К делу № 2-2525/15
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
судьи Быховец М.А.
при секретаре ФИО6,
с участием заявителя ФИО4, его ФИО2 ФИО7,
ФИО2 заинтересованного лица ФИО2 О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению Чаплыгина А.С. об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Чаплыгин А.С. обратился в суд с заявлением об отмене решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – ФИО2) от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении к регистрации права собственности на земельный участок №7, расположенный в СОТ «Минерал-2» <адрес>. Требования мотивированы тем, что решением исполнительного комитета Добровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № ему предоставлен земельный участок. Отказывая в регистрации не было учтено, что участок предоставлен компетентным органом местного самоуправления согласно действующему на тот период времени законодательству ФИО3 и для подтверждения права собственности не требуется наличия иных правоустанавливающих документов. Кроме того, Госкомрегистр необоснованно направлял запросы в различные учреждения с целью разрешения возникших сомнений в наличии оснований для государственной регистрации права собственности, а в отказе сослался на отсутствие предоставления документов со стороны заявителя, что не соответствует действительности. Также просил суд восстановить пропущенный трехмесячный срок для обжалования, поскольку Чаплыгин А.С. получил решение об отказе в июне 2015 года.
В судебном заседании Чаплыгин А.С. и его представитель Ходус Н.Г. полностью поддержали свои требования, а также предоставили суду расписку о получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ, врученную обратно заявителю, где отсутствует запись о получении решения ФИО2.
ФИО2 О.Л. в судебном заседании заявление не признала, предоставила письменный отзыв, согласно которому на момент решения о предоставлении ФИО4 земельного участка действовал Земельный Кодекс ФИО3 1990 года и Декрет ФИО3 «О приватизации земельных участок». В соответствии с этими нормативными документами землями распоряжались Советы народных депутатов, а не его исполнительные комитеты. Предоставление участка удостоверялась Советом, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю. В связи с отсутствием этих документов регистратор в пределах полномочий направил запросы с целью установления наличия оснований для государственной регистрации, что соответствует положениям статьи 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними». Поскольку полномочия исполнительного комитета по предоставлению земельного участка подтверждены не были, заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок № в СОТ «Минерал-2» <адрес>. Кроме того, заявителем пропущен срок для подачи заявления, так как документы вместе с решением об отказе ему были возвращены ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав заявителя, ФИО2, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за № государственным регистратором выдано сообщение об отказе ФИО4 в государственной регистрации земельного участка № в СОТ «Минерал-2» <адрес>, предоставленного решением исполнительного комитета Добровского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №47.
Основанием отказа явилось отсутствие надлежаще заверенной копии решения исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ №47, а также решения Добровского сельского совета о его утверждении государственный регистратор отказал в регистрации объекта недвижимости.
Согласно п.1 ст.1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
На момент передачи земельного участка в собственность ФИО8 на территории Республики Крым вопросы возникновения и прекращения права собственности на него регулировались Земельным Кодексом ФИО3 1990 года, Гражданским кодексом Украинской ССР от 1963 года, Законом ФИО3 «О собственности» 1991 года и Декретом ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ года.
Указанным Декретом сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов были обязаны на протяжении 1993 года обеспечить передачу гражданам ФИО3 в частную собственность земельных участок, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства в пределах норм, установленных Земельным кодексом ФИО3.
Как следует из п.3 Декрета, право частной собственности граждан на землю в случаях, предусмотренных статьей 1 настоящего Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
В соответствии с абзацем 1 ст.128 ГК УССР, право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктами 1 и 2 ст.9 ЗК ФИО3 1990 года было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится :1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Согласно абзацу 1 ст.22 указанного Кодекса, право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
Пунктом 6 Декрета было приостановлено действие ст.23 Земельного кодекса ФИО3 относительно собственников земельных участков, определенных ст.1 Декрета, то есть по поводу удостоверения их права собственности на земельный участок государственным актом на землю.
Таким образом, суд не усматривает нарушений со стороны ФИО2 в связи с выводом о невозможности регистрации вследствие отсутствия решения Добровского сельского совета <адрес> Автономной Республики Крым, так как доказательства делегирования полномочий о предоставлении земельных участков исполнительным комитетам Совета отсутствуют.
Направление запросов государственным регистратором не противоречит положениям ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
Правовых оснований понуждать ФИО2 к регистрации за ФИО4 права собственности на земельный участок № в СОТ «Минерал-2» <адрес> – не имеется.
Поскольку в предоставленной заявителем расписке в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о вручении оспариваемого решения ФИО2, суд находит обоснованными доводы о возможности восстановления пропущенного трехмесячного срока на обжалование решения от ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Чаплыгину А.С. срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании сообщения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №90/016/001/2015-1019.
В удовлетворении заявления Чаплыгина А.С. об отмене сообщения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № и понуждении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за Чаплыгиным А.С. право собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, СОТ «Минерал-2», участок №7.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья