Решение по делу № 2-2903/2019 от 03.07.2019

Дело № 2-2903/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2019 года

Свердловский районный суд г.Костромы в составе:

судьи Комиссаровой Е.А.

при секретаре Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Рябиковой Анастасии Максимовны к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Костромы, действуя в интересах Рябиковой А.М., обратился в суд с иском к администрации г. Костромы о предоставлении жилья, мотивируя свои требования тем, что Рябикова А.М., <дата> год рождения является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Рябиковой А.М. – К, умерла <дата>. Отец Рябиковой А.М. – Р.М. решением Нерехтского городского суда Костромской области от <дата> лишен родительских прав в отношении дочери. Постановлением Главы Нерехтского муниципального района от <дата> над несовершеннолетней Рябиковой А.М. назначена опека С.Г., проживающей по адресу 1. Приказом начальника ТО социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район -о от <дата> приняты меры к регистрации обременения права собственности на жилое помещение, находящееся по адресу 1. Приказом начальника ТО социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район -о от <дата> отменен приказ -о от <дата> о регистрации обременения права собственности на квартиру, находящуюся по адресу 1 Приказом начальника ТО СЗН, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район -о от <дата> Рябикова А.М. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Приказом директора Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> Рябикова А.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Жилое помещение, расположенное по адресу 1 принадлежит С.Е. и С.Г. на праве общей долевой собственности, доля в праве ? на основании договора купли-продажи от <дата>. Рябикова А.М. длительное время проживает на территории города Костромы, обучается в ОГБПОУ «Костромской колледж бытового сервиса», имеет регистрацию по месту пребывания в студенческое общежитие. Нанимателем либо членом семьи (бывшим членом семьи) нанимателя, муниципального жилого помещения на территории города Костромы, объектов недвижимости на территории Российской Федерации не имеет.

Ссылаясь на нормы Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормы Жилищного кодекса РФ, Закон Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просит обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы предоставить Рябиковой Анастасии Максимовне, <дата> года рождения на территории г. Костромы Костромской области благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Шамаева О.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Рябикова А.М. исковые требования поддержала, обстоятельства, изложенные в иске подтвердила. Указала, что проживала по адресу 1, после смерти матери проживала там с бабушкой, которая являлась ее опекуном. С отцом не общается, где он проживает ей не известно. В квартире бабушки фактически проживают несколько семей, которые в настоящее время решают вопрос о продаже квартиры и переезде в <адрес>. Она сама уже длительное время проживает в <адрес>, к бабушке ездит лишь в гости.

Представитель администрации г.Костромы Белкина О.С. в судебном заседании иск не признала, указав, что надлежащим ответчиком по иску считают администрацию Костромской области, муниципальное образование не имеет возможности обеспечить истца жильем вне очереди.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент по труду и социальной зашите населения Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации города Костромы, администрация Костромской области о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассматривать в отсутствие представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Федеральным законом от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищный кодекс РФ.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании ч.5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-Ф3) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Часть 3 ст.20 Закона №131-Ф3 определяет, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно ч. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъекта РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с ч.5 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Таким образом, передача органами государственной власти Костромской области государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, может быть произведена только при передаче соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 №620-5-3KO «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее – дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее – государственные полномочия).

Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, включают в себя: 1. Формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2. Принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; 3. Принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 4. Выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Судом установлено, что мать Рябиковой А.М. – К, умерла <дата>. Отец Рябиковой А.М. – Р.М. решением Нерехтского городского суда Костромской области от <дата> лишен родительских прав в отношении дочери.

Постановлением Главы Нерехтского муниципального района от <дата> над несовершеннолетней Рябиковой А.М. назначена опека С.Г., проживающей по адресу 1

Таким образом Рябикова А.М. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Р.А. с <дата> зарегистрирована по месту жительства по адресу 1

Приказом начальника ТО социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район -о от <дата> приняты меры к регистрации обременения права собственности на жилое помещение, находящееся по адресу 1. Приказом начальника ТО социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район -о от <дата> отменен приказ -о от <дата> о регистрации обременения права собственности на квартиру, находящуюся по адресу 1.

Приказом начальника ТО СЗН, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район -о от <дата> Рябикова А.М. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Приказом директора Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> Рябикова А.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Жилое помещение, расположенное по адресу 1 принадлежит С.Е. и С.Г. на праве общей долевой собственности, доля в праве ? на основании договора купли-продажи от <дата>.

В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы С.Г., <дата> года рождения, С.Е., <дата> года рождения, К.В., <дата> года рождения, С.С., <дата> года рождения, М.В., <дата> года рождения, Рябикова Анастасия Максимовна, <дата> года рождения.

Однако как установлено судом и следует из материалов дела Рябикова А.М. длительное время проживает на территории города Костромы. <дата> закончила в ОГБПОУ «Костромской колледж бытового сервиса» (срок обучения 2 года 10 месяцев), в настоящее время обучается в ОГБПОУ «...» с <дата> по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство». На период обучения предоставлено место в студенческом общежитии с временной регистрацией по месту жительства по адресу 2.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Рябикова А.М. не является нанимателем либо членом семьи (бывшим членом семьи) нанимателя муниципального жилого помещения, расположенного на территории города Костромы. На территории Российской Федерации жилья в собственности не имеет.

Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области суду подтвердил, что Рябикова А.М. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, Рябикова А.М. может быть признана лицом не обеспеченным жильем.

Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования о предоставлении Рябиковой А.М. специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.

Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).

Как уже указано выше город Кострома является для истца фактически постоянным местом жительства на протяжении нескольких лет.

При таких обстоятельствах, в сложившейся ситуации, в отсутствии у истца иного места жительства следует признать постоянным ее проживание в г. Костроме.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора, заявленные в интересах Рябиковой А.М. суд находит подлежащими удовлетворению. На муниципальное образование городской округ город Костромы в лице администрации городского округа город Кострома, подлежит возложению обязанность предоставить Рябиковой А.М. из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории города Костромы.

По мнению суда, недостаточное финансирование переданных полномочий по обеспечению лиц рассматриваемой категории жилыми помещениями не может служить основанием для отказа прокурору в заявленных исковых требованиях.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Костромского района удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Рябиковой Анастасии Максимовне, <дата> года рождения на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г.Костромы.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

2-2903/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Костромы в инт. Рябиковой Анастасии Максимовны
Рябикова Анастасия Максимовна
Ответчики
Администрация г.Кострома
Другие
Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Администрация Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее