Дело № 2а-3052/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2019 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гордеева И.И.,
с участием прокурора Галабурда М.А.,
при секретаре Ворониной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3052/19 по административному исковому заявлению Яценко Павла Викторовича к участковой избирательной комиссии избирательного участка №2970, участковой избирательной комиссии избирательного участка №3013, территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области о признании итогов голосования на УИК №2970 и УИК 3013 недействительными, внесения изменения о результатах выборов в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному округу №6;
УСТАНОВИЛ:
Яценко П.В. обратился в суд с иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка №2970, участковой избирательной комиссии избирательного участка №3013, территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области о признании итогов голосования на УИК №2970 и УИК 3013 недействительными, внесения изменения о результатах выборов в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному округу №6.
В обоснование своих требований с учетом уточнений, административный истец указал, что 14.04.2019 состоялись выборы в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск. Он, административный истец, являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному избирательному округу №6 на основании решения ТИК Солнечногорского района. При проведении выборов и подведении итогов были допущены многочисленные нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей) в связи с чем, решение комиссии об итогах голосования подлежат отмене судом и влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
Административный истец указал, что 14.04.2019 были допущены следующие нарушения при проведении голосования:
- на избирательном участке №2970 неверно оформлен реестр голосования вне помещения для голосования, а именно: отсутствует время приема обращения, фамилия, имя, отчества, адрес места жительства лица передавшего заявление (устное обращение), а также подпись члена УИК принявшего заявление; многие заявления имеют небольшую разницу во времени (1-2 минуты);
- на одном из выездов надомного голосования член УИК с правом совещательного голоса ФИО6 зафиксировал многократные сфальсифицированные заявления для голосования вне помещения. Избиратели, к которым выезжали члены избирательной комиссии №2970 по поступившим заявлениям от членов УИК с правом совещательного голоса от партии «Единая Россия», были удивлены о прибытии к ним комиссии, т.к. не подавали заявлений о надомном голосовании; в поступивших заявлениях не указаны причины голосования вне помещения;
- ТИК Солнечногорского района и УИК 3013 не проинформировали избирателей о месте голосования за 10 дней до дня голосования;
- решениями ТИК Солнечногорского района от 28.01.2019 №69/1-5 от 01.02.2019 №70/1-5 была утверждена схема одномандатного избирательного округа №6. В первом решении (69/1-5) количество избирателей по избирательному округу №6 составило 7522 человек. Вторым решением (70/1-5) ТИК перераспределил численность избирателей, исключив 448 человек из округа №6 и включил их в округ №5, однако исключенные Решением из избирательного округа №6 домовладения и улицы остались по-прежнему в одномандатном избирательном округе №6;
- на избирательном участке №2970 был выявлен факт подконтрольного голосования. Возле дверей участка стоял столик на котором лежали какие-то списки и скидочные карты «Солнышко». Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО7 попросил женщину, сидящую за столиком, выдать ему такую карту, на что женщина спросила, проголосовал ли он, проверила по спискам, и не найдя его в списках, добавила фамилию в список самостоятельно. По мнению административного истца указанные обстоятельства косвенно подтверждают подкуп избирателей;
- на территории одномандатного избирательного округа №6 УИК №3014, согласно информации, размещенной на Интернет-сайте ЦИК РФ в разделе «Найди свой избирательный участок» имеются ряд многоквартирных домов (всего около 350 избирателей), однако в границах одномандатного избирательного округа №6 указанных многоквартирных домов с такими адресами не существует. Кроме того, на Интернет-Сайте ЦИК РФ числятся 15 не существующих квартиры, относящихся к территории одномандатного избирательного округа №6 УИК №3012. Данные нарушения, по мнению административного истца, могли привести к неверному составлению списков избирателей, в связи с несоблюдением равенства одномандатных избирательных округов.
В последующем к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Борисова Л.Н., как избранная в Совет депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному избирательному округу №6.
В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержал, пояснив их по существу.
Представитель административного ответчика ТИК Солнечногорского района против удовлетворения административного иска возражал, представив письменные возражения.
Представитель УИК 2970 против удовлетворения административного иска возражала.
Представитель УИК №3013, будучи уведомленная, в судебное заседание не явилась.
Заинтересованное лицо Борисова Л.Н. против удовлетворения административного иска возражала.
Проверив материалы дела, выслушав доводы явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Часть 15 ст. 239 КАС РФ во взаимосвязи с ч. 16 ст. 239 КАС РФ и ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" определяют основания для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов.
Согласно п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
На основании п. 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях.
К таким случаям закон относит, в частности, установление нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичным образом регулируются вопросы, связанные с отменой решения комиссии об итогах голосования (пункты 1.2, 1.3 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме").
Административный истец настаивал, что выявленные им нарушения на выборах, не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 4 статьи 2 Закона Московской области от 28.12.2018 № 246/2018-03 «Об организации местного самоуправления на территории Солнечногорского муниципального района», решением Избирательной комиссии Московской области от 15 января 2019 года № 118/1110-6 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Солнечногорск на территориальную избирательную комиссию Солнечногорского района» полномочия избирательной комиссии городского округа Солнечногорск возложены на территориальную избирательную комиссию Солнечногорского района.
В соответствии с решением ТИК Солнечногорского района Московской области «О назначении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск» № 69/2-5 от 28 января 2019 года, на 14 апреля 2019 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск.
Решениями ТИК Солнечногорского района Московской области, зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному избирательному округу №6: Борисова Л.Н., ФИО8, ФИО9, Яценко П.В.
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района от 13 ноября 2017 года №2642 «Об уточнении перечня и границ избирательных участков на территории Солнечногорского муниципального района» установлены границы избирательных участков на территории Солнечногорского муниципального района. До внесения изменений в вышеуказанное Постановление Главы Солнечногорского района, местом нахождения участковой избирательной комиссии избирательного участка №3013 являлось помещение магазина Торговый центр «Благовещенский», распложенное по адресу: <адрес>
На основании Постановления Главы Солнечногорского района от 28 февраля 2019 года №248 «О внесении изменений в постановление Главы Солнечногорского муниципального района от 13 ноября 2017 № 2642 «Об уточнении перечня и границ избирательных участков на территории Солнечногорского муниципального района» место нахождения избирательной комиссии и место голосования избирательного участка №3013, в состав которого вошли деревни: Брехово - улицы: Весенняя, Васильковая, Вахнеевка, Дубравная, Каштановая, Кленовая, Кутузовская, Лесная, Луговая, Лунная, Малиновая, Цветочная, Брусничный переулок, Малиновый переулок, Садовый проезд; Благовещенка, Большаково, Николо-Черкизово, Фёдоровка, Юрлово, 5-е Горки; поселок санатория Энергия; домовладения садовых некоммерческих товариществ «Акро», «Берёзовое», «Долина», «Дубрава», «Кредо-М», «Кижуч», «Поляна», «Фантазия», «Энергия» НСТ Гея; коттеджные посёлки «Юлия-2», «Лесной», установлено по адресу: помещение магазина Торговый дом «Идеальный дом», деревня Юрлово, ул. Пятницкая, стр.1 сельского поселения Кутузовское Солнечногорского района Московской области. Постановление с изменениями в адресе было опубликовано в газете «Сенеж», на официальном сайте администрации Солнечногорского муниципального района в сети Интернет и на сайте сетевого издания «Вестник» Избирательной комиссии Московской области.
Из возражений ТИК Солнечногорского района следует, что изменения в нормативный правовой акт были опубликованы в одном из действовавших на момент рассмотрения дела в суде источников официального опубликования, а именно - на сайте администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
https://www.solreg.ru/upload/iblock/ef5/ef5ce90f436ded817d0429f8b99dl4a5.pdf.
При таких обстоятельствах доводы административного истца, о том, что ТИК Солнечногорского района и УИК 3013 не проинформировали избирателей о месте голосования за 10 дней до дня голосования судом не могут быть приняты.
Как следует из возражений ТИК Солнечногорского района Списки избирателей были составлены ТИК Солнечногорского района отдельно по каждому избирательному участку с использованием системы ГАС «Выборы» в двух экземплярах. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.
Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск была утверждена решением ТИК Солнечногорского района Московской области от 28 января 2019 года № 69/1-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск» и решением ТИК Солнечногорского района Московской области от 1 февраля 2019 года № 70/1-5 «Об устранении технической ошибки в приложении №1 решения территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района от 28 января 2019 года № 69/1-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск».
Порядок составления, уточнения и использования списков избирателей на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области был осуществлен ТИК Солнечногорского района в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 60 Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 04.06.2013 N 46/2013-03 (далее - Закон Московской области) установлен Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования.
При этом из письменных возражений ТИК Солнечногорского района усматривается, что 14 апреля 2019 года на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск УИК №2970 выполняла свои обязанности в целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования.
На основании части 1 статьи 60 Закона Московской области голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования. Хотя голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования, представить обращение избиратель вправе в любое время в течение 10 дней до дня голосования. Однако, обращение должно быть подано не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования, т.е. при окончании голосования в 20.00, обращения от избирателей принимаются до 14.00 часов по местному времени. Обращения представленные позже указанного времени не подлежат удовлетворению о чём незамедлительно сообщается избирателю или лицу, с чьей помощью представлено обращение. Все поданные в УИК №2970 избирателями заявления и устные обращения, были зарегистрированы в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей в ТИК Солнечногорского района Московской области.
Согласно Реестру заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования УИК № 2970 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск от избирателей поступило 22 обращения. Также, в Акте о проведении голосования вне помещения для голосования зафиксировано, что количество письменных заявлений избирателей составляет - 7 (семь) письменных заявлений и 15 (пятнадцать) устных заявлений.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, в связи с тем, что голосование вне помещения для голосования является одним из важных инструментов, гарантирующих гражданам возможность реализации их активного избирательного права, УИК № 2970 были приняты все поступившие заявления и устные обращения о голосовании вне помещения для голосования и предприняты все установленные законом действия для реализации прав граждан.
При таких обстоятельствах доводы административного истца и его представителя о том, что на избирательном участке №2970 неверно оформлен реестр голосования вне помещения для голосования; что на одном из выездов надомного голосования член УИК с правом совещательного голоса ФИО6 зафиксировал многократные сфальсифицированные заявления для голосования вне помещения, судом не могут быть приняты, поскольку не нашли своего объективного подтверждения.
Доводы административного истца о том, что избиратели, к которым выезжали члены избирательной комиссии №2970 по поступившим заявлениям от членов УИК с правом совещательного голоса от партии «Единая Россия», были удивлены о прибытии к ним комиссии, т.к. не подавали заявлений о надомном голосовании, судом также не могут быть приняты, поскольку указанные лица не голосовали вне помещения.
В соответствии с решением ТИК Солнечногорского района Московской области №46/2-5 от 24 мая 2018 года, назначены сроком на пять лет председатели участковых избирательных комиссий, в том числе и №2970, №3012, №3013 и №3014.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона т 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательных участков №2970, №3012, №3013 и №3014 определены итоги голосования на указанных избирательных участках, согласно которым за кандидата Яценко П.В. было подано 8, 152, 19 и 54 голосов избирателей соответственно, а всего 233; за кандидата Борисову Л.Н. – 48, 100, 56 и 53 голосов избирателей соответственно, а всего 257; за ФИО8 – всего 14 голосов избирателей, за кандидата ФИО9 – всего 20 голосов избирателей.
Согласно сведениям спорного протокола, на избирательном участке №2970 было получено участковой избирательной комиссией 1000 бюллетеней, выдано в помещении для голосования в день голосования 57 бюллетеней для голосования, 14 бюллетеней было выдано вне помещения для голосования в день голосования; погашено было - 929 бюллетеня; признаны недействительными было - 3 бюллетеня, действительными признано - 68 бюллетеней.
При этом судом установлено, что указанный протокол УИК №2970 незамедлительно после его составления и подписания был передан в ТИК Солнечногорского района, итоги голосования включены в сводную таблицу, которая опубликована.
Судом установлено, что решением ТИК Солнечногорского района №93/8-5 от 15.04.2019 года «Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск» выборы депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск признаны состоявшимися и действительными, установлено, что в Совет депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному избирательному округу №6 избрана Борисова Лариса Николаевна.
В соответствии с постановлением Главы Солнечногорского муниципального района от 03.04.2019 № 524 «Об утверждении социального проекта «Солнышко», распоряжением Заместителя Главы администрации Солнечногорского муниципального района от 08.04.2019 № 195 гр на территории городского округа Солнечногорск осуществлялся социальный проект «Солнышко», предусматривающий выдачу социально-медицинских карт «Солнышко» на временных и постоянных пунктах выдачи в соответствии с дислокацией, установленной администрацией Солнечногорского муниципального района. При проведении данного проекта предвыборная агитация не проводилась. Реализация социального проекта «Солнышко» проводилась за пределами помещения участковых избирательных комиссий. В подтверждение обратного доказательств не представлено.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что в нарушение требований ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлены допустимые доказательства наличия в ходе выборов 14.04.2019 года на избирательных участках 2970 и №3013 нарушений, влекущих отмену результатов голосования, поскольку никаких доказательств, свидетельствующих о незаконности действий избирательной комиссии либо о нарушении прав заявителей, представлено не было. Оснований для внесения изменений о результатах выборов в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному округу №6 не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Яценко Павла Викторовича к участковой избирательной комиссии избирательного участка №2970, участковой избирательной комиссии избирательного участка №3013, территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области о признании итогов голосования на УИК №2970 и УИК 3013 недействительными, внесения изменения о результатах выборов в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному округу №6, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение пяти дней. Мотивированное решение изготовлено 13.06.2019.
Судья: И.И. Гордеев