Учет № 012а
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
7 июня 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Шакуровой Рќ.Рљ., Фахрутдинова Р.Р.,
СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Кириллова Р.Р’.,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Шакуровой Рќ.Рљ. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе представителя РїРѕ доверенности Р РѕРґРёРЅРѕР№ Марины Александровны, Коклихиной Валентины Петровны, Сапуновой Марины Альбертовны, Сапуновой Ольги Владимировны, Валиевой Адели Нурмухамедовны, Перминовой Дании Нургазисовны, Степановой Марины Владимировны, Васильченко РСЂРёРЅС‹ Борисовны, Рахимовой Наили Агламовны, Назаровой РќРёРЅС‹ Борисовны, РќРѕСЂРєРёРЅРѕР№ РђРЅРЅС‹ Николаевны, Александровой Ольги Дмитриевны, Маловка Людмилы Николаевны, Карповой Гюзель Рлсуровны, Дусаева Рамиля Фаатовича – Сычёва Сергея Александровича РЅР° решение Зеленодольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 23октября 2018 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Р РѕРґРёРЅРѕР№ Марины Александровны, Батрашкова Марата Борисовича, Коклихиной Валентины Петровны, Сапуновой Марины Альбертовны, Сапуновой Ольги Владимировны, Валиевой Адели Нурмухамедовны, Перминовой Дании Нургазисовны, Степановой Марины Владимировны, Васильченко РСЂРёРЅС‹ Борисовны, Рахимовой Наили Агламовны, Рванова Константина Дмитриевича, Терсковой Миляуши Масавировны, Назаровой РќРёРЅС‹ Борисовны, Костиной Людмилы Борисовны, РќРѕСЂРєРёРЅРѕР№ РђРЅРЅС‹ Николаевны, Александровой Ольги Дмитриевны, Маловка Людмилы Николаевны, Карповой Гюзель Рлсуровны, Дусаева Рамиля Фаатовича Рє Рсполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Рѕ признании незаконной Муниципальной адресной программы РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда РЅР° 2013-2016 РіРѕРґС‹ РІ Зеленодольском муниципальном районе, РІ редакции постановления Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 31 августа 2017 РіРѕРґР° в„–2311, РІ части отсутствия для собственников жилого помещения РІ признанном аварийном Рё подлежащем СЃРЅРѕСЃСѓ жилом РґРѕРјРµ права выбора между выкупом жилого помещения Рё правом РЅР° предоставление РґСЂСѓРіРѕРіРѕ равнозначного жилого помещения РІ собственность, отсутствия механизма предоставления РёРЅРѕРіРѕ жилого помещения РІ собственность.
Выслушав Назарову Рќ.Р‘., Сапунову Рњ.Рђ., Перминову Р”.Рќ., представителя административных истцов Сычева РЎ.Рђ. РІ поддержку апелляционной жалобы, представителя Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – Мингазова Рќ.Рќ., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Кириллова Р.Р’., полагавшего решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Р РѕРґРёРЅР° Рњ.Рђ., Батрашков Рњ.Р‘., Коклихина Р’.Рџ., Сапунова Рњ.Рђ., Сапунова Рћ.Р’., Валиева Рђ.Рќ., Перминова Р”.Рќ., Степанова Рњ.Рќ., Васильченко Р.Р‘., Рахимова Рќ.Рђ., Рванов Рљ.Р”., Терскова Рњ.Рњ., Назарова Рќ.Р‘., Костина Р›.Р‘., РќРѕСЂРєРёРЅР° Рђ.Рќ., Александрова Рћ.Р”., Маловка Р›.Рќ., Карпова Р“.Р., Дусаев Р .Р¤. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј, уточненным РІ С…РѕРґРµ судебного заседания, Рє Рсполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Р’ обоснование требований указали, что постановлением Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 31 августа 2017 в„– 2311 утверждена муниципальная адресная программа РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда РЅР° 2013-2016 РіРѕРґС‹ РІ Зеленодольском муниципальном районе. Вместе СЃ тем указанный нормативно – правовой акт РЅРµ содержит положения Рѕ предоставлении собственнику жилого помещения РІ признанном аварийном Рё подлежащем СЃРЅРѕСЃСѓ жилом РґРѕРјРµ права выбора между выкупом жилого помещения Рё предоставлением РґСЂСѓРіРѕРіРѕ равнозначного жилого помещения РІ собственность, что, РїРѕ РёС… мнению, противоречит нормам действующего законодательства Рё сложившейся судебной практике. РќР° основании изложенного просили признать незаконной Муниципальную адресную программу РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда РЅР° 2013-2016 РіРѕРґС‹ РІ Зеленодольском муниципальном районе, РІ редакции постановления Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 31 августа 2017 РіРѕРґР° в„–2311, РІ части отсутствия для собственников жилого помещения РІ признанном аварийном Рё подлежащем СЃРЅРѕСЃСѓ жилом РґРѕРјРµ права выбора между выкупом жилого помещения Рё правом РЅР° предоставление РґСЂСѓРіРѕРіРѕ равнозначного жилого помещения РІ собственность, отсутствия механизма предоставления РёРЅРѕРіРѕ жилого помещения РІ собственность.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов просит об отмене обжалуемого решения, повторяя доводы административного искового заявления и указывая, что судом первой инстанции не учтена позиция, сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014года.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
РР· материалов дела следует, что РІ целях ликвидации аварийного жилищного фонда Рё реализации жилищной политики Республики Татарстан РЅР° территории Зеленодольского муниципального района постановлением Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 31 августа 2017 РіРѕРґР° в„–2311 утверждена муниципальная адресная программа РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда РІ Зеленодольском муниципальном районе РЅР° 2013 – 2016 РіРѕРґС‹ РІ РЅРѕРІРѕР№ редакции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый административными истцами акт утвержден компетентным органом, в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством субъекту Российской Федерации и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статья 16 указанного Федерального закона нормативно устанавливает сведения, которые должна содержать региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
РЎСѓРґРѕРј первой инстанции установлено, что требования статьи 16 указанного Федерального закона РїСЂРё утверждении муниципальной адресной программы РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда РІ Зеленодольском муниципальном районе РЅР° 2013-2016 РіРѕРґС‹ соблюдены. Указанное постановление Рсполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Рё муниципальная адресная программа РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда РІ Зеленодольском муниципальном районе РЅР° 2013-2016 РіРѕРґС‹ опубликованы РЅР° официальном портале Зеленодольского муниципального района http://zelenodolsk.tatarstan.ru Рё РЅР° сайте официального портала правовой информации Республики Татарстан.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ пределах предоставленных Рсполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан полномочий, СЃ соблюдением РїРѕСЂСЏРґРєР° принятия данного нормативного правового акта, введения его РІ действие, РІ том числе правил опубликования.
Судебная коллегия учитывает, что по своему содержанию и целевому назначению оспариваемая муниципальная адресная программа направлена на обеспечение организационных и финансовых гарантий реализации гражданами, проживающими в признанных аварийными многоквартирных домах, их права на жилище.
Суждение представителя административных истцов об отсутствии в муниципальной адресной программе механизма предоставления иного жилого помещения не может повлечь признания ее незаконной в этой части, поскольку жилищные права собственников жилых помещений в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, муниципальной адресной программой не регулируются. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с жилищным законодательством, что прямо предусмотрено статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Тем самым данная муниципальная адресная программа не может рассматриваться как несоответствующая федеральному законодательству. На этом же основании не влечет отмену обжалуемого решения ссылка подателя жалобы на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленного спора, не нашли своего подтверждения. Суд в полном объеме проанализировал нормы федерального законодательства и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, не нарушает права и законные интересы административных истцов. При этом суждение подателя апелляционной жалобы о его невнесении consultantplus://offline/ref=406C6AAD6AEFAC71520843512A87C206E57C8259DC8323CDB0897EC111C130D858A3EEF85FDDD163756166ACCDE59BE5FF16F9E80C579C3834D7FFdFK6Sв регистр муниципальных правовых актов не влечет правовые последствия в виде признания нормативного правового акта недействующим и не подлежащим применению.
Таким образом, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 23октября 2018 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя РїРѕ доверенности Р РѕРґРёРЅРѕР№ Марины Александровны, Коклихиной Валентины Петровны, Сапуновой Марины Альбертовны, Сапуновой Ольги Владимировны, Валиевой Адели Нурмухамедовны, Перминовой Дании Нургазисовны, Степановой Марины Владимировны, Васильченко РСЂРёРЅС‹ Борисовны, Рахимовой Наили Агламовны, Назаровой РќРёРЅС‹ Борисовны, РќРѕСЂРєРёРЅРѕР№ РђРЅРЅС‹ Николаевны, Александровой Ольги Дмитриевны, Маловка Людмилы Николаевны, Карповой Гюзель Рлсуровны, Дусаева Рамиля Фаатовича – Сычёва Сергея Александровича без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё