирских и грузовых поездов обоих направлений ( т.1 л.д. 149, 158 оборотная сторона). Из чего суд делает вывод о том, что указанные выше нарушения закона со стороны ответчиков нарушают права неопределенного круга лиц.

Рассматривая исковые требования о сроке, в течение которого ответчикам надлежит исполнить решение суда, суд соглашается с предложенным истцом сроком, указанным в заявлении об увеличении исковых требований, равным три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку приходит к выводу, что у ответчиков было достаточно времени для устранения выявленных нарушений закона, в том числе, учитывая и дату обращения в суд с настоящим иском. При этом, суд отмечает, что в случае наличия объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда, ответчики могут обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры (ИНН 7838385841), действующего в интересах неопределённого круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727), Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) о возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727), Центральную дирекцию управления движением- филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в Паспорт обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (в редакции от 01.07.2022), не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Горино Ярославского центра организации работы железнодорожных станций - Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а именно включить в раздел 4 Паспорта подпункт «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727), Центральную дирекцию управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приложить к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Горино Ярославского центра организации работы железнодорожных станций- Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

       Судья                                                                                    Н.А. Моклокова

            Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2022года.

2-664/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский транспортный прокурор
Ответчики
Северная дирекция управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управлением движением-филиал ОАО "РЖД" Северная железная дорога
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Моклокова Нелли Александровна
Дело на сайте суда
sovetsky.iwn.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
09.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее