Дело №2а-1718/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фефелова С. Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Фефелов С.Н. обратился в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с административным иском о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что он является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>. Имея намерение оформить право собственности на расположенный под гаражом земельный участок, истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако получил отказ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку он фактически лишает его права приобрести в собственность земельный участок под находящимся в собственности гаражом. На основании изложенного просит признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка занимаемого гаражным боксом №, расположенном по адресу: <адрес>, изложенный в письме ДМИиЗО администрации г. Красноярска № от 28.12.2017 года, а также обязать административного ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Фефелова С.Н. о предоставлении ему земельного участка, занимаемого гаражным боксом №, расположенным по указанному адресу.
В зал суда административный истец Фефелов С.Н., его представитель Авраменко Н.А. (доверенность в деле) не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в зал суда своего представителя не направил, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
В ранее представленном отзыве на иск представитель административного ответчика Иванова Н.С. (доверенность в деле) просила в удовлетворении требований Фефелова С.Н. отказать, поскольку спорный земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 №833. Представленная административным истцом схема расположения не соответствует данному проекту планировки, поскольку образование земельного участка в целях размещения спорного гаражного бокса № указанным проектом планировки не предусмотрено.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Голдобина Т.В. в зал суда не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То есть земельные участки следуют судьбе находящихся на них объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч.ч.1,2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, в иных в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов № от 11.10.1973 года за ФИО 1 был закреплен земельный участок под строительство гаража через РСУ, согласно типового проекта из несгораемого материала, размером 3х6 м в районе <адрес>, без права строительства подвала.
На основании договора № от 31.10.1980г., утвержденного решением исполкома горсовета, по содержанию и улучшению земельного участка, ФИО 1 предоставлен земельный участок площадью 25,9 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.
На вышеуказанном земельном участке ФИО 1 хозяйственным способом за счет собственных средств был выстроен гаражный бокс №.
02.11.2004 года ФИО 1 умер, после чего принадлежащее ему имущество, в том числе спорный гаражный бокс № было принято его единственным наследником по закону ФИО 2
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25.11.2010 года за ФИО 2 признано право собственности на одноэтажный кирпичный гаражный бокс с кирпичным подвалом, общей площадью 27,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
02.07.2013 года ФИО 2 продала Фефелову С.Н. гаражный бокс, общей площадью 27,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 02.07.2013 года (л.д. 10).
Имея намерение оформить право собственности на расположенный под указанным гаражным боксом земельный участок, истец 04.12.2017 года обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, занимаемого спорным гаражным боксом.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № от 28.12.2017 года административному истцу в лице его представителя по доверенности Авраменко Н.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 №833 (л.д. 37-38).
Обсуждая законность и обоснованность данного отказа, суд отмечает следующее.
Поскольку формирование земельных участков относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена, в том числе, обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка. К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В силу положений ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п.п. 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10).
В соответствии с п. 15 административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 07.11.2011 года № 1311-ж, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Основанием для отказа Фефелову С.Н. в предоставлении земельного участка под гаражным боксом в собственность явилось несоответствие его размещения проекту о внесении изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года №833.
Между тем, каких-либо доказательств тому, что земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесен к иным землям, изъятым из оборота, суду не представлено. Никаких объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен только гаражный бокс, который находится в индивидуальной собственности административного истца.
Площадь и границы истребуемого земельного участка определены с учетом расположения на нем гаража и необходимости его обслуживания; при этом, спорный бокс был возведен первоначальным собственником ФИО 1 и право собственности на этот гараж у административного истца возникло задолго до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск №833 от 25.12.2015 года.
В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска, утвержденным Распоряжением от 23.05.2013г. №110-р, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка, находящегося под принадлежащим ему гаражным боксом на момент его обращения с заявлением не имелось. В этой связи отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления административному истцу Фефелову С.Н. земельного участка является необоснованным.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом №, расположенном по адресу: <адрес>, от 28.12.2017 года №, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Фефелова С. Н. удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом №, расположенном по адресу: <адрес>, изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № от 28.12.2017 года.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца после вступления решения в силу выдать Фефелову С. Н. распоряжение о предварительном согласовании предоставления и расположения земельного участка, занимаемого гаражным боксом №, расположенном по адресу: : <адрес> на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года
Судья И.Г. Медведев