Дело № 2-106/2023 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2023 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО10 ФИО11 ФИО3, ФИО2 к Администрации Пермского муниципального округа <адрес>, Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности о принятии решения об изъятии жилого помещения и долей в праве на земельный участок, взыскании выкупной цены за изымаемое аварийное жилое помещение, прекращении права собственности
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО9, ФИО2 обратились к Администрации Пермского муниципального округа <адрес>, Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа <адрес> с иском (в редакции уточнения от ДД.ММ.ГГГГ – том 1 л.д.227-234):
о возложении на ответчиков обязанности принять решение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и долей в праве на земельный участок, находящийся под жилым домом, в котором расположено указанное жилое помещение;
о взыскании стоимости выкупной цены за жилое помещение в размере 1 855 500 рублей (в пользу каждого истца по 618 500 рублей); прекращении права долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, и права долевой собственности на земельный участок, находящийся под жилым домом, в котором расположено указанное жилое помещение.
В обоснование предъявленных требований истцы ФИО1, ФИО9, ФИО2 указали, что они имеют в долевой собственности (по ? доле) квартиру общей площадью 31,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, и земельный участок площадью 1026 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Администрации Савинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, признан аварийным и подлежащим сносу. При таком положении проживание в жилом доме создаёт угрозу для их жизни и здоровья. В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации они вправе получить возмещение за жилое помещение, признанное аварийным. Согласно отчёту об оценке, выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «Западно – Уральский институт экспертизы, оценки и аудита» размер возмещения за квартиру составляет 1 855 000 рублей и включает: 1 454 100 рублей – стоимость жилого помещения с учётом стоимости общего имущества и стоимость долей в праве на земельный участок, на котором расположен жилой дом; 83 900 рублей – убытки собственников в связи с изъятием жилого помещения, изменением места проживания, поиском другого жилого помещения, переездом, временным пользованием другим жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения; 317 500 рублей – стоимость компенсации за непроизведённый капитальный ремонт с учётом долей в праве на жилое помещение. С учётом долей в праве на жилое помещение они имеют право на получение возмещения в размере 1 855 000 рублей в равных долях, то есть по 618 500 рублей в пользу каждого истца.
Истцы ФИО1, ФИО9, ФИО2 не явились в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и необходимости удовлетворения предъявленных требований.
Представитель истца ФИО1 в настоящем судебном заседании участия не принимала, извещена. Ранее адвокат ФИО8 просила об удовлетворении предъявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчиков не явился в настоящее судебное заседание, извещен. В ходе судебного разбирательства представитель ответчиков - Администрации Пермского муниципального округа <адрес> и Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа <адрес> ФИО5 не согласилась с иском в соответствии с письменными возражениями, пояснив, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, и жилых помещений в нём для муниципальных нужд не принято, собственникам не направлялось уведомление об изъятии имущества. Несоблюдение процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений указывает на отсутствие у муниципального органа обязанности по выплате возмещения за жилое помещение и возложения на муниципальный орган обязанности по принятию решения об изъятии имущества (том 1 л.д.249-250).
Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Министерство строительства Пермского края, МКУ Управление благоустройством Пермского муниципального района не направили представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
Третье лицо - Министерство строительства Пермского края представило письменные возражения на иск, согласно которым предъявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку решение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд не принято, многоквартирный дом не включён в программы по расселению аварийного жилищного фонда (том 1 л.д.132-136).
Третье лицо - МКУ Управление благоустройством Пермского муниципального района в отзыве просит отказать в иске, поскольку процедура по изъятию дома и земельного участка для муниципальных нужд не поведена, исковые требования истцов о взыскании выкупной суммы заявлены преждевременно (том 1 л.д.142-144).
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
Жилое помещение общей площадью 31,8 кв.м. (кадастровый номер (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, находится в общей долевой собственности ФИО1, ФИО9, ФИО2; каждый собственник имеет ? долю в праве на жилое помещение.
ФИО1, ФИО9, ФИО2 имеют в общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме – земельный участок площадью 1026 кв.м. (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А (доля в праве собственности на земельный участок пропорциональна размеру общей площади <адрес>).
Право собственности на указанное имущество возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ).
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, свидетельством о заключении брака, договором передачи жилого помещения в собственность граждан, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (том 1: л.д.16-23, 64-65, 68-70, 130-131, 171-176).
Согласно техническому паспорту жилого помещения жилое помещение общей площадью 31,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, состоит из одной жилой комнаты и кухни (том 1: л.д.99-102).
ФИО1, ФИО9, ФИО2 не имеют в собственности иных жилых помещений, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (том 1: л.д.64-68, 170-176, 244-247).
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
На основании пункта 7 указанного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения не пригодным для проживания граждан является межведомственная комиссия.
По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Следовательно, только принятие Межведомственной комиссией решения об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не является полностью пройденной процедурой принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку для этого также необходимо вынесение органом местного самоуправления соответствующего решения.
Письмом от 03 июля 2019 года № ОР-07/1098 Государственная корпорация – Фонд Содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства разъяснила, что абзацем 7 пункта 7 Положения установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Данная норма введена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 269, которое вступило в силу с 4 апреля 2015 года. Следовательно, с момента вступления в силу данного постановления датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно заключению Межведомственной комиссии администрации Пермского муниципального района о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с выявлением соответствующих оснований (признания многоквартирного дома непригодным для проживания) (том 1: л.д.24).
Данное заключение принято по результатам рассмотренных документов: заключения по результатам комплексного обследования, выполненного Обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы строительства» и акта Межведомственной комиссии <адрес>, составленного по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ по результатам комплексного обследования, выполненного Обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы строительства», следует, что общее техническое состояние строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, является аварийным (техническое состояние фундамента, наружных и внутренних стен из бруса, крыши, является ограниченно – работоспособным; техническое состояние отмостки, перегородок, кровли, деревянных окон, дверного проёма, полов, внутренней отделки, системы электрооборудования, системы отопления является неудовлетворительным; техническое состояние перекрытия является аварийным); физический износ здания составляет 72 процента (состояние несущих конструктивных элементов является аварийным, состояние ненесущих конструкций – весьма ветхим); техническое состояние конструкций здания указывает на экономическую нецелесообразность проведения капитального ремонта (том 2: л.д.9-52).
В акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № отражено, что жилые помещения (квартиры с 1 по 5), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, находятся в неудовлетворительном состоянии, в разрушенном состоянии в связи с большим физическим износом в процессе эксплуатации до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости отдельных несущих строительных конструкций. Помещения имеют значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций (поражение гнилью, истёртость), что привело к потере их эксплуатационных характеристик. Состояние конструктивных элементов помещений свидетельствует о непригодности помещений для проживания (том 1: л.д.149-150).
Постановлением Администрации Савинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А, признан аварийным и подлежащим сносу; собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо освободить занимаемые жилые помещения и осуществить снос аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ (том 1: л.д.25, 80).
Признание указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании решения органа местного самоуправления учтено в Едином государственном реестре недвижимости, что следует из выписки из реестра (том 1: л.д.64-65, 130-131).
Администрация Савинского сельского поселения уведомляла ФИО1 и ФИО9 о необходимости сноса жилого дома и освобождении занимаемого жилого помещения, предлагала гражданам для временного проживания жилые помещения маневренного фонда, что следует из соответствующих уведомлений, реестра свободных жилых помещений маневренного фонда (том 1: л.д.26-27, 81-83, 151-155).
Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее также – ЖК РФ).
Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 11 ст. 32 ЖК РФ, в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В силу частей 1, 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала производства соответствующим органом процедуры изъятия и последующего выкупа объектов недвижимого имущества у собственников. Конечная фаза процесса изъятия (выкупа) жилого помещения будет зависеть от собственника такого жилья. Если собственник жилого помещения даст свое согласие на выкуп у него жилого помещения (либо предоставление иного жилого помещения), то с собственником заключается соответствующее соглашение об этом, на основании которого он получит причитающиеся ему денежные средства (либо иное жилое помещение). При недостижении такого соглашения у заинтересованной стороны возникает право для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Соглашение между собственником жилого помещения (истцом) и уполномоченным органом местного самоуправления о выплате возмещения за жилое помещение не заключалось, что не отрицалось участниками процесса.
В суд представлены письменные возражения ответчика и третьего лица, согласно которым истцы имеют право на получение жилого помещения маневренного фонда; основания для выплаты истцам возмещения отсутствуют, поскольку установленная законом процедура, предшествующая решению вопроса о предоставлении возмещения за жилое помещение, не соблюдена (решение об изъятии жилых помещений в многоквартирном деле и земельного участка не принималось), срок предоставленный собственникам для сноса многоквартирного дома не истек (том 1: л.д.77-79, 132-136).
В судебном заседании представитель ответчиков ФИО5 поддержала данные возражения.
Указанные возражения признаются судом несостоятельными, поскольку несоблюдение уполномоченным органом процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст.32 ЖК РФ, не препятствует собственникам данного жилого помещения требовать выплаты возмещения (пункт 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, истцы имеют право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав (возможность выбора способа защиты права).
Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте настоящей части.
Из сообщения Министерства строительства <адрес> следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А, не включён в программы по расселению аварийного жилищного фонда, так как средства краевого бюджета на финансирование мероприятий по расселению граждан аварийного жилищного фонда на 2023 года распределены; соответствующие средства в краевом бюджете на 2024 год отсутствуют; муниципальное образование вправе направить заявку на предоставление субсидии на финансирование мероприятий по расселению граждан аварийного жилищного фонда (том 1: л.д.116-117).
Не включение указанного дома в программы по расселению аварийного жилищного фонда подтверждается сообщением Муниципального казённого учреждения Управление благоустройством Пермского муниципального района (том 1: л.д.129).
Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, выполненного Обществом с ограниченной ответственностью «Проектно – строительная фирма «ФИНИСТ», следует, что указанный дом является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу по техническому состоянию; аварийное состояние несущих конструкций жилого дома создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме (износ основных строительных конструкций и систем инженерного обеспечения дома составляет от 60 до 80 процентов; техническое состояние фундамента, наружных и внутренних стен из бруса, крыши, является ограниченно – работоспособным; техническое состояние отмостки, деревянных перегородок, кровли, деревянных окон, дверей, полов, внутренней отделки, системы электроснабжения, системы отопления является неудовлетворительным; техническое состояние чердачного перекрытия является аварийным).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что жилой дом является непригодным для проживания, аварийным, использование аварийного жилого помещения для проживания создаёт опасность для жизни и здоровья истцов; истцы не имеют иного жилого помещения, суд полагает, что у истцов возникло право на получение выплаты возмещения за принадлежащее им жилое помещение, признанное аварийным, при этом не включение такого жилого дома в региональную Программу расселения аварийного жилья не являются основанием для признания указанного права не возникшим.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в размер возмещения за жилое помещение включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
В обоснование размера взыскиваемого возмещения истцы представили Отчёт об оценке №, выполненный специалистом (оценщиком) Общества с ограниченной ответственностью «Западно – Уральский институт экспертизы» («Институт экспертизы INEX») ФИО6, и справку указанного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая рыночная стоимость размера возмещения за жилое помещение площадью 31,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>А, являющаяся актуальной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 1 855 500 рублей, а именно:
рыночная выкупная цена жилого помещения с учётом стоимости доли на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, составляет 1 454 100 рублей;
рыночная стоимость убытков собственников, возникающих при изъятии жилого помещения, включая убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, составляет 88 900 рублей;
рыночная стоимость права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома с учётом доли, приходящейся на жилое помещение, составляет 317 500 рублей (приложение к делу).
Истцы приобрели право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, что следует из договора передачи жилого помещения в собственность граждан.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется согласно установленным Законом правилам. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Оценивая полученные доказательства, суд находит, что многоквартирный дом, построенный в 1952 году, в котором истцы имеет жилое помещение на праве собственности, не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам; конструктивные и другие характеристики частей здания не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания в целом, создают угрозу жизни и здоровью граждан; по состоянию на 2023 год физический износ строения составляет в среднем 75 процентов; по состоянию на 2006 год износ здания составлял 57 процентов.
В соответствии с сообщением Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А, был включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014 – 2044 годы. На основании постановления Администрации Савинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, исключён из программы капитального ремонта (том 1: л.д.139).
Доказательства иного не предоставлены, в том числе не предоставлены документы, подтверждающие проведение капитального ремонта многоквартирного дома до приобретения истцами права собственности на жилое помещение в таком доме в 2006 году и (или) до его включения в соответствующую программу капитального ремонта.
При таком положении суд считает, что отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что отражено в акте обследования Межведомственной комиссии, технических заключениях специализированных организаций.
Соответственно, суд полагает, что у собственников жилого помещения возникло право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта, поэтому, суд включает сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену аварийного жилого помещения.
В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении возмещения за жилое помещение в него включается не только рыночная стоимость самого жилого помещения, но и рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что выкупная цена квартиры обоснованно определена с учетом рыночной стоимости доли истцов в праве на общее имущество, в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № ККО-22, подготовленного Межрегиональной общественной организацией «Камская палата недвижимости», следует, что оценка размера возмещения за жилое помещение, признанное аварийным, выполненная оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Западно – Уральский институт экспертизы» («Институт экспертизы INEX») в отчёте об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, соответствует требованиям Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об оценочной деятельности» и Федеральным стандартам оценки (приложение к делу).
Ответчики не оспаривали размер возмещения за жилое помещение, определённый в отчёте об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, не представили документы, подтверждающие иной размер возмещения за жилое помещение, не ходатайствовали о назначении экспертизы для определения размера возмещения.
При таком положении, оценивая отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Западно – Уральский институт экспертизы» («Институт экспертизы INEX»), суд не находит оснований для сомнений в данном отчёте, поскольку он подготовлен специалистом, образование и квалификация которого подтверждены соответствующими свидетельством и аттестатом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности; в отчёте подробно описано проведенное исследование, указаны обстоятельства, на основании которых специалист сделал изложенные выводы (отчёт является подробным и мотивированными; объект оценки был осмотрен специалистом.
Учитывая изложенное, суд полагает, что отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ № является допустимым и относимым доказательством, подтверждающим стоимость (размер) возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию у собственников в связи с признанием его аварийным.
Истцами требования предъявлены к Администрации Пермского муниципального округа и Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального органа.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Законом Пермского края от 29 апреля 2022 года № 75-ПК «Об образовании нового муниципального образования Пермский муниципальный округ Пермского края» и решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 28 декабря 2022 года № 58 полномочия Администрации Савинского сельского поселения Пермского района Пермского края и Администрации Пермского муниципального района Пермского края прекращены с 01 января 2023 года.
Согласно Закону Пермского края от 29 апреля 2022 года № 75-ПК «Об образовании нового муниципального образования Пермский муниципальный округ Пермского края» образован Пермский муниципальный округ Пермского края; органы местного самоуправления Пермского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Пермского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Из сведений о юридическом лице, содержащих на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, следует, что Администрация Пермского муниципального округа Пермского края зарегистрирована в качестве юридического лица 06 декабря 2022 года (ОГРН: 1225900022798, ИНН: 5948066266); Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края зарегистрировано в качестве юридического лица 16 декабря 2022 года (ОГРН: 1225900023700, ИНН: 5948066516) (том 1: л.д.193-195).
В соответствии с Положением об Управлении жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, утверждённым Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 29 ноября 2022 года № 50, Управление является функциональным органом администрации Пермского муниципального округа Пермского края, обладающим правами юридического лица (пункт 1.1); осуществляет постановку на учёт, снятие с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (пункты 3.1 и 3.3.2); принимает решения о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, организует заключение данных договоров (пункты 3.1 и 3.2.11); осуществляет организацию переселения граждан из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда (пункты 2.2 и 2..2.3); ведет реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в том числе для инвалидов, и аварийных многоквартирных домов (пункты 3.3 и 3.3.1); формирует предложения о включении многоквартирных домов в перечень домов, подлежащих сносу за счет бюджетных средств (пункты 3.3 и 3.3.2); организует снос многоквартирных домов, вывоза (транспортирования), сбора, обработки, размещения отходов, образовавшихся в результате сноса многоквартирных домов, очистки и планировки земельных участков, на которых располагались снесенные многоквартирные дома (пункты 3.3 и 3.3.3); предъявляет к собственникам помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, требование о сносе или реконструкции, изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, изъятии жилых и нежилых помещений, расположенных в указанных домах, в соответствии с законодательством (пункты 3.3 и 3.3.4); организует деятельность муниципальной межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункты 3.3 и 3.3.5); осуществляет признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункты 3.3 и 3.3.6); осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) дохода бюджета округа, главного распорядителя бюджетных средств муниципального округа и (или) получателя бюджетных средств муниципального округа, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации (том 1: л.д.198-202)
Исходя из анализа положения об Управлении жилищных отношений, суд пришел к выводу, что в полномочия Управления не входит выплата выкупной цены жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу. В функциях Управления такие полномочия не закреплены.
Учитывая изложенное, суд находит, что взыскание выкупной цены, убытков, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт следует возложить на администрацию Пермского муниципального округа как орган, обладающий правами распорядителя бюджетных средств, предусмотренных для реализации мероприятий, в том числе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соответственно, именно администрация Пермского муниципального округа обязана обеспечить реализацию прав собственников на получение выплаты возмещения за аварийное жилое помещение и причитающуюся им долю в праве на общее имущество многоквартирного дома, подлежащего сносу.
В данной части требования к Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа не подлежат удовлетворению.
Ответчик - администрация Пермского муниципального округа не представила документы о выплате истцам какой – либо денежной суммы в счёт возмещения за жилое помещение, в том числе соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен подлежащего изъятию.
Учитывая изложенное, суд считает, что имеются правовые основания для взыскания с указанного ответчика в пользу истцов возмещение за жилое помещение в размере 1 855 500 рублей в равных долях, то есть по 618 500 рублей в пользу каждого истца.
Взыскание с ответчика в пользу истцов возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение, в том числе за долю в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом, влечёт прекращение права собственности истцов на это имущество и возникновение права муниципальной собственности на него после выплаты ответчиком указанной суммы возмещения в пользу истцов.
Оценивая положения закона, суд находит, что законом установлен административный (внесудебный) порядок рассмотрения уполномоченным органом вопроса об изъятии жилых помещений, находящихся в аварийном жилом доме, и земельного участка, на котором расположен такой дом.
Соответственно, возложение такой обязанности в судебном порядке законом не предусмотрено и рассматривается как вмешательство в деятельность уполномоченного органа (ответчика), которым является Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа <адрес>.
При таком положении суд считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения указанного требования истцов.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО10 ФИО12 ФИО3, ФИО2 удовлетворить в части.
Взыскать с администрации Пермского муниципального округа <адрес> в пользу ФИО1, ФИО10 ФИО13 ФИО3, ФИО2 денежную сумму в размере 1 855 500 рублей, по 618 500 рублей в пользу каждого, в счёт возмещения за аварийное жилое помещение – квартиру площадью 31,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, и долю в праве на общее имущество многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А.
Решение является основанием для прекращения права долевой собственности ФИО1, ФИО10 ФИО14 ФИО3, ФИО2 на жилое помещение – квартиру площадью 31,8 кв.м. (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, доли в праве на земельный участок (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>А; для возникновения права муниципальной собственности на данное имущество после выплаты администрацией Пермского муниципального округа <адрес> суммы возмещения в пользу ФИО1, ФИО10 ФИО16 ФИО3, ФИО2.
Требования, предъявленные к Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 27 марта 2023 года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
Копия верна:
Судья Е.Г. Меледина
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-106/2023
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2022-003919-22