Дело № 11а-8950/2019 Судья: Устьянцев Н.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2019 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Сапрыгиной Л.Ю.,
судей Аганиной Т.А., Ишимова И.А.,
при секретаре Селезневой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области к Балашову Александру Васильевичу о взыскании обязательных платежей,
Заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика Балашова А.В., судебная коллегия,
установила:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Балашову А.В. о взыскании задолженности по оплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы, пени в сумме 12938 рублей 71 копейка.
В обоснование заявленных требований указано, что Балашов А.В. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате налогов ответчиком исполнена не была, в связи с чем налогоплательщику было направлено требование с предложением погасить имеющуюся задолженность в добровольном порядке. До настоящего времени требование не исполнено.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области в суд не явился, извещены о месте и времени судебного заседания, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Балашов А.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по адресу места жительства и регистрации: Челябинская область, <данные изъяты>. Направленное почтовое уведомление возвращено с отметкой «Истек срок хранения» (л.д.110).
Суд постановил решение, которым взыскал с Балашова А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 12323 рубль 53 копейки, пени в размере 74 рубля 47 копеек, государственную пошлину.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС России № 23 по Челябинской области обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение городского суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывают на не согласие с выводами суда первой инстанции в части расчета земельного налога и налога на имущество за 2015 -2016 гг. с учетом периода владения земельным участком и жилым домом по адресу <данные изъяты> с 08 апреля 2016 года - 8 месяцев. Полагают, что расчет произведен налоговым органом правильно, за 3 месяца 2015 года и 12 месяцев 2016 года, поскольку налог подлежит исчислению, начиная с месяца открытия наследства - 30 сентября 2015 года, а не с момента регистрации права собственности наследника.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Балашов А.В. в суде апелляционной инстанции не согласился с доводами апелляционной жалобы и с решением суда первой инстанции, полагал требования налогового органа не подлежащими удовлетворению в связи с оплатой налогов, представил платежные документы.
В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, в томи числе принятые судом апелляционной инстанции дополнительно представленные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав административного ответчика Балашова А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК Российской Федерации устанавливают обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с Законом Челябинской области от 28 октября 2015 года № 241-ЗО «О единой дате начала применения на территории Челябинской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходы из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения подлежит применению с 01 января 2016 года.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 398 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Балашов А.В. в 2015-2016 годах являлся собственником следующего имущества:
- жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>;
- жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>;
- иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>;
- жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>;
- земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>;
- земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>;
- земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, г. <данные изъяты>;
- земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, г. <данные изъяты>
- земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, г. <данные изъяты>;
- земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, г. <данные изъяты>;
- земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, г. <данные изъяты>.
Согласно налоговому уведомлению № 20931353 от 23 августа 2017 года Балашов А.В. должен уплатить земельный налог за 2014, 2015 и 2016 годы в сумме 18412 рублей, налог на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы в сумме 14533 рубля 24 копейки, в срок до 01 декабря 2017 года (л.д. 9-11).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 2 данной статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога (пеней) является актом индивидуального правового регулирования, а не уведомлением, носящим исключительно информационный характер, его выставление налогоплательщику является начальным этапом в инициируемой налоговым органом процедуре принудительного взыскания.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога налогоплательщику 22 декабря 2017 года через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 21882 об уплате недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в сумме 12864,24 руб. и пени в сумме 74,47 руб., в срок до 07 февраля 2018 года (л.д.7,8).
Требование об уплате налогов Балашовым А.В. в установленный срок исполнено не было.
Согласно п.2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 г.Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 24 августа 2018 года судебный приказ от 03 августа 2018 года был отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
МИФНС России № 23 по Челябинской области обратилась в суд с настоящим административным иском к Балашову А.В. 27 декабря 2018 года.
Сроки обращения к мировому судье о взыскании недоимки по налогам и сборам, а также в суд первой инстанции административным истцом соблюдены.
Удовлетворяя частично требования МИФНС России № 23 по Челябинской области о взыскании земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014-2016г.г. в размере 12323,53 руб., суд первой инстанции исходил из того, что факт неисполнения административным ответчиком обязанности по оплате недоимки по налогам за указанный период нашел свое подтверждение.
При этом суд пришел к выводу о том, что размер налога на имущество физических лиц и земельного налога, начисленных на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Челябинская область, г<данные изъяты> необходимо исчислять с 08 апреля 2016 года, поскольку Балашов А.В. приобрел право собственности на указанные объекты с этой даты, с момента регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на нормах материального права, не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы МИФНС России № 23 по Челябинской области о том, что налоги подлежат исчислению, начиная с месяца открытия наследства - 30 сентября 2015 года, а не с момента регистрации права собственности наследника, то есть за 3 месяца 2015 года и 12 месяцев 2016 года.
Как следует из представленных доказательств, налоговый орган в административном исковом заявлении просит взыскать, в том числе, налог на имущество - жилой дом, расположенный по адресу: г. Чебаркуль, <данные изъяты> исходя из количества месяцев владения в 2016 г. равному 12 месяцев и налог на земельный участок, расположенный по указанному адресу, исходя из периода владения в 2015 году 3 месяца и в 2016 года – 12 месяцев.
В силу п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 8 ст. 396 НК РФ, в отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог на имущество физических лиц исчисляется со дня открытия наследства (п. 7 ст. 408 НК РФ)
Согласно п. 1 ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Как следует из приложенных к апелляционной жалобе налоговым органом документов, исследованных судебной коллегией по правилам ч. 2 ст. 308 КАС РФ, наследство на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: г. <данные изъяты>, открылось 30 сентября 2015 года.
Таким образом, период нахождения спорных объектов в собственности Балашова А.В. исчисляется с 30 сентября 2015 года.
Следовательно, начисление земельного налога исходя из периода владения в 2015 году 3 месяца и в 2016 года – 12 месяцев, а также налога на имущество физических лиц на жилой дом, исходя из периода владения в 2016 году 12 месяцев, является правомерным.
Административным ответчиком Балашовым А.В. в суд апелляционной инстанции в подтверждение доводов об уплате недоимки по налогам, отсутствии задолженности по налогам за 2014-2016 годы, представлены подлинники платежных документов об уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога датированные 2015 – 2017 годом:
- квитанция № 2479 от 04 октября 2015 года на сумму 17705 руб.,
- платежное поручение № 1 от 05 октября 2015 г. на сумму 50 руб.,
- квитанция № 3647 от 26 октября 2015 г. – 1016 руб.,
- платежное поручение № 1 от 05 октября 2015 г. – 294 руб.,
- платежное поручение № 1 от 05 октября 2015 г. – 200 руб.,
- платежное поручение № 1 от 05 октября 2015 г. – 1069 руб.,
- платежное поручение № 1 от 05 октября 2015 г. – 1049 руб.,
- чек-ордер операция 46 от 03 октября 2015 г. – 85,92 руб.,
- чек-ордер операция 47 от 03 октября 2015 г. – 3689 руб.,
- чек-ордер операция 428 от 12 ноября 2014 г. – 2439 руб.,
- квитанция № 3642 от 26 октября 2015 – 516 руб.,
- квитанция № 3647 от 26 октября 2015 – 1016руб.,
- чек-ордер операция 4925 от 08 августа 2017 г. – 6053 руб.,
- чек-ордер операция 4924 от 08 августа 2017 г. – 5709 руб.,
- чек-ордер операция 4923 от 08 августа 2017 г. – 98 руб.,
- чек-ордер операция 4922 от 08 августа 2017 г. – 50 руб.,
- квитанция № 3463 от 05 декабря 2017 г. – 7330 руб.,
- квитанция № 3466 от 05 декабря 2017 г. – 1050 руб.,
- квитанция № 3465 от 05 декабря 2017 г. – 1100 руб.,
- квитанция № 3462 от 05 декабря 2017 г. – 3415 руб.,
- квитанция киви Кошелек от 02 декабря 2017 г. - 98 руб.,
- квитанция киви Кошелек от 02 декабря 2017 г. - 150 руб.,
- квитанция киви Кошелек от 02 декабря 2017 г. - 515 руб.,
- квитанция киви Кошелек от 02 декабря 2017 г. - 50 руб.,
- квитанция киви Кошелек от 05 декабря 2017 г. - 169 руб.,
- квитанция киви Кошелек от 03 декабря 2017 г. - 510 руб.,
- квитанция от 29 января 2015 года - 593,51 руб. от имени Балашовой О.И.,
- квитанция от 29 января 2015 года - 6,49 руб. от имени Балашовой О.И.,
- квитанция от 24 сентября 2015 года - 602 руб. от имени Балашовой О.И.
Из ответа налогового органа на запрос суда апелляционной инстанции следует, что:
- платежи на сумму 17 705 руб. от 04 октября 2015 года по квитанции № 2479; на сумму 516 руб. от 26 октября 2015 года по квитанции № 3642 зачтены в счет оплаты земельного налога за 2013 год;
- платежи на сумму 85,92 руб. от 03 октября 2015 года по чек-ордеру № 46; на сумму 3689 от 03 октября 2015 года по чек-ордеру № 46 зачтены в счет оплаты транспортного налога и пени за 2014 год;
- платеж на сумму 2439 от 12 ноября 2014 года по чек-ордеру № 428 зачтен в счет оплаты транспортного налога за 2013 год;
- платежи на сумму 593,51 руб. от 29 января 2015 года, на сумму 6,49 руб. от 29 января 2015 года, произведенные ФИО1 зачтены в счет задолженности по земельному налогу за 2013 год;
- платеж на сумму 602 руб. от 24 сентября 2015 года произведенный Балашовой О.И., зачтен в счет задолженности по земельному налогу за 2014 год.
Из указанных платежных документов, произведенных Балашовым А.В., видно, что в них не указан налоговый период, за который осуществлена оплата, индекс документа, позволяющие идентифицировать платеж, в связи с чем налоговым органом указанные платежи обоснованно учтены в счет погашения недоимки по земельному налогу за 2013 год. Платежи в счет оплаты транспортного налога зачтены в соответствии с указанным в платежных документах КБК. В платежных документах от имени ФИО2 на сумму 593,51 руб. и 6,49 руб. указаны индексы документов соответствующие задолженности по земельному налогу и пени за 2013 год.
С учетом представленных в суд апелляционной инстанции платежных документов задолженность Балашова А.В. составляет 3 978 рублей 92 копейки, в том числе:
- по налогу на имущество физических лиц за 2015 год - 3 рубля 24 копейки,
- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год - 312 рублей,
- по пени по налогу на имущество - 01 копейка,
- по земельному налогу за 2014 год - 3591 рубль,
- по пени по земельному налогу - 72 рубля 67 копеек, всего взыскать
Указанные обстоятельства подтверждены расчетом, представленным налоговым органом и карточкой расчета с бюджетом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным в связи с чем оно подлежит изменению в части взыскиваемых с Балашова А.В. сумм налога и пени, а также государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2019 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции.
Взыскать с Балашова Александра Васильевича, проживающего по адресу: Челябинская область, <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 3 рубля 24 копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 312 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 01 копейка, задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 3591 рубль, пени по земельному налогу в сумме 72 рубля 67 копеек, всего взыскать 3 978 (пять тысяч восемьсот девяносто шесть) рублей 92 копейки.
Взыскать с Балашова Александра Васильевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Председательствующий
Судьи