Дело 2-694/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 10 июля 2018 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Александрова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Овсянникова Н.П. к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово Красноярского края о признании незаконным решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Овсянникова Н.П. с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово Красноярского края о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным. В обосновании требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению Овсянникова Н.П., по результатам которой установлено, что Овсянникова Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании справки серии №, выданной 01.10.1976, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50 процентов. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате ЖКУ, ответчиком Овсянникова Н.П. с 01.01.2017 приостановлено предоставление мер социальной поддержки, а с 01.02.2017 прекращено предоставление мер социальной поддержки. Данное решение является незаконным. В связи с чем, просит суд признать решение Управления социальной защиты населения администрации г. Шарыпово Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов <данные изъяты> Овсянникова Н.П. незаконным; обязать ответчика предоставить Овсянникова Н.П. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества, в размере 50 процентов с 01.01.2017 по настоящее время; возобновить Овсянникова Н.П. выплату данной меры социальной поддержки.
Определением Шарыповского городского суда Красноярского края от 03 июля 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (л.д.35-36).
В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Александрова В.В. (полномочия проверены, л.д.42) исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Истец Овсянникова Н.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.8,41).
Представитель ответчика Управлению социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, возражал относительно удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Также в отзыве указывает на то, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнении гражданки соглашений по ее погашении в (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ). Наличие задолженности по оплате жилья и (или) коммунальных услуг (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат, а впоследствии и прекращения их предоставления. Полагает, что решение УСЗН о приостановлении с 01.01.2017 и прекращении с 01.02.2017 предоставления Овсянникова Н.П. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным и обоснованным. На основании сведений, представленных организациями, предоставляющих гражданам жилищные и (или) коммунальные услуги о наличии задолженности на 01.01.2017 года по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, превышающей сумму оплаты услуг за два месяца в жилом помещении по адресу проживания <адрес>, предоставление мер социальной поддержки Овсянникова Н.П. с 01.01.2017 приостановлено, а с 01.02.2017 прекращено, поскольку в течение одного месяца со дня принятия управлением решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки в УСЗН не поступили документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности или ее погашение (заключение соглашения по ее погашению) (л.д.27,28-29, 30-34, 39,40).
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил (л.д.37,38).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению от 06.06.2018 года, Овсянникова Н.П. обратилась к Шарыповскому межрайонному прокурору, с просьбой подать иск в суд в его интересах с требованием о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, а также обязании предоставить ему указанные меры социальной поддержки с момента их приостановлении по настоящее время, и возобновлении выплаты в последующем (л.д. 7).
С учетом изложенного, суд полагает, что прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав Овсянникова Н.П.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01. 2005 года.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как установлено в судебном заседании и следует из справки серии № от 01 октября 1976 года. Овсянникова Н.П. является <данные изъяты> по причине <данные изъяты>л.д.17).
Согласно удостоверению № от 02.10.1976 Овсянникова Н.П. назначена пенсия <данные изъяты> с 01 октября 1976 года, продлена 01.10.1977 пожизненно (л.д.11-13).
Согласно копии паспорта серии №, выданного ОВД города Шарыпово Красноярского края 13.06.2001, и копии справки начальника участка домоуправления, Овсянникова Н.П. с 04 августа 2003 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 9-10,18-19).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 25 июня 2003 года серия № следует, что квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1 (л.д.14).
Овсянникова Н.П. является бабушкой ФИО1 (л.д. 18).
Согласно протокола для определения мер социальной поддержки № б/н от 17.05.2018 года в данной квартире зарегистрированы и проживают Овсянникова Н.П., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6
Из учетной карточки №Овсянникова Н.П. следует, что с 27.08.2003 она состоит на учете в УСЗН Администрации г. Шарыпово для получения мер социальной защиты, как <данные изъяты> (л.д. 19).
Управлением социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово истцу, являющемуся <данные изъяты>, предоставлены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50% (л.д.20-21).
С 01 января 2017 года Овсянникова Н.П. приостановлено предоставление мер социальной поддержки на оплате жилья и коммунальных услуг по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг свыше двух месяцев, что подтверждается уведомлением о приостановлении предоставления льгот от 18.01.2017 №, которое направлено Овсянникова Н.П. 18 января 2017 года (л.д.23).
Уведомлением № от 20 февраля 2017 года Овсянникова Н.П. была извещена о принятии решения УСЗН Администрации г. Шарыпово Красноярского края от 01.02.2017 года о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ (л.д.23).
Из приведенных выше нормативных положениях следует, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений, о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, наличие у Овсянникова Н.П.задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца, на территории Красноярского края не может являться основанием для прекращения предоставления ей как лицу, являющемуся <данные изъяты>, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.
По изложенным выше основаниям, суд считает доводы представителя ответчика в подтверждение позиции непризнания исковых требований, необоснованными.
Таким образом, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации города Шарыпово Красноярского края о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50%, с 01 января 2017 года, <данные изъяты> Овсянникова Н.П..
Обязать Управление социальной защиты населения администрации города Шарыпово Красноярского края возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50% с 01 января 2017 года <данные изъяты> Овсянникова Н.П..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: