Дело №2-367/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Хилок 20 мая 2016 г.
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.
при секретаре Глотовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишмарева АА к МБОУ Основная общеобразовательная школа № № г. <адрес> о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, о возложении обязанности,
установил:
Истец обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указал, что он работает в МБОУ ООШ № № г.<адрес> в должности рабочий по комплексному обслуживанию согласно трудовому договору № № от 21.10.2008 г. и размер его заработной платы с 01.01.2016 года по 31.03.2016 года составлял 6058,80 рублей в месяц. и включал в себя: оклад, районный коэффициент 40%, надбавку за работу в Забайкальском крае 30 %, премиальные выплаты, доплату за вредность и выслугу лет. Указав, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает его трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству, сославшись на положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, на Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда с 01 января 2016 года, указав, что за период с 01.01.2016 года по 31.03.2016 года ответчик недоначислил и не выплатил ему заработную плату в размере 13461,00 рублей, а также, что недобросовестными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, так как мизерный размер заработной платы (ниже прожиточного минимума трудоспособного населения) не позволяет ему достойно проживать, удовлетворять необходимые жизненные потребности, ему больно было осознавать, что работодателем грубо нарушаются его конституционные и трудовые права, не получив вовремя надлежащий размер заработной платы, он не получил должного признания своего труда, просил суд взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь, за февраль, за март 2016 г. в размере 13461,00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а также обязать ответчика при полной отработке нормы рабочего времени производить ежемесячно начисление и выплату ему заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае свыше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В судебном заседании истец Шишмарев А.А., исковые требования, по доводам, изложенным в иске, поддержал.
Представитель ответчика - МБОУ «Основная общеобразовательная школа № № г.<адрес>» (далее ООШ № №), Б. И.В., директор ООШ № №, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что заработная плата истцу выплачивалась в соответствии со штатным расписанием, утверждение штатного расписания и заработной платы, финансирование учреждения заработной платы работникам осуществляется Комитетом образования муниципального района «Хилокский район», не согласна с требованием о взыскании компенсации морального вреда, считает, что заключая трудовой договор истец знал о размере заработной платы, соглашался с ней.
Соответчик-Комитет образования муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края (далее-КО), будучи надлежащим образом и своевременно извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, председатель КО К. Н.В. предварительно направила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие КО.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Администрация муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края (далее-Администрация), Комитет по финансам муниципального района «Хилокский район», будучи надлежащим образом и своевременно извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Администрация просила рассмотреть дело без участия своего представителя. Комитет по финансам о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, что на основании трудового договора № № от ДД.ММ.ГГГГ г. Шишмарев А.А. с 02.11.2015 г. работает в должности <> в МБОУ ООШ № № г.<адрес>. Пунктом 13 трудового договора № № истцу установлены районный коэффициент и северная надбавка в сумме 2494,80 рублей оклад (ставка) – 3300,00 рублей. Согласно приказу о приеме на работу Шишмарева А.А. ему установлены надбавки: районный коэффициент– 40%, процентная надбавка за стаж работы в Забайкальском крае – 30%. (л.д.5,7,8-12).
В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7 ТК РФ).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1, 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 146, 148 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст.133 ТК РФ).
С 01 января 2016 г. минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет 6204,00 рублей (Федеральный закон от 19июня2000года N82-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.12.2014 г., № 408-ФЗ, в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ). Следовательно, размер заработной платы истца в месяц, при отработке им полностью нормы рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) с 01 января 2016 г. должен составлять не менее 10546,80 руб.(6204,00 руб. х70%=4342,80 руб., 6204,00 руб.+ 4342,80 руб.=10546,80 руб.).
Из расчетных листков, объяснений истца, представителя ответчика следует, что истец в январе, в феврале и марте 2016 года отработал полностью норму рабочего времени, и размер его заработной платы составил: в январе и феврале – 6058,80 рублей в месяц, в марте – 6496,38 рублей. Следовательно, за январь, за февраль, за март 2016 года размер заработной платы истца не соответствовал требованиям законодательства, был меньше установленного законом на 13026,42 рублей (10546,80 руб.- 6058,80 руб.+10546,80 руб.-6058,80 руб.+10546,80 руб.-6496,38 руб.).
Таким образом, размер заработной платы истца за январь-март 2016 г. не отвечал требованиям законодательства. За указанные периоды работы истцу не доначислено и не выплачено заработной платы в размере 13026,42 рублей. В указанной сумме исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В остальной части требований – в сумме434,58 рублей (13461,00 руб.(заявлено к взысканию)-13026,42 руб.(удовлетворено)), следует отказать за необоснованностью.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Так как со стороны ответчика имело место нарушение трудовых прав истицы, то суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в её пользу компенсации морального вреда. Однако, сумму в 1000 рублей, заявленную истцом в качестве компенсации морального вреда, суд считает завышенной. Принимая во внимание характер нарушения, исходя из требований разумности и справедливости, суд находит достаточным определить компенсацию морального вреда в размере 300,00 рублей.
Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы истцу с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, то устранить данное нарушение трудовых прав следует путем возложения на ответчика ООШ №№ обязанности при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовые обязанности), производить ежемесячно начисление и выплату заработной платы истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае к заработной плате, свыше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
При взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с ответчика ООШ № №, возложении на данного ответчика обязанности, суд исходит из того, что в соответствии со ст.22 ТК РФ обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами лежит на работодателе. В данном случае – на ООШ № №.
В силу ст.20 ТК РФ собственник (учредитель) учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также казенных предприятий по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет дополнительную (субсидиарную) ответственность.
Учредителем ООШ № № является Администрация муниципального района «Хилокский район», полномочия учредителя, в том числе по финансированию расходов ООШ № № на заработную плату работникам осуществляется через КО.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Таким образом, Комитет образования муниципального района «Хилокский район» принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников.
Принимая во внимание изложенные нормы об исполнении расходных обязательств муниципального образования для определенности при исполнении решения суда следует на КО возложить обязанность по финансированию бюджетного общеобразовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах, выделяемых на эти цели субвенций.
При таком положении, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика ООШ № 12 в бюджет муниципального района надлежит взыскать государственную пошлину в размере 821,06 руб. (по материальным требованиям – 521,06 руб., не материальным требованиям – 821,06 руб.).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ « ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № № ░.<░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ 13026,42 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 300,00 ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ 13326,42 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № № ░.<░░░░░>» ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № № ░.<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № № ░.<░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 821,06 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░:░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.