3-430/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года город Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителей Шайхутдинова И.И. Галикеевой А.Г., Кузнецовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шайхутдинова И.И. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, обязании административного ответчика внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость,
у с т а н о в и л:
Шайхутдинов И.И. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной стоимости, обязании административного ответчика внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №... – нежилого здания общей площадью 1145,9 кв.м., назначение: нежилое здание, количество этажей 4, в т.ч. подземных 1, расположенного по адресу: адрес. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 года № 496 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 01 января 2015 года. Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 27.02.2015 года установлена в размере 52403725,85 руб. Согласно отчету ЗАО «Оценка и Компания» от №102-17/Н рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на эту дату составляет 31320000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость объекта завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 27.02.2015 г., обязать административного ответчика внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости объекта его рыночную стоимость.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители административного истца просили удовлетворить иск, установить кадастровую стоимость объектов, равной рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке, обязать административного ответчика внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость.
В письменном отзыве Управление Росреестра по РБ просило отказать в удовлетворении иска в части обязания административного ответчика внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость, в остальной части принять решение в соответствии с действующим законодательством.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 08.02.2018 г. №00981 сообщило, что объект капитального строительства с кадастровым номером №... – нежилое здание площадью 1154,9 кв.м. поставлено на государственный кадастровый учет 18.11.2013 года. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе работ по актуализации ГКО объектов жилого и нежилого фонда, составила 52797016,75 руб., утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 года №496, имеет дату определения – 01.01.2015 г. После утверждения указанного постановления Правительства РБ кадастровая стоимость была пересчитана для значения площади 1145,9 кв.м. согласно п.4.1 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 №113 с применением УПКС 45731,50 руб./кв.м. В результате кадастровая стоимость составила 52403725,85 руб., имеет дату определения 27.02.2015 (л.д.207-211 т. 1).
Суд, заслушав объяснения представителей административного истца, поддержавших заявленные требования с учетом отчета об оценке, исследовав материалы административного дела, полагает возможным удовлетворить заявленные требования в части установления кадастровой стоимости объекта равной рыночной по следующим основаниям.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 7 ст. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, органом регистрации прав на основании документов, поступивших в этот орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 1 января 2015 г. НК РФ дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц", предусматривающей определение налоговой базы в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 402, статья 404 НК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с п. 15 ст. 378.2. НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц – в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений абзацев 3, 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный реестр недвижимости сведений о рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки объекта недвижимости и законности акта об ее утверждении.
Судом установлено, что Шайхутдинову И.И. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером №... – нежилое здание общей площадью 1145,9 кв.м., назначение: нежилое здание, количество этажей 4, в т.ч. подземных 1, расположенное по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН о зарегистрированных правах от 30.11.2017 г., (л.д.14-21 т.1).
Назначение указанных объекта недвижимости, даты внесения сведений о них в государственный реестр недвижимости подтверждены выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и техническим паспортом данного объекта недвижимости (л.д.14-21, 176-192 т. 1).
Статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30.10.2014 № 142-з
"Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 года № 496 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 01.01.2015 года.
Указанные акты являются общедоступными документами, размещены на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе «КонсультантПлюс».
Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 27.02.2015 года установлена в размере 52403725,85 руб., что также подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.12.2017 года (л.д. 13 т. 1).
Согласно отчету ЗАО «Оценка и Компания» от №102-17/Н рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на эту дату составляет 31320000 руб. (л.д. 30-163 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 14.02.2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено эксперту ООО «РегионЗемОценка» ФИО5, на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении по состоянию на 27.02.2015 года рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... – нежилого здания общей площадью 1145,9 кв.м., назначение: нежилое здание, количество этажей 4, в т.ч. подземных 1, расположенного по адресу: адрес.
Согласно заключению эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 26.02.2018 года № 08/02/18-ЗЭ рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составляет 32443000 руб. (л.д. 7-133 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 26.02.2018 года № 08/02/18-ЗЭ, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 26.02.2018 года № 08/02/18-ЗЭ установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 26.02.2018 года № 08/02/18-ЗЭ и отчет ЗАО «Оценка и Компания» от №102-17/Н, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 26.02.2018 года № 08/02/18-ЗЭ, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость спорного объекта недвижимости необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО «РегионЗемОценка» от 26.02.2018 года № 08/02/18-ЗЭ.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью спорного объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена по состоянию на 27.02.2015 года, что подтверждается выпиской о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.12.2017 года (л.д.13 т. 1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость приведенного выше объекта недвижимости.
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как их собственника и плательщика налога на них.
При таких обстоятельствах требования заявителя об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
Требование административного истца об обязании административного ответчика внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость в размере 31320000 руб., удовлетворению не подлежит, поскольку в силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Требование о неисполнении ответчиками положений приведенных норм в данной части административным истцом не заявлено, предметом судебного разбирательства не являлось. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шайхутдинова И.И. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 29.12.2017 года, удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 27.02.2015 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... – нежилого здания общей площадью 1145,9 кв.м., назначение: нежилое здание, количество этажей 4, в т.ч. подземных 1, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости в размере 32443000 рублей.
В удовлетворении иска в части требований об обязании административного ответчика внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость в размере 31320000 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева