Дело № 2-934/2024
29RS0010-01-2024-001881-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2024 года город Коряжма
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Евграфовой М.В.,
при секретаре Большаковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поповой Н. Е. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании включить периоды работы в педагогический стаж,
УСТАНОВИЛ:
Попова Н.Е. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании включить в периоды работы с 31 августа 2000 года по11 мая 2001 года и с 13 сентября 2013 года по 23 октября 2013 года в педагогический стаж.
В обоснование иска указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в клиентскую службу СФР по г. Коряжма с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № (педагогическая деятельность). Согласно решению № ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости. При подсчете ее стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию не были включены в стаж педагогической деятельности следующие периоды: 31.08.2000 -11.05.2001, продолжительность страхового стажа 8 месяцев 11 дней, периоды работы в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Аленушка» в должности младшего воспитателя, так как должность не предусмотрена списком Постановления № 781. 13.09.2013-23.10.2013, продолжительность страхового стажа 1 месяц 11 дней, период работы в МДОУ «Детский сад № «Теремок» в должности педагог-психолог на 0,5 ставки и социальный педагог на 0,5 ставки. Включение в стаж педагогической деятельности работа в должности педагога-психолога, социального педагога в детском саду не предусмотрено правилами Постановления № 781 (пункт 11). Полагает, что данное решение принято в нарушение п. 6 приложения 2 и п. 1 приложения 1 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004.
Истец Попова Н.Е., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика ОСФР РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чебыкина О.И., действующая на основании доверенности, требования истца не признала по доводам, изложенным в возражениях, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, – МДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик», извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя не направило. Представили информацию о том, что с 31.08.2000 по 11.05.2001 и с 13.09.2013 по 23.10.2013 Попова Н.Е. не являлась сотрудником учреждения МДОУ «Детский сад № «Колобок».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, – МДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Теремок», извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя не направило.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, определил рассматривать дело при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
В силу статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как указано в части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ), страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Закону № 400-ФЗ определено, что для лиц, которые в 2022 году приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 этого же Федерального закона, страховая пенсия по старости может быть им назначена не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; в 2023 году и последующие годы страховая пенсия по старости может быть им назначена не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Как указано в части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665) предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список № 781).
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно, может применяться Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - Список № 1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления.
Попова Н.Е. обратилась в ОСФР РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 20 июня 2024 года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования – 30 марта 1999 год.
Согласно сведений индивидуального (персонифицированного) учета и документов, имеющихся в распоряжении ответчика на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, Попова Н.Е. имела стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, 26 лет 3 месяца и 18 дней, при требуемом стаже не менее 25 лет. Требуемая продолжительность стажа педагогической деятельности выработана на 15 сентября 2022 года.Право выхода на страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ с учетом приложения 7 наступит у истца 15 сентября 2026 года (через 48 месяцев после приобретения необходимого стажа 25 лет) при наличии требуемого индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
В соответствии с трудовой книжкой Поповой Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ произведена запись о принятии ее в указанный день на должность младшего воспитателя в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «Алёнушка» на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ произведена запись в трудовой книжке об увольнении Поповой Н.Е. по ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, предусмотрены должности воспитателя и воспитателя детского сада (яслей-сада), должность помощника воспитателя указана в разделе профессии рабочих. Должность «младший воспитатель» внесена в классификатор в 2002 году.
В соответствии с Приказом Гособразования СССР от 04.06.1990 № 375 должность «помощник воспитателя» была введена в штаты образовательных учреждений вместо должности «ночная няня».
Пунктом 9.3 Приказа Минобразования РФ и Госкомвуза от 31 августа 1995 года № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования» (далее - Приказ № 463/1268) предусмотрено, что вместо должности «помощник воспитателя» в образовательных учреждениях может вводиться должность «младший воспитатель».
Должностные обязанности по должности «младший воспитатель» в учреждениях народного образования, утвержденные этим же Приказом, а также Постановлением Минтруда РФ от 17 августа 1995 года № 46, не совпадают с должностными обязанностями по должности «воспитатель (включая старшего)».
Более того, по тарифно-квалификационным характеристикам должность младшего воспитателя относится к должностям учебно-вспомогательного персонала, а должность воспитателя (включая старшего) - к специалистам, которые в силу п. 4 Приказа № 463/1268 относятся к должностям педагогических работников.
Таким образом, должность младшего воспитателя не относится к должности педагогического работника.
Аналогичные тарифно-квалификационные характеристики по должностям «младший воспитатель» и «воспитатель (включая старшего)» предусмотрены и действующим в настоящее время законодательством (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Должность «младший воспитатель» является самостоятельной, не относится к должности педагогического работника. Эта должность предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником, по своим характеристикам идентична должности «помощник воспитателя», введенной вместо должности «ночная няня», и при этом никогда не включалась в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Ни действующим в настоящее время списком № 781, не ранее действовавшим списком № 1067, не предусмотрено право на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода работы в должности младшего воспитателя.
Также истец просит включить в стаж работы в соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ период работы с 13 сентября 2013 года по 23 октября 2013 года.
Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами Попова Н.Е. на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ принята в МДОУ «Детский сад № «Теремок» на должность педагога-психолога на 0,5 ставки и социального педагога на 0,5 ставки с 13 сентября 2013 года.
С 24 октября 2013 года истец в указанном дошкольном учреждении переведена на должность воспитателя.
Пунктом 1 Списка, утвержденного постановлением № 781 предусмотрена должность педагога-психолога и социального педагога, занимаемые истицей, и пунктом 1.1 дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований.
Однако, согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением № 781 работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
Таким образом, указанным выше Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрена работа с детьми, имеющими отклонения в развитии полный рабочий день при выполнении нормы рабочего времени на полную ставку в специальном коррекционном учреждении, где все воспитанники имеют ограничения по состоянию здоровья или страдают отклонениями в развитии.
Вместе с тем, МДОУ «Детский сад № «Теремок» таковым не является.
При этом, обязанность по предоставлению документов, подтверждающий особый характер труда, возложена на заявителя. Соответствующих документов суду не представлено.
Таким образом, утверждения Поповой Н.Е. о возможности включения в специальный стаж вышеуказанного периода ее работы, основаны на неправильном применении положений пенсионного законодательства.
Пенсионным законодательством четко регламентированы правила подтверждения страхового стажа до и после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Тем самым, периоды работы после даты регистрации не могут быть подтверждены никаким иным способом, кроме как сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, выпиской из лицевого счета застрахованного лица периоды с 31 августа 2000 года по 11 мая 2001 и с 13 сентября 2013 года по 23 октября 2013 года работодателями не подтверждены как периоды, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии.
Суд не может применить в данном случае положения п. 1 приложения 1 и п. 6 приложения 2 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947 и Профсоюза работников на родного образования и науки № 96 от 26 октября 2004 года поскольку эти Рекомендации даны для установления разрядов оплаты труда по ЕТС, а педагогический стаж для установления заработной платы и педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, могут не совпадать.
В педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, всегда включались только периоды работы в должностях и учреждениях, перечень (список) которых определялся Постановлением Правительства РФ.
При указанных обстоятельствах исковые требования Поповой Н.Е. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Поповой Н. Е. (СНИЛС №) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН №) об обязании включить периоды работы в педагогический стаж - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Евграфова
Решение суда в окончательной форме принято 25 октября 2024 года.