Решение по делу № 3а-289/2018 от 21.05.2018

Дело № 3а-289/2018

66OS0000-01-2018-000209-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

07 августа 2018 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,

при секретаре Заболотских А.А.,

с участием прокурора Истоминой И.В.,

представителя административного истца Изюрова А.В.,

представителя заинтересованного лица Администрации Полевского городского округа Фарнина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Сергея Владимировича о признании не действующим решения Думы Полевского городского округа от 01 февраля 2018 года № 56 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденные решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года № 600»,

установил:

решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года № 600 утверждены Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, которые были официально опубликованы в газете «Диалог» № 102 (1800) от 23 декабря 2016 года (далее – Правила землепользования и застройки).

В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют в редакциях решений Думы Полевского городского округа от 27 июля 2017 года № 684, от 01 февраля 2018 года № 56, от 22 марта 2018 года № 66.

Подпунктом 2.3 пункта 2 решения Думы Полевского городского округа от 01 февраля 2018 года № 56 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденные решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года № 600» (далее – решение от 01 февраля 2018 года № 56) в статье 29.6 «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа. Село Курганово» главы 10 «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа» раздела 2. «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа» изменена зона СХЗ – зона, предназначенная для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества на территорию общего пользования ТОП относительно земельных участков с кадастровыми номерами: 66:59:0201002:367, 66:59:0201002:1678, расположенных между ул. Ленина и ул. Кирова (приложение 7).

Кузнецов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим со дня принятия решение от 01 февраля 2018 года № 56 в части подпункта 2.3 пункта 2, предусматривающего перевод земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201002:1678 из зоны СХЗ – зоны, предназначенной для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества на территорию общего пользования ТОП.

В обоснование заявленных требований указано, что земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201002:1678, общей площадью 644 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской, с. Курганово, ул. Кирова, 34а, находится у административного истца в аренде на основании договора от 11 мая 2016 года, заключенного с Полевским городским округом, и используется под ведение огородничества. В результате изменения зоны СХЗ на территорию общего пользования (ТОП) административный истец утрачивает возможность использовать земельный участок по его назначению, что свидетельствует о нарушении его прав.

По мнению административного истца, при принятии оспариваемого нормативного акта административным ответчиком не были соблюдены требования части 5 статьи 28, частей 12, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предъявляемые к процедуре проведения публичных слушаний, без его уведомления и личного участия в обсуждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Кроме того, цели изменения зонирования территории в отношении вышеуказанного земельного участка не будут достигнуты, поскольку к земельному участку отсутствует свободный доступ, он является изолированным и использовать его как территорию общего пользования невозможно.

Определением суда от 20 июня 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Полевского городского округа.

Относительно заявленных административным истцом требований представителями административного ответчика Думы Полевского городского округа и заинтересованного лица Администрации Полевского городского округа поданы письменные возражения.

В судебном заседании представитель административного истца Изюров А.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Администрации Полевского городского округа Фарнин В.В. просил в удовлетворении требований административного истца отказать. Указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой Асбестовского городского округа в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административного истца не нарушает.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Истоминой И.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Думы Полевского городского округа на принятие оспариваемого нормативного правового акта; б) форму и вид, в которых Дума Полевского городского округа вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Законом Свердловской области от 20 июля 2015 года № 95-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», статьей 1 Устава Полевского городского округа, принятого решением Думы Полевского городского округа от 30 октября 2008 года № 686 (далее – Устав), Полевской городской округ является муниципальным образованием со статусом городского округа.

В силу частей 1, 3 статьи 24, пункта 7 части 2 статьи 25 Устава, Дума Полевского городского округа, состоящая из 20 депутатов, является выборным представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории городского округа, в том числе по утверждению правил землепользования и застройки городского округа. Нормативные правовые акты Думой городского округа принимаются в форме решений на ее сессиях; решения Думы городского округа, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы (части 1, 3, 20 статьи 26 Устава).

Как уже указано выше, Правила землепользования и застройки Полевского городского округа утверждены решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года № 600 (опубликованы в газете «Диалог» № 102 (1800) от 23 декабря 2016 года) (т. 1 л.д. 163-304).

Судом установлено, что решением Думы Полевского городского округа от 01 февраля 2018 года № 56 в Правила землепользования и застройки внесены изменения и дополнения, в том числе в статью 29.6 «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа. Село Курганово» главы 10 «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа» раздела 2. «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа», которыми изменена зона СХЗ – зона, предназначенная для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества на территорию общего пользования (ТОП) относительно земельных участков с кадастровыми номерами: 66:59:0201002:367, 66:59:0201002:1678, расположенных между ул. Ленина и ул. Кирова (подпункт 2.3 пункта 2) (т. 2 л.д. 44-53).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ, далее - в подлежащей применению редакции), она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (части 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Принятию Думой Полевского городского округа оспариваемого нормативного правового акта предшествовали следующие процедуры.

Комиссия по землепользованию и застройке Полевского городского округа (далее – Комиссия) создана постановлением Главы Полевского городского округа от 27 апреля 2010 года № 687 (с последующими изменениями, внесенными постановлениями Главы Полевского городского округа от 26 октября 2011 года № 2760, 04 июня 2013 года № 1386, 25 декабря 2013 года № 3051, 23 декабря 2014 года № 2612, 26 декабря 2016 года № 2287, 26 октября 2017 года № 1979), которым также утверждены ее состав и положение о Комиссии (т. 2 л.д. 96-101, 114-115, 239-249).

Функциями Комиссии являются, в том числе организация сбора предложений для внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки, их обобщение и анализ; организация и проведение публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в указанные Правила, подготовка заключения по результатам публичных слушаний; опубликование результатов публичных слушаний, направление их на рассмотрение Главе Полевского городского округа; направление предложений для внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки на утверждение в Думу Полевского городского округа (глава 2 положения о Комиссии).

Предложение об изменении зоны СХЗ на территорию общего пользования (ТОП) относительно земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201002:1678, и внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки представлено в Комиссию органом местного самоуправления - Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа в связи с поступившими обращениями жителей с. Курганово в адрес Главы Полевского городского округа по вопросу обеспечения доступа к земельным участкам, расположенным между ул. Ленина и ул. Кирова, что соответствует пункту 2 части 2, пункту 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 119-120, т. 2 л.д. 108-113).

Порядок организации и проведения публичных слушаний в Полевском городском округе урегулирован положением, утвержденным решением Думы Муниципального образования «Город Полевской» от 29 сентября 2005 года № 49 (далее – Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний) (в редакции решений от 09 ноября 2006 года № 283, 29 мая 2007 года № 389, 02 июля 2007 года № 428, 25 ноября 2010 года № 250, 27 октября 2016 года № 566, 30 марта 2017 года № 631, 26 апреля 2018 года № 78) (т. 2 л.д. 68-84).

В соответствии с решениями Комиссии от 14 июля 2017 года, 03 августа 2017 года постановлением Главы Полевского городского округа от 25 сентября 2017 года № 1839, с соблюдением положений статьи 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, назначены публичные слушания по обсуждению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки (в редакции от 27 июля 2017 года № 684), которое совместно с проектом решения Думы Полевского городского округа было опубликовано в газете «Диалог» от 29 сентября 2017 года № 77 (1879), являющейся, в соответствии с решением Думы Полевского городского округа от 18 мая 2006 года № 196, печатным средством массовой информации по опубликованию официальной информации органов местного самоуправления, и размещено на официальном сайте Администрации Полевского городского округа в сети «Интернет» (т. 1 л.д. 80-85, т. 2 л.д. 67).

Обсуждение проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки проведено с соблюдением сроков, установленных статьей 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, 16 ноября 2017 года в 17:00 в здании Администрации Полевского городского округа, расположенного по адресу: г. Полевской, ул. Свердлова, д. 19, в обсуждении приняли участие 59 человек, по результатам обсуждения составлен протокол, отвечающий требованиям статьи 9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний (т. 1 л.д. 86-91).

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки опубликовано 24 ноября 2017 года в газете «Диалог» № 93 (1895), что отвечает требованиям статьи 10 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний. Из заключения усматривается, что Главе Полевского городского округа рекомендовано внести предложенные изменения в Правила землепользования и застройки (т. 1 л.д. 106, т. 2 л.д. 123).

Результаты публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки 21 ноября 2017 года рассмотрены на заседании Комиссии, решением которой Главе Полевского городского округа рекомендовано направить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки в Думу Полевского городского округа для утверждения (т. 1 л.д. 101-105).

Постановлением Главы Полевского городского округа от 22 ноября 2016 года № 2066 проект изменений в Правила землепользования и застройки направлен в Думу Полевского городского округа для рассмотрения (т. 1 л.д. 123).

Решение от 01 февраля 2018 года № 56 принято на сессии Думы Полевского городского округа единогласно 16-тью депутатами (т. 1 л.д. 107-108); подписано председателя Думы Полевского городского округа и Главой Полевского городского округа в соответствии с требованиями статьи 26 Устава; в полном объеме опубликовано в газете «Диалог» от 09 февраля 2018 года № 12 (1917) (т. 1 л.д. 109).

Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в частности, отсутствие решения органа местного самоуправления о подготовке данного проекта не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Доводы административного истца о том, что в нарушение требований части 5 статьи 28, частей 12, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации он не был уведомлен о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, являются несостоятельными.

Положения приведенных правовых норм не предусматривают индивидуальное уведомление заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки и проектам внесения в них изменений.

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса

Частью 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 19 Устава Думой Полевского городского округа утверждено вышеуказанное Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, которым установлена возможность ознакомления с проектом соответствующего нормативного правового акта и участия в его обсуждении лицам, права и свободы которых он затрагивает, посредством оповещения населения городского округа о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации, опубликования решения о назначении публичных слушаний по данному проекту и самого проекта в газете «Диалог», размещения информации о проведении публичных слушаний на официальном сайте Полевского городского округа (часть 2 статья 5, пункт 4 части 1 статьи 6).

К числу лиц, подлежащих обязательному приглашению к участию в публичных слушаниях, установленному частью 2 статьи 6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, административный истец не относится.

Постановление Главы Полевского городского округа от 25 сентября 2017 года № 1839 о назначении публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки содержит информацию о порядке ознакомления граждан с материалами, выносимыми на публичные слушания, о приеме заявок от физических и юридических лиц для участия в публичных слушаниях с правом выступления, предложений и рекомендаций по выносимому на публичные слушания проекту.

Установленными обстоятельствами подтверждается факт надлежащего информирования органом местного самоуправления граждан городского округа о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (пункт 1); создания условий для планировки территорий муниципальных образований (пункт 2); обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 3); создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4).

Частью 2 указанной нормы установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (пункт 1); карту градостроительного зонирования (пункт 2); градостроительные регламенты (пункт 3).

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (часть 4).

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка № 35-16 от 11 мая 2016 года, заключенного между Полевским городским округом и административным истцом Кузнецовым С.В., последнему предоставлен в аренду на срок по 10 мая 2019 года земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201002:1678, общей площадью 644 кв. м, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской, с. Курганово, ул. Кирова, 34а, с разрешенным использованием: коллективное огородничество (т. 1 л.д. 22-26).

Согласно статье 29.6 «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа. Село Курганово» Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201002:1678 в редакции до внесения оспариваемым нормативным правовым актом изменений был отнесен к территориальной зоне, предназначенной для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества (СХЗ), в действующей редакции – к территории общего пользования (ТОП).

Решением Думы Полевского городского округа от 22 марта 2018 года № 66 изменения в статью 29.6 «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа. Село Курганово» Правил землепользования и застройки в отношении вышеуказанного земельного участка не вносились (т. 2 л.д. 54-56).

Доводы представителя административного истца о том, что Правила землепользования и застройки не предусматривают такого понятия как территория общего пользования (ТОП), опровергаются материалами административного дела.

В соответствии со статьей 42 Правил землепользования и застройки территория общего пользования (ТОП) это вид земель и земельных участков, выделенных на карте градостроительного зонирования, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется и для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (т. 1 л.д. 268-269).

По смыслу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и приведенной статьи 42 Правил землепользования и застройки, устанавливающей назначение территории общего пользования (пункт 5), территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как уже было указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования, к которым в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 названного Кодекса среди прочего относятся генеральные планы городских округов, для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет и включают карту функциональных зон городского округа (часть 11 статьи 9, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решением Думы Полевского городского округа от 04 декабря 2012 года № 601 утвержден генеральный план Полевского городского округа (в составе генеральных планов населенных пунктов, в том числе применительно к селу Курганово) (далее - Генеральный план), который в числе прочего содержит карту функциональных зон.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Картой функциональных зон Генерального плана (применительно к селу Курганово) определено, что земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201002:1678 входит в пределы территории рекреационной зоны (т. 1 л.д. 121, т. 2 л.д. 237, 238).

Возможность включения территорий общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, в зоны различного функционального назначения, в том числе в рекреационные зоны согласуется с пунктом 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 244.

Таким образом, отнесение оспариваемым нормативным правовым актом вышеуказанного земельного участка к территории общего пользования (ТОП) положениям Генерального плана не противоречит.

Вопреки доводам представителя административного истца необходимость установления территории общего пользования в отношении находящегося в аренде у административного истца земельного участка, а также земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201002:367 обусловлена отсутствием доступа жителей улиц Кирова и Ленина с. Курганово к смежным земельным участкам.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в частности, представленными в материалы административного дела обращениями Макушева С.Н. об организации проезда к домам частного сектора (сосед перегородил проезд, установив железный забор) и результатами рассмотрения данных обращений (т. 2 л.д. 85, 86, 90-95); актом проверки соблюдения земельного законодательства (муниципального земельного контроля) от 14 ноября 2017 года № 124, которым на земельном участке с кадастровым номером 66:59:0201002:1678, находящемся в пользовании административного истца Кузнецова С.В., установлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в его использовании не по целевому назначению (возведен капитальный забор из профлиста на металлических сваях, залитых бетоном), фототаблицей к названному акту (т. 2 л.д. 87-89); показаниями свидетеля Шевченко Е.И., являющейся заведующей отделом архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа, указавшей, что территория общего пользования в рассматриваемом случае необходима для граждан – пользователей изолированных земельных участков, к которым отсутствует доступ со стороны вышеуказанных улиц, и который в настоящее время невозможен из-за того, что административный истец установил на земельном участке капитальный забор.

Сам факт отсутствия свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 66:59:0201002:1678, на что ссылается представитель административного истца, в том числе приводя в обоснование решение Полевского городского суда Свердловской области от 06 мая 2010 года (т. 2 л.д. 102-104), не исключает возможность пользования данным земельным участком неограниченным кругом лиц для доступа к смежным земельным участкам.

Кроме того, анализ положений пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и соответственно градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.

Административный истец не является собственником обозначенного земельного участка, пользуется им на основании договора аренды, заключенного с публичным образованием, следовательно, земельный участок может быть отнесен к территории общего пользования без принятия органами местного самоуправления вышеуказанных градостроительных решений.

С учетом изложенного, суд также не усматривает нарушений прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.

По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, но и в целях обеспечения прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, связанных, в том числе с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Таким образом, приведенные цели обусловливают возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования.

На основании изложенного, суд полагает установленным, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание в оспариваемой части не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания его не действующим не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2018 года.

Судья

Гылкэ Д.И.

3а-289/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов С.В.
Ответчики
Дума Полевского городского округа шестого созыва
Другие
Изюров А.В.
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
21.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
18.07.2018[Адм.] Судебное заседание
02.08.2018[Адм.] Судебное заседание
07.08.2018[Адм.] Судебное заседание
20.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее