Дело № 33-2569/2023; 2-10432/2022
72RS0025-01-2022-011508-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 24 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Гудожникова Д.Н. |
судей | Глебовой Е.В., Котовой С.М |
при секретаре | Деркач М.П. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика акционерного общества «Транснефть-Сибирь» на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 21 декабря 2022 года, которым постановлено:
«Иск прокурора г.Урай в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «Транснефть-Сибирь» удовлетворить.
Возложить на АО «Транснефть-Сибирь» обязанность привести в состояние готовности защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационного укрытия <.......> расположенного по адресу: г.Урай, головные, Центральная ремонтная служба и выполнить следующие мероприятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: выполнить монтаж оборудования вентиляции; привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, герметичность дверей и аварийного выхода, произвести проверку защитного сооружения на герметичность; заменить систему вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации защитного сооружения; выполнить ремонт перекрытий, потолков, стен и полов защитного сооружения»
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Е.В. Глебовой, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г.Урай в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к АО «Транснефть-Сибирь» об обязании привести в состояние готовности защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационного укрытия <.......>), расположенного по адресу: <.......> Центральные ремонтная служба, выполнить следующие мероприятия: выполнить монтаж оборудования вентиляции; привести в исправное техническое состояние инженерно- техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, герметичность дверей и аварийного выхода. Произвести проверку защитного сооружения на герметичность; заменить систему вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации защитного сооружения; выполнить ремонт перекрытий, потолков, стен и полов защитного сооружения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Урая проведена проверка по соблюдению требований законодательства в области гражданской обороны АО «Транснефть-Сибирь». Установлено, что ответчик является балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия. 23.06.2022 в ходе проведенной проверки прокуратуры города совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ураю при участии представителя Урайского УМН АО «Траснефть-Сибирь», установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ПРУ не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию (затопленной водой). Техническое состояние ПРУ характеризуется как аварийное. Эксплуатация ПРУ в настоящее время невозможна. Данное защитное сооружение не соответствует технико-эксплуатационным характеристикам, не обеспечивает защиту от расчетных поражающих факторов, в связи с чем нарушаются права неограниченного круга лиц на их укрытие от очага поражения. По результатам проверки в адрес генерального директора АО «Транснефть-Сибирь» внесено представление от 24.06.2022 года, по результатам рассмотрения которого ответчик в настоящее время готовится документ для включения ПРУ в план капитального ремонта на 2023- 2024 годах. До настоящего времени нарушения не устранены, эксплуатацию ПРУ не возможна, ввиду его состояния неготовности.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Лесовец В.А. на удовлетворении иска настаивала по основаниям, в нем изложенным.
Представители ответчика АО «Транснефть-Сибирь» Шупик Б.В., Нигматулин О.М. в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения иска возражали по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Разрешив спор, суд постановил изложенное выше решение, с которым не согласен ответчик АО «Транснефть-Сибирь»
В апелляционной жалобе АО «Транснефть-Сибирь», в лице Кавунова С.А., просит решение суда изменить в части предоставленного срока для выполнения работ по приведению сооружения в состояние готовности, просит установить данный срок до <.......> Указывает, что АО «Транснефть-Сибирь» создано путем преобразования государственного предприятия - Производственного объединения магистральных нефтепроводов Западно и Северо-Западной Сибири (г. Тюмени). Согласно п. 5 паспорта-назначения укрытия в мирное время: неотапливаемый склад, как следует из выписки из ЕГРН от <.......> назначение: <.......>. Ответчик в 2018 года и 2019 года были подготовлены и направлены документы на снятие защитного сооружения с учета, на которые были получены отрицательные ответы с рекомендациями по переводу его из категории ПРУ в категорию «Укрытие». В 2021 и 2022 годах ответчиком повторно подготовлены и направлены документы на перевод из категории ПРУ в категорию «Укрытие», где получен отказ из-за отсутствия в представленного технико-экономического заключения, утвержденным обществом, сметной стоимости капитального ремонта, восстановительных работ, расходов на содержание убежища. По документам, которые направлены в 2022 году в настоящее время идет повторное рассмотрение документов в ФГБУ ВНИИ ГОиЧС на перевод из ПРУ в «Укрытие». Однако, в настоящее время приготовлен пакет документов для включения ПРУ инв. <.......> в план капитального ремонта в <.......>. Разработана и утверждена дефектная ведомость на проведение капитального ремонта. Произведен предварительный сводный сметный расчет стоимости ремонта, который составил 11880 тысяч рублей. В связи с тем, что у ответчика отсутствуют специализированные подразделения на проведение работ по капитальному ремонту здания и для проведения капитального ремонта требуется разработка проектной документации. С учетом подготовки, согласования, экспертизы и утверждение в работу проектной документации, а также размещение лота на электронной площадке, с учетом установленных норм и требований, данные мероприятия составят от 190 до 250 рабочих дней. Указывает, что на период формирование пакета документов и выполнения капитальных работ ПРУ, при необходимости и возможно использовать укрытия ЛПДС «Шаим», находящегося в 400 метрах от ПРУ (ЦРС) и содержащегося в надлежащем техническом состоянии, вместимостью на 150 человек, что покрывает потребность и укрытии все персонала ЛПДС «Шаим» (максимальное количество работников на смене 62 человека) и ЦРС (наибольшая рабочая смена 65 человек) одновременно. Данный объект принадлежит на праве собственности ответчику. Кроме того, из представленного ответа Администрации г.Урай, следует, что на территории городского округа г.Урай отсутствует потребность в защитных сооружениях гражданской обороны, находящихся в собственности у ответчика. Полагает, что судом первой инстанции не был учтен необходимый срок для выполнения требуемых работ, потому просит изменить в данной части решение суда.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Представитель ответчика АО «Траснефть-Сибирь» в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить в части указанного срока исполнения, апелляционную жалобу удовлетворить.
Прокурор Макарова Н.Т. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобе без удовлетворения.
На основании ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, что противорадиационное укрытие <.......> расположенное по адресу: <.......> Центральная ремонтная служба принадлежит АО «Транснефть-Сибирь», что подтверждается паспортом противорадиационного укрытия. (л.д. 17-26)
Согласно по результатам проверки прокуратуры города Урая совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <.......> при участии представителя Урайского УМН АО «Транснефть-Сибирь», было установлено, что защитное сооружение гражданской обороны противорадиационного укрытия (инвентарный номер – 291-85), расположенное по адресу: <.......>, головные, Центральная ремонтная служба, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое состояние характеризуется как аварийное, в связи с чем генеральному директору АО «Транснефть-Сибирь» было направлено представление об устранении нарушений закона. (л.д. 11-14).
В соответствии с ответом АО «Транснефть-Сибирь» от <.......>, где сообщает, что по результатам дополнительного комиссионного обследования от <.......> ПРУ инв.<.......> сформирована дефектная ведомость <.......> и в настоящее время готовится пакет документов для включения ПРУ ивн. <.......> в план капитального ремонта на 2023-2024 <.......> информацию о сроках проведения капитального ремонта сообщим дополнительно, с предоставлением подтверждающих документов. Дополнительно сообщают, что на период формирования пакета документов и выполнение капитального ремонта ПРУ ивн. <.......>, при необходимости возможно использование укрытие ЛПДС «Шаим», находящегося в 400 метрах от ПРУ (ЦРС) и содержащегося в надлежащем техническом состоянии, вместимостью на 150 человек, что покрывает потребность в укрытии всего персонала ЛПДС «Шаим» (максимальное количество работников на смене 62 чел.) и ЦРС (наибольшая рабочая смена 65 чел. одновременно). (л.д. 15-16)
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», Федеральным законом от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказом МЧС России от 14.11.2008 года № 687 «Об утверждении положениями об организации и введения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», пришел к выводам о том, что в виду установления имеющихся нарушений, требования прокурора разумные и обоснованные о приведении в состояние готовности защитного сооружения в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Каких-либо доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок суду не представлено.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции с учетом доводов жалобы, находит его законным и обоснованным.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени; укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности; специализированное складское помещение (место хранения) - помещение, предназначенное для хранения размещенного в нем имущества гражданской обороны и выдачи его в установленном порядке; санитарно-обмывочный пункт - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для смены одежды, обуви, санитарной обработки населения, контроля радиоактивного заражения (загрязнения) кожных покровов, средств индивидуальной защиты, специальной и личной одежды людей; станция обеззараживания одежды - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки одежды, обуви, а также для пропитки одежды защитными составами; станция обеззараживания техники - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки подвижного состава транспорта; иные объекты гражданской обороны - объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.
В соответствии п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно п.16.4 приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 17.12.2021) "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 N 12740) организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
В силу статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как установлено судом первой инстанции противорадиационное укрытие <.......> расположенное по адресу: <.......>, Центральная ремонтная служба принадлежит АО «Транснефть-Сибирь», что подтверждается паспортом противорадиационного укрытия и не оспаривается ответчиком.
С учетом указанного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и поскольку обязанность по сохранности существующих объектов гражданской обороны, лежит на АО «Транснефть-Сибирь», ответчик обязаны в установленный срок выполнить монтаж оборудования вентиляции; привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, герметичность дверей и аварийного выхода, произвести проверку защитного сооружения на герметичность; заменить систему вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации защитного сооружения; выполнить ремонт перекрытий, потолков, стен и полов защитного сооружения, согласно правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Доводы апелляционной жалобы о том, чтобы реализовать данное мероприятие необходимо от 190 до 250 рабочих дней, поскольку специализированные подразделения на проведение работ по капитальному ремонту здания, проектной документации, а также размещение лота на электронной площадке, судебная коллегия не может принять обоснованным, так как часть мероприятий уже произведена ответчиком, что подтвердил в ходе апелляционного рассмотрения представитель ответчика, а именно указал о выполнении проектная документация, при этом доказательств невозможности выполнить установленные решением мероприятия в установленный шестимесячный срок представлено не было, соответственно установленный срок судом первой инстанции для исполнения судебного решения судебная коллегия находит достаточным и разумным, более того, у ответчика имеется также возможность, в случае невозможности исполнения решения в указанный срок, просить об отсрочке исполнения решения суда в ходе исполнения судебного решения при наличии доказательств невозможности совершения определенных действий в определенный срок.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда с учетом её доводов и удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Транснефть-Сибирь» - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Д.Н. Гудожников
Судьи коллегии: Е.В. Глебова
С.М. Котова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 апреля 2023 года.