Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов 11 марта 2013 года
Серовский районный федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующего Тимофеевой И.П.,
при секретаре Мосуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/2013 по иску
ЕРЁМИНА ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА к
ООО «РОСГОССТРАХ» и
МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВЗЫСКАНИИ СТРАХОВОЙ СУММЫ,
при участии в судебном заседании:
истца Ерёмина Ю.А.,
представители ответчиков не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ерёмин Ю.А. обратился в суд с иском к ответчику ООО «Росгосстрах» о взыскании страховой суммы в размере 461 100 рублей.
В обоснование требований указал, что как инвали<адрес> группы по причине «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», имеет право на получение суммы страхового возмещения, предусмотренного ст. 28 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству заявлением от ДД.ММ.ГГГГ увеличил исковые требования до 520 500 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истец Ерёмин Ю.А. предъявленные требования поддержал. Суду пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Впервые третья группа инвалидности по общему заболеванию установлена в марте 1998; ДД.ММ.ГГГГ установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию; ДД.ММ.ГГГГ – 2 группа инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС; ДД.ММ.ГГГГ – 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. Решением Серовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлена связь инвалидности 3 группы за период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», и за период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ связь инвалидности 2 группы по тому же основанию. Имея на ДД.ММ.ГГГГ 2 группу инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС, что является страховым случаем, летом 2004 года обратился с письменным заявлением в ООО «Росгосстрах» за получением страховой выплаты, установленной ст. 28 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Получил отказ в связи с приостановлением действия данной статьи Закона, впоследствии она утратила силу. Размер страховой суммы 520 500 руб. определил, исходя из 100-кратного размера МРОТ на день подачи в суд иска – 5 205 руб.
Представитель ответчика – ООО «Росгосстрах» не явился в судебное заседание, о дне, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление Ерёмина Ю.А. указал о несогласии с иском. В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество считается созданным, как юридическое лицо, с момента его государственной регистрации. Согласно Свидетельству о постановке на учет ООО «Росгосстрах» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, ООО «Росгосстрах» может отвечать по своим обязательствам лишь с ДД.ММ.ГГГГ. По указанным основаниям в иске Ерёмину просит отказать.
Представитель ответчика – Министерства финансов Российской Федерации не явился в судебное заседание, о дне, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Ерёмина Ю.А. подлежащими удовлетворению частично.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается копией удостоверения серия Б № от декабря 2001 года Ерёмин Ю.А. является лицом, ставшим инвалидом в результате радиационного воздействия (последствия ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС).
Из личного дела освидетельствования во ВТЭК Еремина Ю.А. следует, что впервые ему была установлена инвалидность 3 группы по общему заболеванию ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ – аналогичное заключение;
25.10.- ДД.ММ.ГГГГ – 2 группа инвалидности по общему заболеванию сроком до ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ – 2 группа инвалидности по общему заболеванию до ДД.ММ.ГГГГ с неспособностью к трудовой деятельности;
ДД.ММ.ГГГГ – 2 группа инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС до ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ – 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС, бессрочно;
ДД.ММ.ГГГГ – 2 группа инвалидности по этому же основанию.
В соответствии с решением Серовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Еремину Ю.А. были выданы ответчиком справки МСЭ:
- серия МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении 3 группы инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ по причине «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС»;
- серия МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ справки об установлении 2 группы инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тому же основанию.
В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" все граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от места проживания подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 000 рублей.
Страховым событием является развитие у застрахованного заболевания, установление группы инвалидности, а также его смерть (гибель) вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наступившие до вступления настоящего Закона в силу. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, должно быть указание о связи страхового события с радиационным воздействием (радиационным поражением) вследствие чернобыльской катастрофы либо о связи страхового события с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выплаты сумм по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы.
В данной редакции ст. 28 Закона РФ N 1244-1 действовала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ была признана утратившей силу.
Действие данной статьи приостанавливалось: с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 194-ФЗ; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 186-ФЗ.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы", действовавшим до принятия постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 489, было установлено, что органы государственного страхования Российской Федерации несут страховую ответственность с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, и выплачивают страховые суммы пострадавшим гражданам в случае, если в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, имеется указание о связи страхового события с радиационным воздействием (радиационным поражением) вследствие чернобыльской катастрофы, либо о связи страхового события с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Действие указанного постановления было приостановлено: в 2004 году - постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 349; в 2003 году - постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 625; в 2002 году - постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 630.
Таким образом, в момент возникновения права Еремина на получение страховой суммы – ДД.ММ.ГГГГ, когда впервые установленная группа инвалидности была связана с ЧАЭС, ст. 28 Закона РФ N 1244-1 и п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 851 еще предусматривали выплату страховой суммы пострадавшим гражданам в связи установлением группы инвалидности вследствие Чернобыльской катастрофы.
Из объяснений истца следует, что с требованием о выплате страхового возмещения он обращался в ООО «Росгосстрах-Урал» в мае 2004 года.
Письмо страховой компании от ДД.ММ.ГГГГ № данный факт подтверждает.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, а также в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 344-О, признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Учитывая, что данный страховой случай наступил до отмены ст. 28 Закона РФ N 1244-1, и истец воспользовался правом на получение страховой суммы в период действия указанной статьи, суд считает, что требования истца о взыскании страховой суммы по обязательному государственному страхованию подлежат удовлетворению.
Что касается размера суммы 520 500 руб., указанной истцом, то суд с такими доводами согласиться не может.
Вышеуказанным Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы", было установлено, что органы государственного страхования Российской Федерации несут страховую ответственность с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, и выплачивают страховые суммы пострадавшим гражданам (или их наследникам) в случае, если в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, имеется указание о связи страхового события с радиационным воздействием (радиационным поражением) вследствие чернобыльской катастрофы либо о связи страхового события с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
- при установлении застрахованным инвалидности:
I группы - 150-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
II группы - 100-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
III группы - 50-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
Выплаты страховых сумм по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы производятся с учетом ранее выплаченных застрахованному сумм по данному виду страхования и не должны превышать размера 200-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, при этом страховые суммы выплачиваются независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению, в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и по другим видам страхования.
Максимальная сумма выплаты, установленная статьей 28 ФЗ № была установлена в 20 000 руб. (200-кратная сумма установленного законом размера месячной оплаты труда).
Изменения в этой части в закон не вносились.
В силу разъяснений изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 35, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" социальные выплаты на основе обязательного социального страхования отличаются от денежных компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы и подлежащим индексации.
Исходя из этого, требование истца о том, что задолженность по страховым выплатам должна производиться, исходя из размера МРОТ на день вынесения решения, суд считает незаконным, поскольку и Закон и Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 851, которым был установлен порядок выплат, отменены. В связи с изложенным не может быть применено положение п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 851 о 100-кратной сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплат.
Таким образом, взысканию в пользу Еремина Ю.А. подлежит сумма в размере 20 000 руб.
Обязанность по выплате истцу страховой суммы следует возложить на Министерство финансов Российской Федерации, суд обосновывает свои выводы следующим.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью - граждан воздействием радиации, регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 5 данного Закона предусмотренные им возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок - устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 851, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 489, проведение обязательного бесплатного государственного страхования личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренное статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, было возложено на Российскую государственную страховую компанию - Росгосстрах.
Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства Российской Федерации и пункту 6 "Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 506, перечисление средств на проведение данного вида страхования производились в порядке, предусмотренном договором между Минфином России и Росгосстрахом.
Статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, было определено, что исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Статьей 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что сводная бюджетная роспись составляется Министерством финансов Российской Федерации и утверждается Министром финансов Российской Федерации в течение 15 дней со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете.
Министерством финансов Российской Федерации составлялась и велась сводная бюджетная роспись в соответствии с настоящим кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 120 и Центрального банка России N 05-1 "О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" сообщалось, что финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации путем перечисления средств платежными поручениями по разделу 231 "Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" бюджетной классификации в числе других по следующим параграфам:
§ 3 "Расходы по социальному страхованию";
§ 6 "Расходы, связанные с государственным обязательным бесплатным личным страхованием граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы".
Как указывалось в пункте 4 указанного письма финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по социальному страхованию (по § 3 "Расходы по социальному страхованию") производится путем перечисления средств Фонду социального страхования Российской Федерации по разделу 231, параграфу 3, символу отчетности Центрального банка России - 25.
В то же время пунктом 7 письма сообщалось, что перечисление средств Российской государственной страховой компании на проведение обязательного бесплатного государственного страхования личности от риска радиационного ущерба производятся Министерством финансов РФ из республиканского бюджета по разделу 231, параграфу 6, символу отчетности Центрального банка России - 25 в порядке, определенном отдельным соглашением (договором).
При этом Перечнем к расходам, относящимся к § 6 "Расходы, связанные с государственным обязательным бесплатным личным страхованием граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" отнесены расходы, связанные с обязательным бесплатным государственным страхованием личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы в пределах 200- кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ст. 28).
Таким образом, по нормам бюджетного законодательства никогда не выделялись средства федерального бюджета на проведение обязательного бесплатного государственного страхования личности от риска радиационного ущерба.
На основании изложенного, исковые требования Еремина Ю.А. подлежат удовлетворению частично, с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Еремина Ю.А. подлежит взысканию сумма страхового возмещения в размере 20 000 руб.
В иске к ООО «Росгосстрах» Еремину Ю.А. следует отказать.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации с министерства финансов Российской Федерации подлежит взысканию госпошлина в размере 800 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 000 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 800 ░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.