Судья (ФИО)1 Дело (номер)
(номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Гавриленко Е.В.,
судей Кармацкой Я.В., Кузнецова М.В.,
при секретаре Зинченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сургутского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнесортымская СОШ» о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Сургутский межмуниципальный отдел вневедомственной охраны – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре», администрация Сургутского района,
по апелляционной жалобе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнесортымская СОШ» на решение Сургутского районного суда от 08 июля 2021 года, которым постановлено:
«Иск заместителя прокурора Сургутского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов – удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок до 31.12.2021 года устранить нарушение п.п. «е» п. 20, п.п. «а», «б», «в» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, на объектах учреждения, а именно: на объектах МБОУ «Нижнесортымская СОШ», расположенных по адресам: ул. Северная, д. 34 и ул. Нефтяников, д. 7а с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра, оборудовать охранной сигнализацией, обеспечить круглосуточной охраной сотрудниками частного охранного предприятия либо иного уполномоченного ведомства; на объекте филиала МБОУ «Нижнесортымская СОШ» «Тром-Аганская начальная школа-детский сад», расположенному по адресу: ул. Центральная, д.2, п. Тром-Аган, Сургутский район, ХМАО-Югра, оборудовать охранной сигнализацией, обеспечить круглосуточной охраной сотрудниками частного охранного предприятия либо иного уполномоченного ведомства, на 1-ом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации».
Заслушав доклад судьи (ФИО)8, объяснения процессуального истца прокурора (ФИО)3, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Сургутского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Нижнесортымская СОШ», об обязании в срок до 31.12.2021 года устранить нарушение п.п. «е» п. 20, п.п. «а», «б», «в» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, на объектах учреждения, а именно: на объектах МБОУ «Нижнесортымская СОШ», расположенных по адресам: ул. Северная, д. 34 и ул. Нефтяников, д. 7а с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра, оборудовать охранной сигнализацией, обеспечить круглосуточной охраной сотрудниками частного охранного предприятия либо иного уполномоченного ведомства; на объекте филиала МБОУ «Нижнесортымская СОШ» «Тром-Аганская начальная школа-детский сад», расположенному по адресу: ул. Центральная, д.2, п. Тром-Аган, Сургутский район, ХМАО-Югра, оборудовать охранной сигнализацией, обеспечить круглосуточной охраной сотрудниками частного охранного предприятия либо иного уполномоченного ведомства, на 1-ом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации.
Требования мотивированы тем, что 02.10.2019 по результатам проведенного обследования объекту МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1» (ул. Северная, д. 34, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра) присвоена 2 категория опасности, объекту МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1 (ул. Нефтяников, д.7а, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра) присвоена 3 категория опасности. 11.10.2019 по результатам проведенного обследования объекту филиал МБОУ «Нижнесортымская СОШ» «Тром-Аганская начальная школа-детский сад» (ул. Центральная, д. 2, п. Тром-Аган, Сургутский район. ХМАО-Югры) присвоена 3 категория опасности. В нарушение п.п. «а», «б», «в» п. 25, п. «е» п. 20 Требований, образовательное учреждение МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1» (ул. Северная, д.34, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра) присвоена 2 категория опасности, объекту МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1 (ул. Нефтяников, д.7а, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра) до настоящего времени не оборудовано охранной сигнализацией, объект не обеспечен круглосуточной охраной сотрудниками частного охранного предприятия либо иного уполномоченного ведомства, объект филиал МБОУ «Нижнесортымская СОШ» «Тром-Аганская начальная школа-детский сад» (ул. Центральная, д. 2, п. Тром-Аган, Сургутский район, ХМАО-Югры) на первом этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации. В нарушение указанных требований законодательства должностными лицами образовательного учреждения не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, что в свою очередь отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. В силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения правовых обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности. По факту выявленных нарушений 05.03.2021 в адрес руководителя учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, при этом указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет угрозу возникновения кризисных ситуаций при попытке реализации террористических актов, невозможность создания условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Помощник прокурора (ФИО)4 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в лице МБОУ «Нижнесортымская СОШ» и представитель третьего лица администрации Сургутского района (ФИО)5 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре» (ФИО)6 в судебном заседании поддержал исковые требования.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик МБОУ «Нижнесортымская СОШ» просит решение отменить направить дело на новое рассмотрение. Считает решение незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ответчиком разработан паспорт безопасности на объект, который согласован с Сургутским МОВО филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре, РУФСБ России по Тюменской области, ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре в сроки, установленные требованиями. Приказом департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района от 30.12.2019 №780 утвержден перечень мероприятий (рекомендаций) для усиления антитеррористической защищенности объектов (территории) образовательных организаций, планируемых к исполнению в 2020-2021 годы. В пункте 32 плана мероприятий предусмотрено оборудование объекта МБОУ «Нижнесортымская СОШ» охранной сигнализацией со сроком 2021 год, который еще не истек. В силу требований ответчик принимает все меры для надлежащего исполнения правовых обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности. Таким образом, выводы суда о том, что должностными лицами образовательного учреждения не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на комплексной безопасности антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательной организации, несостоятельны, не соответствуют материалам и обстоятельствам дела. Кроме того, срок установленный истцом является аналогичным сроком, определенным пп. «е» п. 11 Требований и плане мероприятий.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет».
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие иных участвующих в деле лиц.
Заслушав объяснения процессуального истца прокурора (ФИО)3, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как установлено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений, и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 02.10.2019 по результатам проведенного обследования объекту МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1» (ул. Северная, д. 34, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра) присвоена 2 категория опасности, объекту МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1 (ул. Нефтяников, д.7а, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра) присвоена 3 категория опасности. 11.10.2019 по результатам проведенного обследования объекту филиал МБОУ «Нижнесортымская СОШ» «Тром-Аганская начальная школа-детский сад» (ул. Центральная, д. 2, п. Тром-Аган, Сургутский район, ХМАО-Югры) присвоена 3 категория опасности. В нарушение п.п. «а», «б», «в» п. 25, п. «е» п. 20 Требований, образовательное учреждение МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1» (ул. Северная, д.34, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра), объект МБОУ «Нижнесортымская СОШ 1 (ул. Нефтяников, д.7а, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра) до настоящего времени не оборудовано охранной сигнализацией, объект не обеспечен круглосуточной охраной сотрудниками частного охранного предприятия либо иного уполномоченного ведомства, объект филиал МБОУ «Нижнесортымская СОШ» «Тром-Аганская начальная школа-детский сад» (ул. Центральная, д. 2, п. Тром-Аган, Сургутский район, ХМАО-Югры) на первом этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации.
По факту нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (дата) в адрес директора МБОУ «Нижнесортымская СОШ» внесено представление об устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено (дата).
Разрешая заявленные требования, установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также положениями утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности. При этом установленный судом срок для устранения нарушений определен судом с учетом возможных последствий таких нарушений, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Судебная коллегия с выводами суда согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
При этом в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Как следует из положений пункта 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10)", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Как видно из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.
В нарушение вышеуказанных требований объекты образовательного учреждения по адресам: ул. Северная, д.34, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра, ул. Нефтяников, д.7а, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, ХМАО-Югра до настоящего времени не оборудованы охранной сигнализацией, объекты не обеспечены круглосуточной охраной сотрудниками частного охранного предприятия либо иного уполномоченного ведомства, объект по адресу: ул. Центральная, д. 2, п. Тром-Аган, Сургутский район, ХМАО-Югры на первом этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок выполнения мероприятия об антитеррористической защищенности определен сроком 2021 год, который еще не истек, в связи с чем, у прокурора отсутствуют правовые основания для предъявления иска, является необоснованным, поскольку предъявление искового заявления прокуратурой Сургутского района в целях устранения выявленных в ходе проверки требований законодательства об антитеррористической защищенности, с учетом испрашиваемых сроков для выполнения соответствующих обязанностей ответчиком, не свидетельствует о сокращении срока выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) МБОУ «Нижнесортымская СОШ», установленного подп. «е» п. 11 Требований № 1006 и о том, что устранение недостатков должно осуществляться в последний финансовый год.
В целях обеспечения безопасности к их устранению необходимо приступить незамедлительно, сроки их устранения могут зависеть лишь от сложности и длительности соответствующих мероприятий. Основная цель осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности - защита работников учреждений и обучающихся от террористических актов и иных проявлений терроризма, их недопущение, при этом, без принятия своевременных и незамедлительных мер к устранению недостатков в сфере антитеррористической защищенности выполнение данной цели невозможно.
Так, Требованиями предусмотрено, что для проведения категорирования в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Таким образом, исходя из положений Требований выполнение мероприятий планируется на следующие 2 финансовых года после года, в котором был принят акт обследования и категорирования объекта. Следовательно, вывод суда о том, что срок для исполнения указанных в решении мероприятий - до 31.12.2021 года, является мотивированным, отвечает критериям разумности, достаточности, соответствует положениям Требований.
Доводы жалобы об отсутствии нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц со стороны ответчика не могут быть признаны состоятельными, поскольку в результате невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности указанного объекта, являющегося общеобразовательным учреждением, создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровья работников и воспитанников, что свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на безопасность, создает угрозу нарушения основных принципов противодействия терроризму, а именно приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, и интересы Российской Федерации на безопасность и профилактику террористических проявлений.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятого решения, в апелляционной жалобе, не приведено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда от 08 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнесортымская СОШ» - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 29 октября 2021 года.
Председательствующий: Е.В. Гавриленко
Судьи: Я.В. Кармацкая
М.В. Кузнецов