Решение от 05.09.2023 по делу № 8Г-17766/2023 [88-18618/2023] от 31.07.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                            № 88-18618/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  5 сентября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.,

Судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Центрального районного суда г. Омска, гражданское дело № 2-93/2023, УИД 55RS0007-01-2022-005573-63 по иску Балабонкина Александра Валентиновича к акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11», публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» об установлении тождественности наименования профессий, о возложении обязанности,

по кассационной жалобе представителя Балабонкина Александра Валентиновича по доверенности Вершинина Владислава Сергеевича на решение Центрального районного суда г. Омска от 31 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г.,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., выслушав объяснения Балабонкина А.В., его представителя по доверенности Вершинина В.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» Марковиченко Н.В., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Балабонкин А.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее - АО «ТГК - 11»), публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (далее - ПАО «Россети Сибирь») об установлении тождественности наименования профессий, о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Балабонкин А.В. ссылался на то, что 21 октября 2020 г. обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 26 января 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж Балабонкина А.В. не включены периоды работы: с 19 мая 1985 г. по 23 июня 1987 г. служба в рядах Советской армии, с                              29 сентября 1987 г. по 30 июня 1988 г. в качестве дежурного электрослесаря прибориста в котлотурбинном цехе в филиале ПАО «Россети Сибирь» «Омскэнерго» ТЭЦ № 3, с 1 июля 1988 г. по 23 марта 1990 г. в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерения электростанции, занятого обслуживанием автоматики в котельно-турбинных цехах в филиале ПАО «Россети Сибирь» «Омскэнерго» ТЭЦ № 3, с 25 января 1991 г. по 31 декабря 1998 г. в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживания оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах ПАО «Россети Сибирь» «Омскэнерго» ТЭЦ № 3, с 1 января 1999 г. по                            31 декабря 2001 г. в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах ОАО АК «Омскэнерго ТЭЦ № 3, с 1 января 2004 г. по 2 августа 2005 г. в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживания оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах ОАО Акционерной Компании Энергетики и Электрофикации «Омскэнерго ТЭЦ № 3, с 2 августа 2005 г. по 31 октября 2007 г. в качестве электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном турбинном цехах в ОАО «Омская Электрогенерирующая Компания ТЭЦ № 3», с 1 ноября 2007 г. по настоящее время в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном турбинном цехах в Омском филиале АО «Территориально Генерирующей Компании № 11» СП ТЭЦ № 3.

С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Балабонкин А.В. просил установить тождественность наименования профессии, указанной в трудовой книжке, с профессией и выполняемыми Балабонкиным А.В. работами согласно оперативным журналам, относящимися к Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, XIII Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство 2140000а-18455; обязать ПАО «Россети Сибирь» и филиал ПАО «Россети Сибирь»-«Омскэнерго» представить в ОСФР по Омской области корректирующие формы на Балабонкина А.В. за периоды работы с 29 сентября 1987 г. по 30 апреля 2004 г., с 1 мая 2004 г. по 2 августа 2005 г. в качестве электрослесаря по обслуживанию и ремонту автоматики и средств измерения электростанции в котельном и турбинном цехах тепловой автоматики и измерений Омской ТЭЦ № 3 по лицевому счёту № и перечислить неуплаченные взносы; обязать ПАО «Россети Сибирь» и филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» выдать Балабонкину А.В. уточняющую справку о вредных и тяжёлых условиях труда, согласно Списку № 2 производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 - раздел XIII (электростанции, электропоезда, паросиловое хозяйство), позиция 2140000а-18455 - электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерения и автоматики, в должности «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту автоматики и средств измерений электростанции в котельном и турбинном цехах», цех ТАИ Омской ТЭЦ-3, за периоды работы с 29 сентября 1987 г. по 30 апреля 2004 г., с 1 мая 2004 г. по 2 августа 2005 г.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 31 марта 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г., в удовлетворении исковых требований Балабонкина А.В. отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Балабонкина А.В. - Вершинин В.С. просит отменить решение Центрального районного суда г. Омска от 31 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 июня 2023 г.

На доводы кассационной жалобы ответчиком АО «ТГК - 11» принесены письменные возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представители ПАО «Россети – Сибирь», филиала ПАО «Россети – Сибирь» - «Омскэнерго», Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения истца Балабонкина А.В. и его представителя Вершинина В.С., представителя АО «ТГК-11», руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях АО «ТГК-11» на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что, Балабонкин А.В. зарегистрирован в системе индивидуального персонифицированного учёта               ДД.ММ.ГГГГ

21 октября 2020 г. Балабонкин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления ПФР в Советском административном округе                   г. Омска от 26 января 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Установлено наличие у истца страхового стажа в размере 32 года 02 месяца 08 дней, стаж на соответствующих видах работ 02 года 01 день, величина ИПК - 139, 410.

При этом в специальный стаж не включены периоды работы Балабонкина А.В.:

с 11 марта 1985 г. по 29 апреля 1985 г. в качестве слесаря КИПиА в ремонтно-механический цех № 31 в ПО «Омскнкефтеоргсинтез», поскольку отсутствуют сведения о 80 % занятости в условиях труда, предусмотренными списком № 2 от 26 января 1991 г.;

с 29 сентября 1987 г. по 30 июня 1988 г. в качестве дежурного электрослесаря прибориста в котлотурбинном цехе в филиале ПАО «Россети Сибирь»-«Омскэнерго»;

с 1 июля 1988 г. по 23 марта 1990 г. в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерения электростанции, занятый обслуживанием автоматики в котельном и турбинном цехах,

с 25 января 1991 г. по 31 декабря 1998 г. в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах ПАО «Россети Сибирь»-«Омскэнерго», поскольку должности, в которой осуществлял деятельность истец Списком                  № 2 от 22 августа 1956 г. не поименованы. Кроме того, работодателем не подтверждён факт льготной работы. Нет сведений о полной занятости;

с 1 января 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживания оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах ОАО АК «Омскэнерго ТЭЦ № 3, с 3 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в ОАО «Акционерной компании энергетики и электрофикации «Омскэнерго», с 2 января 2005 г. по 31 декабря 2019 г. в АО «ТГК - 11» поскольку страховая деятельность, включаемая в стаж на соответствующих видах работ, не подтверждена.

Как следует из трудовой книжки, Балабонкин А.В. 29 сентября 1987 г. принят в Омскую ТЭЦ № 3 дежурным электрослесарем прибористом в котельнотурбинный цех, 1 июля 1988 г. в связи с переходом на новые условия оплаты труда установлена должность электрослесарь 4 группы по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятый обслуживанием автоматики в котельном и турбинном цехах, 23 марта 1990 г. уволен по собственному желанию. 25 сентября 1991 г. Балабонкин А.В. принят в Омскую ТЭЦ № 3 в цех тепловой автоматики дежурным электрослесарем по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах 1 очереди. 1 ноября 1991 г. ему присвоена 5 группа дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах 1 очереди, 2 августа 1999 г. присвоена 6 группа дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерения, установленных в котельном и турбинном цехах; 1 мая 2004 г. переведён в цех тепловой автоматики и измерений электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции 6 разряда, 1 июля 2006 г. переведён электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 6 разряда цеха тепловой автоматики и измерений структурного подразделения «Омская ТЭЦ-3».

В период с 26 марта 1990 г. по 1 августа 1991 г. Балабонкин А.В. работал в СМУ НПО «Прогресс» ГШМЖК, на ТЭЦ-3 деятельность не осуществлял.

Согласно архивных справок, представленных ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго», 5 июля 1952 г. начато строительство «Омской ТЭЦ-3» Омского районного управления энергетического хозяйства «Омскэнерго»; в 1957 году филиал «Омская ТЭЦ- 3» преобразован в филиал «Омская ТЭЦ-3» Управления энергетической промышленности Омского Совнархоза, в 1961 году - в филиал «Омская ТЭЦ-3» РЭУ «Омскэнерго», с 1 ноября 1988 г. на основании приказа РЭУ «Омскэнерго» от 31.10.1988 года № в филиал «Омская ТЭЦ-3» ПОЭЭ «Омскэнерго».

С 14 декабря 1992 г. ПОЭЭ «Омскэнерго» преобразовано в АК «Омскэнерго», и на основании постановления Омской регистрационной палаты от 14 декабря 1992 г. №, приказа АК «Омскэнерго» от 5 июля 1993 г. № филиал «Омская ТЭЦ-3» ПОЭЭ «Омскэнерго» преобразован в филиал «Омская ТЭЦ-3» АК «Омскэнерго».

17 июля 1996 г. постановлением № Городской регистрационной палаты г. Омска зарегистрировано новое наименование АК «Омскэнерго» - ОАО АК «Омскэнерго», в связи с чем «Омская ТЭЦ-3» стала филиалом ОАО АК «Омскэнерго».

На основании решения Совета директоров ОАО АК «Омскэнерго»                   от 25 декабря 2003 г. № и приказа ОАО АК «Омскэнерго» от 4 февраля 2004 г. № образован филиал «Электрогенерирующее предприятие» ОАО АК «Омскэнерго» (ЭГП) в состав которого в том числе вошла «Омская ТЭЦ-3».

На базе филиала «Электрогенерирующее предприятие» образовано ОАО «Омская электрогенерирующая компания», ОАО АК «Омскэнерго» реорганизовано в форме выделения открытых акционерных обществ, в число который вошла «Омская электрогенерирующая компания» (решение общего внеочередного собрания акционеров ОАО АК «Омскэнерго» от 30 декабря 2004 г.).

Государственная регистрация указанных вновь созданных организаций осуществлена 3 августа 2005 г.: путём реорганизации в форме выделения создано ОАО «Омская электрогенерирующая компания», в состав которого вошли структурные подразделение в числе которых «Омская ТЭЦ-3».

На основании решения внеочередного общего собрания ОАО «Омская электрогенерирующая компания» № от 29 августа 2007 г., ОАО «Омская электрогенерирующая компания» 1 ноября 2007 г. реорганизована в форме присоединения к ОАО «Территориальная генерирующая компания № И» в виде Омского филиала ОАО «ТГК - 11», структурным подразделением которого является «Омская ТЭЦ-3».

Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица сведения о спорных периодах работы Балабонкина А.В. отражены без кода льготных условий.

Из имеющейся в материалах дела архивной справки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» от 27 сентября 2022 г. следует, что Балабонкин А.В. работал в цехе тепловой автоматики и измерений с                       29 сентября 1987 г. по 30 июня 1988 г. в котлотурбинном цехе дежурным электрослесарем прибористом; с 1 июля 1988 г. по 23 марта 1990 г. электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятый обслуживанием автоматики в котельном и турбинном цехах; с 25 сентября 1991 г. по 31 декабря 1998 г. дежурным электрослесарем по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики к котельном и турбинном цехах; с 1 января 1999 г. по ИНДС. Подтвердить особый характер или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии Балабонкину А.В. за период работы в филиале «Омская ТЭЦ-3» с                   29 сентября 1987 г. по 23 марта 1990 г. и с 25 сентября 1991 г. по 31 декабря 1998 г. не представляется возможным в связи с тем, что должности: дежурный электрослесарь приборист, электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятый обслуживанием автоматики в котельном и турбинном цехах, дежурный электрослесарь по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах не отражены в Списках № 2 от 22 августа 1956 г. и от 26 января 1991 г.

Согласно заключению № от 6 июня 2022 г. государственной экспертизы условий труда в отношении Балабонкина А.А., проведённой на основании определения Советского районного суда г. Омска от 17 мая 2022 г. в ходе рассмотрения гражданского дела №, работы, связанные с выполнением работ на оборудовании котлов, турбин (ремонт и обслуживание электросхем, приборов, оборудования котлов; приборов, датчиков турбин и т.д.), осуществлявшиеся Балабонкиным А.В. в оспариваемый период с                       25 сентября 1991 г. по 31 декабря 2001 г., с 1 января 2004 г. по 2 августа                    2005 г. и с 2 августа 2005 г. по 31 октября 2007 г. в цехе тепловой автоматики и измерений (цехе тепловой автоматики) Омской ТЭЦ-3 в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах 1 очереди, дежурного электрослесаря 5 и 6 групп по ремонту и обслуживанию оборудования, автоматики, средств измерения, установленных в котельном и турбинном цехах, электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном и турбинном цехах электростанции 6 разряда, электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции 6 разряда относятся к работам, по условиям труда, предусмотренным позицией 2140000а-18455 раздела ХIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержд`нного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом работы, связанные с обслуживанием приборов и оборудования в цехе химической водоочистки, мазутонасосной и хозяйственной насосной, электролизной установке, на оборудовании станции, щитах управления и кабельных полуэтажах, выполнявшиеся Балабонкиным А.В. в период с                      25 сентября 1991 г. по 31 декабря 2001 г., с 1 января 2004 г. по 2 августа                2005 г., с 2 августа 2005 г. по 31 октября 2007 г., не относятся к работам, по условиям труда, предусмотренным Списками № 1 и 2, утверждёнными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Должность электрослесаря, занимаемая Балабонкиным А.В., позицией «Слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления» в разделе XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей» Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, не предусмотрена.

Установить соответствие работ, выполнявшихся Балабонкиным А.В. в оспариваемые периоды работы с 29 сентября 1987 г. по 23 марта 1990 г. в качестве дежурного электрослесаря-прибориста в котлотурбинном цехе и электрослесаря 4 группы по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятого обслуживанием автоматики в котельном и турбинном цехах Омской ТЭЦ-3 работе, предусмотренной Списками № 1 и                 № 2, утверждёнными постановлением Кабинета Министров СССР от                            16 января 1991 г. № 10, и Списками № 1 и № 2, утверждёнными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, не представляется возможным в связи недостаточностью документов, характеризующих условия труда в указанный период.

При этом, экспертами указано, что определение занятости работника в условиях труда, предусмотренных Списками № 1 и № 2, утверждёнными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и Списками № 1 и № 2, утверждёнными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, не входит в компетенцию органа исполнительной власти, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, а является прерогативой работодателя.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Балабонкиным А.В. требований, исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, на которой работал гражданин. Совокупностью исследованных доказательств не подтверждён факт соответствия выполняемой истцом работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими Списками № 2, утверждёнными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, а также выполнение такой работы в течение полного рабочего дня.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.

Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о том, что Омская ТЭЦ-3 неоднократно переименовывалась, но работа, выполняемая Балабонкиным А.В. и условия труда оставались прежними, трудовая книжка Балабонкина А.В. содержит наименование профессии и оборудования, относящихся в Спискам № 2, факт льготной работы подтверждается должностными инструкциями, штатным расписанием, табелем учёта рабочего времени, журналами инструктажа на рабочем месте, положением о цехе автоматики и измерений, положением об управлении тепловой автоматики и измерений, трудовым договором, результатами оценки условий труда, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.              № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 21 октября 2020 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от             28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 г.);

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 г.).

Согласно Списку № 2 от 22 августа 1956 г., раздел XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей», право на льготное пенсионное обеспечение имеют слесари и электромонтёры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.

Согласно Списку № 2 от 26 января 1991 г., раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено слесарям, электромонтёрам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу                  средств измерений и автоматики (позиция 2140000а-18455).

В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» применение списков № 1 и № 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.

Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от               22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объёмов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Пунктом 16 Разъяснения установлено, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определённой продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 55 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 12 лет и 6 месяцев. Вместе с тем законом предусмотрена возможность назначения таким лицам досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующим Списком при условии, если они заняты в производствах, определённых Списком. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от                      1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от               28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября       2014 г. № 1015).

Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015.

Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. К таким документам подпунктом «а» пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Статьёй 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от                      1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Балабонкина А.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости –                           21 октября 2020 г.).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря           2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решён судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Именно из такой правовой позиции исходили суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по требованиям Балабонкина А.В. о включении спорных периодов его работы с 29 сентября 1987 г. по 30 апреля 2004 г., с 1 мая 2004 г. по 2 августа 2005 г. в качестве электрослесаря по обслуживанию и ремонту автоматики и средств измерения электростанции в котельном и турбинном цехах тепловой автоматики и измерений в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                      № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с работой с тяжёлыми условиями труда).

Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведённым правовым регулированием, установив, что должности, в которых работал истец в спорные периоды не соответствуют наименованию должностей, указанных в Списках № 2 от 22 августа 1956 г. и от 26 января 1991 г., согласно заключению государственной экспертизы условий труда, работая в качестве дежурного электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельном и турбинном цехах, электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном и турбинном цехах электростанции 6 разряда, электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции 6 разряда истцом выполнялись работы как предусмотренные Списком № 2 от 26 января 1991 г. (позиция 2140000а-18455 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство»), так и работы не предусмотренные соответствующими Списками, доказательств выполнения работ, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 г. в течение полного рабочего дня материалы дела не содержат, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Вопреки доводам кассационной жалобы оперативными журналами не подтверждается занятость истца на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 г. не менее 80% рабочего времени, что подтверждается в том числе выводами государственной экспертизы условий труда.

    Из экспертного заключения Министерства труда и социального развития Омской области, утверждённого 6 июня 2022 г. № 16, усматривается, что экспертом проведено исследование записей в оперативных журналах бригады с участием Балабонкина А.В., в которых перечислены все выполняемые работы. Проанализировав представленные материалы, эксперт пришёл к выводу о том, что в течение рабочего времени Балабонкиным А.В. выполнялись работы, по условиям труда не предусмотренные Списком № 2 от 26 января 1991 г.

Так, работы, связанные с обслуживанием приборов и оборудования в цехе химической водоочистки, мазутонасосной и хозяйственной насосной, электролизной установке, на оборудовании станции, щитах управления и кабельных полуэтажах, выполнявшиеся Балабонкиным А.В. в период с                      25 сентября 1991 г. по 31 октября 2007 г., не относятся к работам, по условиям труда, предусмотренным Списками № 1 и 2 от 26 января 1991 г.

Таким образом, в течение рабочего времени Балабонкин А.В. выполнял иные работы, не предусмотренные Списком № 2 от 26 января 1991 г., что свидетельствует об отсутствии доказательств полной занятости в особых условиях труда в течение рабочего дня.

Доводы кассационной жалобы о том, что согласно протоколу №-Т (224) результатов измерений и оценки параметров тяжести трудового процесса от 12 октября 2016 г. по специальности электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (6 разряд) установлен класс условий труда 3.2, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку согласно карте специальной оценки условий труда от 12 октября 2016 г. электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (6 разряд) право на досрочное назначение страховой пенсии не имеет.

Из карты аттестации № от 15 февраля 2005 г. также усматривается, что работа на должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерения электростанций не предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение.

Ссылка в кассационной жалобе на результаты специальной оценки условий труда, с которыми истец был ознакомлен 13 октября 2021 г. также не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку указанные результаты специальной оценки условий труда не относятся к спорным периодам работы истца.

В соответствии с Перечнем рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым директором Омской ТЭЦ-3 11 марта 2002 г., правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 имеет именно электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном, турбинном цехах электростанции.

То обстоятельство, что истцу предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда, начиная с 2011 г. по 2020 г., само по себе не свидетельствует о том, что в спорные периоды истец был занят на работах в условиях труда, предусмотренных разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 от 26 января 1991 г. в течение полного рабочего дня.

Суды пришли к правильному выводу о том, что сам по себе факт работы истца в спорные периоды, подтверждённые записями в трудовой книжке, не влечёт автоматического возникновения права на льготное пенсионное обеспечение, соответственно на обязанность работодателя оплатить дополнительные взносы. Для его возникновения необходимо подтверждение работы не менее 80% рабочего времени (полная занятость), а также данных о характере работы. Вместе с тем, такие доказательства отсутствуют. Работодатель ни в один из оспариваемых периодов не подтвердил полную занятость истца в особых условиях труда, предусмотренных соответствующими Списками № 2, утверждёнными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик не предоставил карты хронометража рабочего времени, подлежат отклонению, поскольку обязанность по проведению хронометража рабочего времени действующим законодательством не закреплена.

Также подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что служба в армии по призыву в период с 19 мая 1985 г. по 23 июня 1987 г. подлежит включению в специальный страховой стаж, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает такой возможности в случае включения такого периода в специальный стаж работы.

В силу подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления применяются соответствующие положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Из приведённой нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 применяется к Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта «а»; абзац 3 подпункта «б» пункта 1).

В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 (далее – Положение от 3 августа 1972 г. № 590), при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпунктом «к» пункта 109 указанного Положения от 3 августа 1972 г. № 590 предусмотрена служба в составе Вооружённых сил СССР.

Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. № 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, ранее действовавшим законодательством период службы в составе Вооружённых сил СССР приравнивался к работе, дающей право на пенсию на льготных условиях и учитывался с соблюдением правила, установленного абзацем 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. № 590 - в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Поскольку как до призыва на срочную военную службу, так и после окончания прохождения срочной военной службы истец по состоянию на                  1 января 1992 г. не был занят на работах с тяжёлыми условиями труда, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, основания для включения периода прохождения истцом службы по призыву с 19 мая 1985 г. по 23 июня 1987 г. отсутствуют.

Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьёй 3797 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны суда нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.

По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы суда подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 31 ░░░░░ 2023 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-17766/2023 [88-18618/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Балабонкин Александр Валентинович
Ответчики
Филиал ПАО РОССЕТИ СИБИРЬ - ОМСКЭНЕРГО
Акционерное общество Территориальная генерирующая компания №11
ПАО Россети Сибирь
Другие
Вершинин Владислав Сергеевич
Министерство труда и социального развития Омской области
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Омской области
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Латушкина С.Б.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
05.09.2023Судебное заседание
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее