УИД 21RS0022-01-2022-002698-13
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Никитин А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда протест и.о.прокурора г.Новочебоксарска на постановление № руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением № руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР Котеева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ производство в отношении <данные изъяты> Мартьяновой С.С. по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, и.о.прокурора г.Новочебоксарска ЧР Никифоров А.В. принес протест, ставя вопрос об отмене обжалуемого постановления и направлении дела на новое рассмотрение.
В судебное заседание представитель прокуратуры г.Новочебоксарск, представитель Управление Федеральной антимонопольной службы по ЧР, в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом были уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы.
Представитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г.Новочебоксарска Чувашской Республики, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики Ягудиным В.Н. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица <данные изъяты> Мартьяновой С.С. по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении указанного лица послужили результаты проверки соблюдения законодательства Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Проверяя доводы заявителя, судья учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый. аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ). В силу части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки
Часть 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ содержит перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит
Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.
Между тем, на момент заключения договоров, объем закупок по п. 1 ч.5 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> превысил пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика 4 187445 рублей, больше чем пятьдесят процентов от СГОЗ 7521 381 рублей (проведение закупки на оказание услуг по обеспечению бесплатным горячим питанием учащихся 1-4 классов согласно плана-графика закупок на 2022 финансовый год и плановый период 2023 и 2024 годов по коду 56.29.20.129 предусмотрено путем проведения конкурсных процедур на общую сумму 3 150 000 рублей, и не включено в графу закупки в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, при это договоров на оказание услуг питания в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ заключено на общую сумму 1 559 780 рублей) в связи с чем у заказчика отсутствовали основания для заключения договора на оказании услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование с единственным поставщиком
С 1 января 2022 года услуги общественного питания и закупка продуктов в образовательных, медицинских, социальных организациях, а также учреждениях по организации отдыха детей и их оздоровления проводятся по новым правилам. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению № 1. Таким образом, осуществление закупки услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления возможно только на конкурсной основе.
Данные нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Ошибочен вывод об отсутствии нарушений законодательства о защите конкуренции вследствие неоднократного приобретения одноименных товаров в непродолжительный промежуток времени. Предмет заключенных договоров является идентичным, направленными на достижение одной цели - оказание услуги по организации питания обучающихся; договоры заключены в календарной последовательности; бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в ДД.ММ.ГГГГ получены МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» одномоментно, в сумме, превышающей 600 000 рублей; бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в ДД.ММ.ГГГГ были получены МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №»заблаговременно, до начала очередного финансового года, в сроки, позволяющие осуществить конкурентный способ определения поставщика. При таких обстоятельствах, заключение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» с ООО «Фабрика школьного питания» ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, содержит признаки искусственного дробления сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур, что привело к нарушению законодательства о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного право нарушения с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного право нарушения с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Ответственной за соблюдение Закона о контрактной системе является директора муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г.Новочебоксарска ЧР.
При указанных обстоятельствах суд считает обжалуемое постановление необоснованным, а допущенные нарушения существенными, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и приходит к выводу об отмене указанного постановления полностью.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При повторном рассмотрении дела должностному лицу необходимо всесторонне и полно рассмотреть дело, оценить доводы и доказательства как одной, так и другой стороны, вынести мотивированное постановление по делу об административном правонарушении, учитывая требования КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление № руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Мартьяновой С.С. отменить, направив на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Судья А.И.Никитин