Докладчик Орлова И.Н. Судья Елехин С.В.
Дело № 33а-4242/2021
УИД 21RS0016-01-2021-001565-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., судей Ленковского С.В.., Фоминой Н.Э., при секретаре судебного заседания Владимирове А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии» об установлении административного надзора в отношении осужденного Димитриева Михаила Александровича, поступившее по апелляционной жалобе Димитриева М.А. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 августа 2021 года,
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии» (далее - ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок 3 года в отношении осужденного Димитриева М.А., освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде: обязательной явки 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов следующего дня; запрета пребываниях в заведениях, где реализуется алкогольная продукция; запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор.
Заявление мотивировано тем, что ранее судимый Димитриев М.А. отбывает наказание за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное преступление совершено Димитриевым М.А. в период установленного решением суда в отношении него административного надзора. За время отбывания наказания имеет 14 взысканий, которые не сняты и не погашены, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно.
Представитель ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовал, в административном иске просил о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Димитриев М.А., участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, административный иск признал, в то же время просил не устанавливать ему административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, указав, что после освобождения из мест лишения свободы будет работать в ночное время.
Прокурор Васильева Т.А. административный иск просила удовлетворить, однако установление испрашиваемого учреждением ограничения в виде запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор, полагала излишним.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 августа 2021 года в отношении Димитриева М.А. установлен административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Цивильского районного суда Чувашской Республики от 2 апреля 2021 года, и в отношении Димитриева М.А. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раз в месяц для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов утра следующего дня; запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив. Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учете в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Не согласившись с данным решением, Димитриев М.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит исключить установленное ему ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов утра следующего дня.
В суде апелляционной инстанции прокурор Михайлова Я.С. полагала решение суда законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - далее ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.
и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно п.1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания.
Из дела следует, и судом установлено, что решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 апреля 2018 года в отношении Димитриева М.А. в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» были установлены административный надзор на срок 3 года и административные ограничения в виде: явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в заведениях с продажей спиртные напитки в розлив.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 13 апреля 2020 года ДимитриевуМ.А. продлен административный надзор на срок 6 месяцев, увеличено количество обязательных явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания до 2 раз в месяц и установлено дополнительное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов утра следующего дня.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 12 августа 2020 года Димитриеву М.А. продлен административный надзор на срок 6 месяцев, увеличено количество обязательных явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания до 3 раз в месяц и установлено еще одно дополнительное ограничение в виде запрета выезда за пределы территории Чувашской Республики.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 16 ноября 2020 года Димитриеву М.А. продлен административный надзор на срок 6 месяцев, увеличено количество обязательных явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания до 4 раз в месяц.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 25 декабря 2020 года Димитриеву М.А. вновь продлен административный надзор на срок 6 месяцев.
В период нахождения под административным надзором Димитриев М.А., имея неснятую и непогашенную судимость, умышленно, неоднократно не соблюдал административные ограничения, установленные ему судом, за что был осужден приговором Цивильского районного суда Чувашской Республики от 2 апреля 2021 года по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к 6 месяцам лишения свободы. Конец срока отбывания наказания 1 октября 2021 года.
Таким образом, как верно указал районный суд в обжалуемом решении, административный ответчик относится к числу указанных в п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
По месту отбывания наказания Димитриев М.А. характеризуется отрицательно, находясь в местах лишения свободы, допустил 14 нарушений установленного порядка отбывания наказания, которые не сняты и не погашены, поощрений не имеет.
Следовательно, устанавливая в отношении Димитриева М.А. административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, оснований для снижения которого судебная коллегия не находит, районный суд руководствовался вышеизложенными нормами права и обоснованно исходил из того, что, на момент разрешения настоящего публично-правового спора он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, судимость за совершение которого погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, в период нахождения под административным надзором, что является безусловным основанием для установления в отношении него административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности поднадзорного лица, свидетельствующие, в том числе, о несоблюдении им ранее установленных административных ограничений и не выполнении тем самым предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»» обязанностей, а также обстоятельств совершенного им преступления, исходя из государственных и общественных интересов, направленности административных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, районный суд счел необходимым установить в отношении Димитриева М.А. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раз в месяц для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов утра следующего дня; запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в силу требований п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является обязательным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
Установленные судом в отношении Димитриева М.А. административные ограничения соответствуют данным о его личности, не являются чрезмерными, соответствуют тяжести и обстоятельствам совершенного им преступления, и в полной мере отвечают целям административного надзора.
Относимых и допустимых доказательств факта трудоустройства после отбытия наказания с гибким графиком рабочего времени, ненормированным рабочим в обоснование доводов апелляционной жалобы не представлено.
В этой связи оснований для исключения установленного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 6 часов, о чем Димитриевым М.А. со ссылкой на то, что такое ограничение будет препятствовать его работе в ночное время, ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Соглашаясь с выводами районного суда, судебная коллегия также учитывает, ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предоставляет возможность досрочного прекращения административного надзора судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания (ч. 2 ст. 9).
При необходимости решения вопросов трудоустройства, поднадзорное лицо вправе обратиться в орган внутренних дел, который в предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» случаях дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные п.п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, одним из которых является, в том числе, и заключение трудового договора.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 9 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Димитриева М.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи: С.В. Ленковский
Н.Э. Фомина