№2а-191/2021
УИД39RS0021-01-2021-000171-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021г. г.Светлый
Светловский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Братусь Т.А.
при секретаре Федорове М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Силантьевой Валентины Викторовны, Ильиной Светланы Владимировны, Мариняко Татьяны Владимировны к администрации МО «Светловский городской округ» о признании незаконным отказа № от 03.12.2020г. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без торгов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Силантьева В.В., Ильина С.В., Мариняко Т.В. обратились в суд с административным иском о признании незаконным отказа администрации МО «Светловский городской округ» от 03 декабря 2020года № в предоставлении земельного участка КН № площадью 1900кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для использования в целях эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем передачи административным истцам в общую долевую собственность за плату без проведения торгов указанного земельного участка.
В обоснование требований указали, что на основании договора аренды от 28 мая 2003г., заключенного с администрацией МО «СГО», являются арендаторами спорного земельного участка.
20.11.2020г. обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении им в собственность за плату арендуемого земельного участка в порядке ст.39.20 ЗК РФ.
Однако, ответом от 03.12.2020г. № администрация им отказала со ссылкой на Правила землепользования и застройки, утвержденные решением окружного Совета депутатов МО «Светловский городской округ» от 14.12.2016г. №; было разъяснено, что максимальный размер земельного участка в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-4) под ИЖС составляет 1200кв.м.. Кроме того, администрация указала на то, что в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату под существующими объектами недвижимости», утвержденным постановлением администрации МО «СГО» от 20.11.2015г. №, сотрудниками администрации 27.11.2020г. был произведен осмотр земельного участка КН № площадью 1900кв.м на предмет наличия(отсутствия) на нем зданий(сооружений) и поверки (обоснования) соразмерности выкупаемого земельного участка существующему объекту недвижимости. В ходе осмотра было установлено, что на используемом истцами земельном участке расположены две нежилые хоз.постройки площадью 54.6 кв.м. и 17.9 кв.м., объект ИЖС отсутствует; при этом площадь испрашиваемого земельного участка составляет 1900кв.м., что превышает площадь находящихся на нем объектов недвижимости в 26 раз.
Таким образом, административным ответчиком было отказано истцам в предоставлении испрашиваемого земельного участка в общую долевую собственность за плату на основании пп.19 ст.39.16 ЗК РФ-предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Административные истцы, со ссылкой на положения п.5 ст.ст. 39.17, ст.39.16 ЗК РФ полагали данный отказ незаконным, нарушающим их права. Ссылались на то, что перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является закрытым; в нем отсутствует такое основание для отказа, как несоразмерность площади земельного участка суммарной площади расположенных на нем объектов недвижимости.
Полагали ссылку административного ответчика на Правила землепользования и застройки, утвержденные решением окружного Совета депутатов МО «Светловский городской округ» от 14.12.2016г. №98, незаконной, так как, начиная с 2003г., одним из арендаторов указанного земельного участка был отец административных истцов Ильной С.В. и Мариняко Т.В.-Остапук ВС., который умер в ДД.ММ.ГГГГ.
Его дочери вступили в права аренды земельного участка КН № на основании завещания отца, в связи с чем с ними администрацией было заключено дополнительное соглашение № от 27.09.2012г. к договору аренды земельного участка.
Следовательно, ссылку администрации на вышеуказанные Правила нельзя признать законной, так как в силу положений ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Как несостоятельная и ссылка на вышеуказанный административный регламент, так как данный правовой акт определяет лишь действия администрации по предоставлению данной услуги, а не основания для предоставления или отказа в предоставлении земельного участка.
Полагали, что вопрос о выкупе административными истцами спорного земельного участка должен решаться исходя из всей площади спорного земельного участка, указанной в кадастровом паспорте, являющимся приложением к договору аренды земельного участка от 28 мая 2003г. Статья 39.20 ЗК РФ, регламентирующая особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, никаких критериев для определения границ земельного участка не содержит и ограничений не устанавливает.
Спорный земельный участок предназначен для эксплуатации жилого <адрес>, а, следовательно, отсутствуют основания для утверждения, что на спорном земельном участке отсутствует жилой дом(л.д.6-9).
В судебном заседании административные истцы и их представитель по устному ходатайству Манылова Т.А.(л.д.137) на заявленных требованиям по изложенным основаниям настаивали. Полагали, что имеют законное право на приобретение спорного земельного участка за плату без торгов в соответствии с нормами ст.39.20 ЗК РФ, так как являются собственниками расположенных на спорном участке хозяйственных построек, которые являются объектами капитального строительства(л.д.90-92,137).
Представитель администрации МО «СГО» Ковальчук Т.С.(л.д.52-55) возражала против заявленных требований; полагала отказ обоснованным и законным(л.д.49-50,90-92,137).
Заслушав явившихся участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из частей 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме, в том числе нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в части наличия полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1, пунктом 3 части 1 статьи 8, статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Положениями пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:
-земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта; земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
-земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
-земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
-земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
-земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
-земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
-земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
-земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
-земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
-земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Материалами дела подтверждено, что Силантьевой(ранее ФИО10-л.д.27,29 )В.В., Ильиной С.В.(л.д.30), Мариняко Т.В.(л.д.31) на праве общей долевой собственности принадлежит жилой <адрес>, общей площадью 79.9 кв.м.,1960г.постройки: у Мариняко Т.В. и Ильиной С.В. в собственности по 1/4 доли, право зарегистрировано 27.10.2006г.; у Силантьевой(ранее ФИО11) В.В.-1/2 доли, право зарегистрировано 04.09.2003г..(л.д.109).
Исходя из данных кадастрового паспорта на указанный жилой дом, он расположен в границах земельного участка №(л.д.109), площадью 1200кв.м.; поставлен на кадастровый учет 08.05.2003г.; категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для эксплуатации жилого дома; для индивидуальной жилой застройки.
Данный земельный участок также находится в общей долевой собственности административных истцов: у Мариняко Т.В. и Ильиной С.В. в собственности, по 1/4 доли у каждого(л.д.31,32), право зарегистрировано 27.10.2006г.; у Силантьевой(ранее ФИО12-л.д.28) В.В.-1/2 доли(л.д.123-134).
Также все административные истцы являются арендаторами второго земельного участка № площадью 1900кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; участок поставлен на кадастровый учет 08 мая 2003г., категория земель-земли населенных пунктов; разрешенное использование- для объектов жилой застройки; для эксплуатации выше указанного жилого дома (л.д.26,115).
Материалами дела подтверждено, что первоначально оба указанных выше земельных участка постановлением администрации МО «СГО» № от 28 мая 2003г. были предоставлены ФИО13(в дальнейшем Силантьевой) В.В. и ФИО14.(отец Ильиной и Мариняко) для использования в целях эксплуатации жилого <адрес> : земельный участок № площадью 1200кв.м. в общую долевую собственность; земельный участок № площадью 1900кв.м. в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, сроком на 49 лет(л.д.12); 28 мая 2003г. с указанными лицами администрация заключила договор аренды земельного участка № площадью 1900кв.м(л.д.13).
В соответствии с п.1.1 данного Договора, указанный участок предоставлен для использования в целях эксплуатации жилого <адрес>(л.д.13).
В соответствии с п.4.3.3 Договора, по истечении срока действия Договора в преимущественном порядке перед другими лицами арендатор имеет право заключить договор аренды на новый срок на согласованных Сторонами условиях по письменному заявлению, направленному Арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия Договора (л.д.14)
Возводить строения и сооружения только по согласованию с администрацией, органами архитектуры, охраны природы, санэпидемнадзора, пожарной охраны(п.4.4.9).
Административные истцы Ильина и Мариняко с 2012г. являются арендаторами указанного земельного участка, вместо умершего Остапук, что подтверждено дополнительным соглашением № от 27.09.2012г. к договору аренды земельного участка от 2003г.(л.д.16).
Согласно выписок из ЕГРН об объектах недвижимости от 26.10.2020г. в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № площадью 1900кв.м. расположены следующие объекты недвижимости: с кадастровым номером №(нежилое здание, хозяйственная постройка) площадью 54.6 кв.м., год завершения строительства-2019, находящееся в собственности Силантьевой В.В. с 26.10.2020г.(л.д.33-35) и с кадастровым номером N.№(нежилое здание, хозяйственная постройка) площадью 17.9 кв.м., год завершения строительства 2019, находящееся в общей долевой собственности Ильиной С.В. и Мариняко Т.В., по 1/2 доли у каждой; право собственности зарегистрировано 23.10.2020г.(л.д.36-40), что подтверждается и данными ответа администрации МО «СГО» от 03.12.2020г.(л.д.11).
Таким образом, установлено, что какой-либо объект жилищного строительства в границах спорного земельного участка отсутствовал как на дату заключения договора аренды в 2003г., так и на дату обращения истцов в администрацию МО «СГО» в 2020г.
Обращение истцами было произведено 23 ноября 2020г.; просили предоставить им земельный участок № площадью 1900кв.м. без проведения торгов в собственность за плату в целях эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.105).
Данное обращение администрацией было рассмотрено и ответом № от 03.12.2020г. истцам отказано со ссылкой на то, что отсутствуют необходимые условия для предоставления данного земельного участка за плату без торгов, предусмотренные ч.2 ст.39.3 ЗК РФ, ст.39.20 ЗК РФ; предоставление спорного земельного участка на заявленном виде прав не допускается- пп.19 ст.39,16 ЗК РФ(л.д.11).
Принимая во внимание, что в границах спорного земельного участка отсутствует жилое строение, собственниками которого бы являлись административные истцы, суд считает, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления административных истцов, а у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных административных требований. Отказ административного ответчика от 03.12.2020г. со ссылкой на положения пп.19 ст.39.16 ЗК РФ является законным и обоснованным.
При этом, суд полагает заслуживающими внимания доводы стороны административных истцов о неправомерности основания для отказа по несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади занимаемого объектом недвижимости, так как в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание как несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади занимаемого объектом недвижимости, не поименовано, что, однако, не является основанием для признания данного отказа администрации МО «СГО» незаконным.
Отказ от 03.12.2020г. принят уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий и в целом соответствует требованиям земельного законодательства.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В административных исковых требованиях Силантьевой Валентины Викторовны, Ильиной Светланы Владимировны, Мариняко Татьяны Владимировны к администрации МО «Светловский городской округ» о признании незаконным отказа № от 03.12.2020г. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без торгов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения-отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светловский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2021 года.
Судья Светловского городского суда Братусь Т.А.