Дело № 2а-32/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2022 года г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области:
в составе председательствующего судьи Кузнецовой В.М.,
при секретаре Павленко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Проскурнову А. А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, транспортного налога, земельного налога, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Волгоградской области (далее – МИ ФНС России №8 Волгоградской области) обратилась в Котельниковский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к Проскурнову А.А. в обоснование требований, указав, что административный ответчик в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 388, 394, 397 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, согласно п. 4 ст. 85, п.1 ст. 362, 363 Налогового кодекса РФ является плательщиком транспортного налога, состоит на учете в МИ ФНС России №8 Волгоградской области и обязан уплачивать законно установленные налоги. В нарушение ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате в бюджет указанных налогов должником не исполнена. Так, согласно справке 2НДФЛ, представленной СКПК «Фермер», налогоплательщиком был получен доход в размере 1431583,12 руб., при получении которого не был удержан налог в размере 186106 руб. Кроме того Проскурнов А.А. являлся владельцем транспортных средств и плательщиком транспортного налога, а также собственником земельных участков и плательщиком земельного налога.
В нарушение ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога в бюджет налога на доходы физических лиц, транспортного налога должником не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ Проскурнову А.А. начислены пени.
В соответствии со ст. ст. 69,75 Налогового кодекса РФ ответчику направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №39944 за 2019 год по состоянию на 17.12.2020 год со сроком исполнения 27.01.2021 года.
МИ ФНС России №8 Волгоградской области просила взыскать с Проскурнова А.А. налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в размере 186 106 руб., пени в размере 395 руб. 48 коп., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 4676 руб., пени в размере 9 руб. 94 коп., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2019 год в размере 9513 руб., пени в размере 20,22 руб., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, расходы по уплате госпошлины возложить на ответчика.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Проскурнов А.А. в судебное заседание не явился, причину не явки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Проскурнова А.А. – ФИО4 в судебное заседание не явилась, причин не явки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании исковые требования признала частично, указала, что требования о взыскании задолженности по оплате транспортного налога, земельного налога и пени, начисленные за несвоевременную уплату данных налогов, административный ответчик признает. В удовлетворении требований о взыскании налога на доходы физических лиц просила отказать, поскольку справка 2-НДФЛ, на основании которой начислен налог, подана СКПК «Фермер» не правомерно. Данная сумма не подлежала списанию как безнадежный долг. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2012 года было завершено конкурсное производство в отношении ИП Главы (КФХ) Прокурнова А.А. В рамках данного конкурсного производства долги Проскурнова А.А. перед СКПК «Фермер» были включены в реестр требований кредиторов. Следовательно, в силу п. 2 ч.9, ч.11 ст. 142 Закона о банкротстве требования СКПК «Фермер» считаются погашенными и не могли быть списаны с баланса кооператива в 2019 года как безнадежный долг.
Заинтересованное лицо – конкурсный управляющий СКПК «Фермер» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин не явки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании указанной нормы, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки и в силу положений п.6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пени - это денежная сумма, которую налогоплательщик обязан выплатить в случае неуплаты транспортного налога в установленный срок в полном размере (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Нормами п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Проскурнов А.А. является плательщиком транспортного налога, поскольку в его собственности в 2019 года находились транспортные средства: автомобиль ************
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Проскурнов А.А. в 2019 году являлся собственником земельного участка сельскохозяйственного участка, расположенного по адресу: <адрес> и плательщиком земельного налога.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно п. 6 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в момент возникновения правоотношений) налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, обязанность по уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.
В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, указанными, в том числе, в ст. 228 настоящего Кодекса предоставляется налоговая декларация.
СКПК «Фермер» представил в Межрайонную ИФНС N 8 России справку N 34 от 12 августа 2020 года о доходах физического лица Проскурнова А.А. (2-НДФЛ) за 2019 год, в которой указана общая сумма дохода 1431583,12 рублей, сумма налога не удержанная налоговым агентом - 186106 рублей, с указанием кода дохода 2611.
В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Согласно п. 1 ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В случае прекращения обязательства физического лица - должника перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет права требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности.
В этой связи в момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором у такого налогоплательщика возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
При этом дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (в частности, отступное, судебное решение, соглашение о прощении долга).
Кроме того, согласно подп. 5 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения доходов физических лиц, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 статьи 223 Кодекса, дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.
Таким образом, 186106 рублей, признанные СКПК «Фермер» безнадежным долгом, является налогооблагаемым доходом административного ответчика.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) приведен в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная сумма СКПК «Фермер» не подпадает под перечень, приведенный в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно утвержденному Приказом перечню кодов видов дохода налогоплательщика по коду «2611» отсутствует сумма списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации.
В адрес административного ответчика МИФНС России №8 по Волгоградской области направлялось налоговое уведомление от 03 августа 2020 года № 3945795.
17 декабря 2020 года в адрес Проскурнову А.А. было направлено требование об уплате налога №39944 по состоянию на 17 декабря 2020 года, а именно уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, транспортного налога с физических лиц за 2019 год, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2019 год, пени со сроком погашения задолженности до 21 января 2021 года.
В качестве доказательства, подтверждающего направление налогоплательщику требования об уплате налога, пени, представлен скриншот в электронных отправлений через размещенный на сайте ФНС России www.nalog.ru сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».
31 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 25 Волгоградской области по делу № 2а-24-283/2021 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Волгоградской области выдан судебный приказ на взыскание с Проскурнова А.А. недоимки налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, транспортного налога с физических лиц за 2019 год, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2019 год, пени в общей сумме 200720 руб. 64 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 25 Волгоградской области от 27 августа 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 28 сентября 2021 года) вышеуказанный судебный приказ отменен, административный истец указал, что за Проскурновым А.А. по состоянию на момент подачи иска числится задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученные физическими лицами, транспортного налога с физических лиц за 2019 год, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2019 год, пени.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства РФ копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.
Оценивая изложенное применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд находит подлежащим удовлетворению требование налогового органа о взыскании с административного ответчика налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ, в размере 186 106 руб., пени в размере 395 руб. 48 коп., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 4676 руб., пени в размере 9 руб. 94 коп., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2019 год в размере 9513 руб., пени в размере 20,22 руб., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, поскольку в суде установлено и материалами дела подтверждено, что у налогоплательщика имеется задолженность по уплате вышеуказанных налогов, а административный истец обратился с настоящим исковым заявлением 36 ноября 2021 года, т.е. в пределах установленного шестимесячного срока после получения копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа.
Доводы представителя административного ответчика о том, что налоговым органом неправомерно начислена задолженность на доходы физических лиц, поскольку СКПК «Фермер» в справке по форме 2-НДФЛ за 2019 год указало вид дохода, который не может быть применен, поскольку на основании Закона о банкротстве требования СКПК «Фермер» считаются погашенными, несостоятельны в силу следующего.
Формирование налоговых уведомлений производится в соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса на основании данных из справок о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ, представленных в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами в налоговые органы Российской Федерации.
В случае несогласия заявителя с суммой полученного дохода и кодом дохода, отраженными налоговым агентом в справке по форме 2-НДФЛ за 2019 год от 12.08.2020 года, данное лицо вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту СКПК «Фермер».
Кроме того, заинтересованное лицо СКПК «Фермер» не представило суду обоснования указания в справке полученного дохода Проскурновым А.А. и кодом дохода, отраженными налоговым агентом в справке по форме 2-НДФЛ за 2019 год от 12.08.2020 года.
При этом, условием для включения суммы дебиторской задолженности в состав нереализационных расходов является безнадежность долга, нереальность его взыскания. Нереальность взыскания определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом, который руководствуется совокупностью объективных обстоятельств, сложившихся в процессе его деятельности.
Доказательства того, что Проскурнов А.А. выплатил СКПК «Фермер» задолженность в сумме 1431583 руб. 12 коп. в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что МИФНС России №8 Волгоградской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, и требования административного истца удовлетворены в полном объеме, то в соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика Проскурнова А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Котельниковского муниципального района Волгоградской области, исходя из расчета, установленного ч.1 ст. 333.19 НК РФ, то есть в размере 5207 рублей 20 копеек.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Волгоградской области к Проскурнову А. А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, транспортного налога, земельного налога, пени - удовлетворить.
Взыскать с Проскурнова А. А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Волгоградской области задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в размере 186 106 руб., пени в размере 395 руб. 48 коп., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 4676 руб., пени в размере 9 руб. 94 коп., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2019 год в размере 9513 руб., пени в размере 20,22 руб., начисленные на период с 02.12.2020 года по 16.12.2020 год, а всего 200720 рублей 64 копейки.
Взыскать с Проскурнова А. А. государственную пошлину в размере 5207 рублей 20 копеек в доход бюджета Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение десяти дней и может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Кузнецова В.М.
Мотивированное решение суда изготовлено судом 09 февраля 2022 года.
Судья Кузнецова В.М.