Решение по делу № 2а-840/2022 от 14.03.2022

Дело №2а-840/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       11 мая 2022 года                                     г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Окуневой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску АДМ.ИСТЕЦ в лице его представителя Леоновой Ю. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, -

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованное лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх- в удовлетворении заявления ему было отказано, поскольку согласно Генерального плана города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне незастроенных территорий; в зоне природно-заповедного фонда; в охранной зоне линейного объекта «Водоснабжение сел Резервное, Гончарное, 1-я очередь»; в зоне с особыми условиями использования территории (охранная зона) «Водоохранная зона реки Сухая речка»; частично в охранной зоне объекта отдельного электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ КТП-654 руб 4 <адрес> вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены, от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом, согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО с одной стороны и АДМ.ИСТЕЦ, с другой, удостоверенного нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Шагаровой И.В., АДМ.ИСТЕЦ является собственником жилого дома с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 38,1 кв. м.

В соответствии с выпиской от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержится запись о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, за АДМ.ИСТЕЦ

Из содержания технического паспорта, выданного БТИ ДД.ММ.ГГГГ, следует, что вышеуказанный жилой дом был окончен строительством в 1963 году.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, представив для этого необходимый пакет документов.

Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-, в предоставлении государственной услуги было отказано, поскольку вид разрешенного использования частично не соответствует действующей градостроительной документации, поскольку согласно Генерального плана города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне незастроенных территорий; в зоне природно-заповедного фонда; в охранной зоне линейного объекта «Водоснабжение сел Резервное, Гончарное, 1-я очередь»; в зоне с особыми условиями использования территории (охранная зона) «Водоохранная зона реки Сухая речка»; частично в охранной зоне объекта отдельного электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ КТП-654 руб 4 <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом предварительное согласование места размещения земельного участка, в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации - процедура определения местоположения несформированного ранее земельного участка для указанных целей.

Так, в силу положений ч. 1 ст. 11.2, п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).

В силу положений статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Соответственно, при предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию места размещения земельного участка уполномоченным органом сначала проверяется схема расположения, и только после ее утверждения производятся остальные действия по процедуре предварительного согласования.

Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, в свою очередь, влечет отказ в предварительном согласовании места расположения земельного участка, на что указано в подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с указанной нормой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

Согласно предоставленной суду выкопировке из Генерального плана города Севастополя, испрашиваемый земельный участок практически полностью находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; лишь небольшая часть земельного участка (менее 1/3 части) находится в зоне не застроенных территорий; в зоне природно-заповедного фонда.

Кроме того, указанный земельный участок своей незначительной частью находится в охранной зоне согласно ППТ и ПМТ «Водоснабжение сел Резервное, Гончарное, 1-я очередь», утвержден -ПП от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, а также в охранной зоне объекта отдельного электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ КТП-654 руб 4 <адрес>.

Также судом установлено, что практически весь испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории (охранная зона) «Водоохранная зона реки Сухая речка».

Таким образом, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, а также учитывая то обстоятельство, что жилой дом, принадлежащий истцу, был построен еще в 1963 году, т.е. до принятия Генерального плана города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , а испрашиваемый истцом земельный участок под уже принадлежащий истцу жилой дом практически полностью находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, суд приходит к убеждению, что отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушающим прав и интересы административного истца.

При этом указание на частичное нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах зоны природно-заповедного фонда (согласно заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя), а также в зоне с особыми условиями использования территории (охранная зона) «Водоохранная зона реки Сухая речка», не влияет на выводы суда, поскольку у истца на испрашиваемом земельном участке уже расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом.

Принимая решение суд также учитывает, что обжалуемый отказ административного ответчика вынесен на основании положений Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которые не могут быть приняты как обоснование отказа в предоставлении административному истцу государственной услуги, так как отказ в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории со ссылкой на закон субъекта РФ после ДД.ММ.ГГГГ невозможен в силу прямых указаний ч. 29 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Таким образом, заявленные исковые требования о признании незаконным решения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время, поскольку принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении соответствующей схемы его расположения относится к компетенции уполномоченного органа, суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца, поскольку исходя из целей и задач административного судопроизводства, суд не вправе подменять собой иные административные органы и именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе АДМ.ИСТЕЦ в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх.-.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление АДМ.ИСТЕЦ №ГУ- от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 25 мая 2022 года.

Судья                                 В.В.Казацкий

2а-840/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Козаренко Александр Сергеевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Правительство города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Леонова Юлия Алексеевна
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация административного искового заявления
14.03.2022Передача материалов судье
14.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее