РљРћРџРРЇ
РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЃСѓРґСЊСЏ Сагель Р“.Рђ. РЈРР” 16MS0006-01-2021-003493-17
дело № 12-1022/2022
РЕШЕНРР•07 апреля 2022 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Каримова С.Р.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу Рсполнительного комитета муниципального образования ... РЅР° постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка ... РїРѕ Вахитовскому судебному району ... РѕС‚ ... РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка ... РїРѕ Вахитовскому судебному району ... РѕС‚ ... Рсполнительный комитет муниципального образования ... признано виновным РІ совершении административного правонарушения, ответственность Р·Р° которое предусмотрена частью 28 статьи 19.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё подвергнуто наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 100000рублей.
Рсполнительный комитет муниципального образования ... обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ жалобой РЅР° данное постановление, считает его незаконным Рё необоснованным, изложив СЃРІРѕРё РґРѕРІРѕРґС‹.
Рсполнительный комитет муниципального образования ..., представителя РЅР° рассмотрение жалобы РЅРµ направил, извещен надлежащим образом, направил ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Рзучив доказательства, имеющиеся РІ материалах дела РѕР± административном правонарушении, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела, отделом государственной инспекции безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Казани РІ отношении Рсполнительного комитета муниципального образования ... вынесено предписание ... РѕС‚ ... согласно которому, заявителю РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 08 декабря сентября 2021РіРѕРґР° необходимо рассмотреть данное представление Рё принять меры РїРѕ устранению выявленных нарушений, указанных вакте обследования улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети.
Поскольку сведений РѕР± исполнении указанного предписания РІ установленный СЃСЂРѕРє должностному лицу РЅРµ поступило, ... государственным инспектором отдела государственной инспекции безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Казани РІ отношении Рсполнительного комитета муниципального образования ... составлен протокол РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5. Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Как следует РёР· составленного РІ отношении Рсполнительного комитета муниципального образования ... протокола РѕР± административном правонарушении в„– ... РѕС‚ ..., РѕРЅ составлен РІ отсутствии лица, привлекаемого Рє административной ответственности, либо его защитника.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частей 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в силу положений данной нормы протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьёй 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение должностному лицу или судьи, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу постановления.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, а также иных лиц, участвующих врассмотрении дела.
Системный анализ вышеуказанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при рассмотрения дела об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте рассмотрения дела в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности не извещенного о месте и времени его составления, при отсутствии надлежащего извещения лица о дне и месте составления протокола об административном правонарушении, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечивающим создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела и повлекло, нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Между тем, РІ подтверждение надлежащего извещения Рсполнительного комитета муниципального образования ... Рѕ времени Рё месте составления протокола РѕР± административном правонарушении административным органом представлена повестка Рѕ вызове РІ отдел Р“РБДД Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Казани РЅР° ... РЅР° 09 часов 30 РјРёРЅСѓС‚.
Как следует РёР· представленных материалов дела извещение Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, назначенного РЅР° ... 09 часов 30РјРёРЅСѓС‚, было вручено сотруднику отдела РїРѕ работе СЃ обращениями граждан Рё организаций управления делопроизводства Рсполнительного комитета муниципального образования ... .... Данные обстоятельства подтверждаются повесткой Рѕ вызове (Р».Рґ. 8).
Вместе с тем, лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, должно быть проинформировано о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться на рассмотрение дела, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов этого лица, подготовиться к участию в данном процессуальном действии.
При этом получение извещения за один день до дня составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку вручено не заблаговременно, что не позволило данному лицу реализовать свое право на участие в рассмотрении дела.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного взыскания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу судебного постановления.
Согласно статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, установленные РїРѕ делу обстоятельства, РЅРµ позволяют сделать вывод Рѕ наличии РІ действиях Рсполнительного комитета муниципального образования ... состава административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Р° потому производство РїРѕ делу подлежит прекращению РЅР° основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ недоказанностью обстоятельств, РЅР° основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШРР›:
постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка ... РїРѕ Вахитовскому судебному району ... РѕС‚ ... РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.15 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении Рсполнительного комитета муниципального образования ..., отменить, производство РїРѕ данному делу прекратить РЅР° основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административныхправонарушениях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ недоказанностью обстоятельств, РЅР° основании которых было вынесено постановление..
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения немедленно и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке предусмотренными статьями 30.12 – 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Вахитовского
районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов
Копия верна.
Судья С.Р. Каримов