Дело №
УИД: 91RS0№-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре ФИО6, с участием представителя истца ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3, нотариусу Жуковского нотариального округа <адрес> ФИО4 о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, прекращении права собственности на долю недвижимого имущества, признании права собственности на долю недвижимого имущества, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО3, нотариусу Жуковского нотариального округа <адрес> ФИО4 о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, прекращении права собственности на долю недвижимого имущества, признании права собственности на долю недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, после смерти которого открылось наследство в виде здания с кадастровым номером 90:24:010106:1991, сарая с кадастровым номером 90:24:010106:2976, а также земельного участка с кадастровым номером 90:24:010106:1992, расположенных по адресу: <адрес>. С заявлением о принятии наследства после смерти наследодателя обратилась его супруга – истец ФИО1, а также дочь наследодателя от первого брака ФИО3 Нотариусом Жуковского нотариального округа <адрес> ФИО4 на имя истца выдано свидетельство о праве собственности на ? долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу, а также свидетельство о праве на ? долю наследства как наследнику первой очереди. Также нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю наследственного имущества на имя ответчика ФИО3 С выдачей свидетельства о праве на наследство на имя ответчика истец не согласна, поскольку имущество, на которое выдано указанное свидетельство, приобреталось за личные денежные средства истца в период брака, в связи с чем данное имущество не является общим имуществом супругов. На основании изложенных обстоятельств истец обратилась в суд с настоящим иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
Представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и по имеющимся в материалах дела доказательствам
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, в материалы дела предоставлены письменные возражения.
От ответчика нотариуса Жуковского нотариального округа <адрес> ФИО4 в материалы дела предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители третьих лиц Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ, содержание которых следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти серии VIII-ИК №, выданным Жуковским отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС <адрес> (л.д.49,200).
На момент смерти ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал жилой дом лит. А,А1, а, а1, площадью 65,4 кв.м., с КН 90:24:010106:1991, нежилое здание - сарай лит. «Г», площадью 158 кв.м., с КН 90:24:010106:2976, и земельный участок, площадью 158 кв.м., с КН 90:24:010106:1992, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.28-38).
Согласно материалам наследственного дела № с заявлениями о принятии наследства после смерти ФИО2 обратилась его супруга ФИО1, а также дочь ФИО3 (л.д.200-оборот, 203-оборот).
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Жуковского нотариального округа <адрес> на имя истца выдано свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу. Имущество, на которое выдано указанное свидетельство, состоит из ? доли жилого дома, сарая и земельного участка, расположенных по адресу: г Феодосия, <адрес> (л.д.205-оборот,206).
Также, ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано свидетельство о праве на наследство на ? долю жилого дома, сарая и земельного участка, расположенных по адресу: г Феодосия, <адрес>, оставшегося после смерти ФИО2, как наследнику первой очереди (л.д.206-оборот,207).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю наследственного имущества, состоящего из жилого дома, сарая и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на имя ответчика ФИО3, как наследнику первой очереди (л.д.208).
Оспаривая выданное ответчику свидетельство истец указывает на то обстоятельство, что спорные объекты недвижимого имущества были приобретены в период брака с наследодателем, но за ее личные денежные средства, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истец продала квартиру, принадлежащую ей на праве собственности за 2650 000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ ею внесен аванс по договору о внесении аванса 50 000 руб. за покупку спорных объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, после чего ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи указанных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В соответствии с нормами семейного законодательства изменение правового режима общего имущества супругов возможно на основании заключенного между ними брачного договора (статьи 41, 42 Семейного кодекса Российской Федерации), соглашения о разделе имущества (пункт 2 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов.
В соответствии с положениями статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью, если договором не установлен иной режим этого имущества.
Согласно статье 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе, доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Пунктом 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), даны разъяснения о том, что на имущество, приобретенное в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, режим общей совместной собственности супругов не распространяется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
Из приведенных выше положений следует, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса об отнесении имущества к общей собственности супругов является то, на какие средства (личные или общие) и по каким сделкам (возмездным или безвозмездным) приобреталось имущество одним из супругов во время брака. Имущество, приобретенное одним из супругов в браке по безвозмездным гражданско-правовым сделкам (например, в порядке наследования, дарения, приватизации), не является общим имуществом супругов. Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, также исключает такое имущество из режима общей совместной собственности.
Таким образом, необходимым условием для признания имущества совместным является его приобретение супругами в период брака и на совместные денежные средства.
Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГ ею была приватизирована трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, о чем в материалы дела представлен договор передачи в собственность занимаемых жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ истцом указанная квартира была продана по договору купли-продажи за 990 000 руб. (л.д.12-13).
ДД.ММ.ГГГГ истцом была приобретена двухкомнатная <адрес> в <адрес> по договору купли-продажи (л.д.19).
При этом, как следует из пункта 5 указанного договора купли-продажи, ФИО8 приобрела ее за 2 630 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ истец по договору купли-продажи приобрела однокомнатную <адрес>Б по <адрес> в <адрес> за суму в размере 990 000 руб. (пункт 4 договора) (л.д.164).
При этом, как установлено судом и следует из материалов дела, брак между ФИО2 и ФИО1 был заключен ДД.ММ.ГГГГ, прекращен ДД.ММ.ГГГГ, и вновь заключен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-48).
Таким образом, в период приобретения вышеуказанных квартир на имя истца, последняя и ФИО2 находились в зарегистрированном браке, при этом надлежащих и бесспорных доказательств приобретения указанных квартир за личные денежные средства истца материалы дела не содержат.
Кроме того, судом учитывается, что истцом во время брака была отчуждена по договору купли-продажи трехкомнатная квартира за 990 000 рублей, и приобретены две квартиры стоимостью 2630 000 руб. и 990 000 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов истца о том, что приобретенные квартиры, за продажу одной из которых, как указывает истец, были приобретены спорные жилой дом и земельный участок в <адрес>, являлись её личной собственностью.
Надлежащих, допустимых, бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих данное утверждение, истцом суду не представлено.
Кроме того, судом принимается во внимание, что при заключении договора купли-продажи однокомнатной <адрес>Б по <адрес> в <адрес> от ее супруга ФИО2 было получено нотариальное согласие на покупку квартиры, что подтверждается представленным в материалы дела реестровым делом (л.д.122).
Также, при заключении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ истцом, как супругой покупателя, было дано письменное согласие на покупку спорных объектов недвижимости (абзац 2 пункта 6.4 договора), чем подтверждается факт того, что денежные средства, на которые приобреталось спорное недвижимое имущество, являлись общей совместной собственностью супругов - истца и наследодателя.
Таким образом, суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из вышеперечисленных правовых норм в их взаимосвязи, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку доказательств приобретения спорного жилого дома, сарая и земельного участка за личные денежные средства истца материалы дела не содержат, в ходе судебного разбирательства таких доказательств суду не представлено.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 195-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.А. Бойко