Дело № 2-16/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2023 года город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,
при секретаре Квасовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17», Муниципальному производственному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал», Администрации г. Орла, открытому акционерному обществу «РЖД» о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее Управление Роспотребнадзора по Орловской области) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17» (далее ООО «ЖЭУ-№17») о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований указало, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступили обращения Борисенко И.В., в том числе, направленные из прокуратуры Железнодорожного района г. Орла, по вопросу ненадлежащего содержания (затопления) подвального помещения, входящего в состав общего имущества собственников жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>. 01.04.2022, 19.04.2022 при проведении санитарно-эпидемиологического обследования выявлено затопление подвального помещения жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, что является нарушением требований п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21). Многоквартирный дом по адресу <адрес> находится в управлении управляющей организации ООО «ЖЭУ-№17». Договор управления содержит прямое указание, что подвал дома №4 по ул. Старо-Привокзальной в г. Орле является частью общего имущества многоквартирного дома, что свидетельствует об обязании ООО «ЖЭУ-№17» содержать данное помещение в надлежащем состоянии. Допущенные нарушения носят систематический характер. Согласно
представленным сведениям из реестра аварийных заявок, за период с 01.01.2022 по 18.04.2022 зарегистрировано 18 заявок от собственников жилого дома <адрес> по вопросу затоплении подвального помещения. Причиной несоблюдения требований СанПиН является ненадлежащее выполнение управляющей организацией обязанности по содержанию подвального помещения. Из пояснений ООО «ЖЭУ-№17» следует, что подвальное помещение по адресу: <адрес> систематически подтапливается через фундамент пола, а так же дренажную систему из наружных инженерных сетей. ООО «ЖЭУ-№17» представлены письма, направленные МУП ВКХ «Орелводоканал», Брянскому территориальному участку Московской дирекции по тепловодоснабжению Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» с целью установления причины поступления сточных в подвальное помещение. Однако принимаемые ООО «ЖЭУ- №17» меры не привели к устранению нарушении содержания подвального помещения. Доказательства того, что управляющей организацией принимались меры для предотвращения затопления подвального помещения поступающей водой, не представлено.
В связи с чем, просило обязать ООО «ЖЭУ - №17» в течении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения п. 133 СанПиН 2.1.3684-21, а именно обеспечить содержание подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> надлежащем санитарно-техническом, устранив затопление и принять меры по недопущению затопления.
Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 26.07.2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МПП ВКХ «Орелводоканал».
Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 28.11.2022 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Орла, ОАО «РЖД».
Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 28.11.2022 г., принятым в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МКУ «Объединенный муниципальный заказчик».
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, действующая на основании доверенности, Новикова Е.А. исковые требования уточнила, просила обязать ООО «Жилищное эксплуатационное управление - №17» в течении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения п. 133 СанПиН 2.1.3684-21, а именно: обеспечить содержание подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> надлежащем санитарно-техническом состоянии, устранив затопление и принять меры по недопущению затопления.
Представитель ответчика ООО «ЖЭУ - №17» Пахомова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала, что ООО «ЖЭУ - №17» является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, указала, что управляющей организацией были предприняты все меры для предотвращения подтопления подвала, подтопление происходит от наружной канализации, которая не относится к ответственности управляющей компании.
Представители ответчика МПП ВКХ «Орелводоканал» Сычева О.Г. и Гальперин М.Р., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, пояснили, что за содержание подвала многоквартирного жилого дома отвечает управляющая организация.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Карасев А.М., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что спорные объекты не принадлежат ОАО «РЖД».
Представитель ответчика администрации г. Орла Быковская С.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что администрации г. Орла в муниципальную собственность не передавались канализационные сети вблизи многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Представитель третьего лица Брянский территориальный участок Московской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Хрущева Т.Ю. полагала, что требования к ответчику заявлены обоснованно, поскольку на балансе РЖД указанные канализационные и дренажные сети не стоят.
Представитель третьего лица МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г. Орла» (далее МКУ «ОМЗ г. Орла») Доронина С.Е. суду пояснила, что канализационные сети, колодцы, наружные сети водоотведения, расположенные на придомовом земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не закреплены в оперативном управлении МКУ «ОМЗ г. Орла».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступили обращения собственником многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> по вопросу ненадлежащего содержания (затопления) подвального помещения, входящего в состав общего имущества собственников жилого многоквартирного дома.
В результате проведенных 01.04.2022 г. и 19.04.2022 г. санитарно-эпидемиологических обследований должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Орловской области было выявлено затопление подвального помещения жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (часть 1).
Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается (часть 2).
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (часть 3).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.
Статьей 11 поименованного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Как следует из статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21), не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов юридическими лицами и гражданами.
Наличие воды в подвальном помещении многоквартирного жилого дома является нарушением ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.133 СанПиН 2.1.3684-21.
Определением суда от 17.08.2022 г. по делу была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ИП Пашинину Н.А.
Согласно заключения от 27.09.2022г., выполненного ИП Пашининым Н.Н., при данных канализационных сетях многоквартирного дома по адресу: г. Орёл, <адрес> возможно затопление подвальной части дома сточными водами, поступающими из наружных самотёчных канализационных сетей. Кроме того, возможно затопление подвальной части дома грунтовыми водами из-за остановки погружного насоса, который находится в приямке подвальной части дома. В результате засорения канализации происходит переполнение смотровых колодцев и затопление подвальной части дома по канализационным сетям.
Разрешая вопрос о возложении обязанностей по выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.2.3).
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 42 Правил установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.
Судом установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2016 ООО «ЖЭУ-№17» оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, по его содержанию и ремонту общего имущества, к числу которого относится и подвальное помещение.
ООО «ЖЭУ-№», являясь управляющей организацией, обслуживающей общее имущество многоквартирного жилого дома по <адрес>, несет ответственность за текущее содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии в силу закона.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), отнесены к общему имуществу в многоквартирном доме.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
В порядке, установленном пунктом 6.2.7 Правил № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе.
В силу подпункта 4.1.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В соответствии с подпунктом 4.10.2.2 Правил № 170 предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов.
Из приведенных норм следует, что канализационные сети, сети водоснабжения с установленным на них оборудованием, фундамент и подвальные помещения, отмостка, относятся к общему имуществу многоквартирного дома, и управляющая компания должна обеспечивать проведение профилактических работ по осмотру, промывке системы канализации, водоснабжения, обеспечивать их бесперебойную работу, а также обеспечивать наличие гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, герметизацию вводов инженерных коммуникаций в подвальные помещения, не допускающих попадание в жилой дом и его подвалы каких либо внешних вод (в том числе, талых, грунтовых, вытекающих из внешних коммуникаций и т.д.).
Следовательно, на управляющей организации ООО «ЖЭУ-№17» лежит установленная законом и договором обязанность по выполнению работ по ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии подвального помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, являющегося общим имуществом многоквартирного дома.
Однако, как установлено судом, управляющей организацией ООО «ЖЭУ -№17» обязанность по проведению герметизации ограждающих конструкций подвала (пола, наружных стен подвала), обеспечению бесперебойной работы дренажей, наличия работоспособного состояния наружных дренажей, герметизацию вводов инженерных коммуникаций в подвальные помещения, не допускающих попадание в жилой дом и его подвальное помещение внешних вод, не исполнена ненадлежащим образом.
При рассмотрении дела сторонами не было представлено доказательств наличия иного лица, ответственного за подтопление подвала жилого дома <адрес>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на управляющую организацию ООО «ЖЭУ - №17» должна быть возложена обязанность по обеспечению содержания подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> надлежащем санитарно-техническом состоянии, устранения затопления и принятии мер по недопущению затопления.
Руководствуясь ст. ст. 104-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17»о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17» в течении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения п. 133 СанПиН 2.1.3684-21, а именно: обеспечить содержание подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> надлежащем санитарно-техническом состоянии, устранив затопление и принять меры по недопущению затопления.
В иске к Муниципальному производственному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал», Администрации г. Орла, открытому акционерному обществу «РЖД» - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения изготовлен 08 февраля 2023 года.
Судья Н.В. Севостьянова