Дело № 2-431/2022
УИД: 55RS0026-01-2022-000011-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседания Каспер Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 10 февраля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению КЕВ к администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права общей долевой собственности на земельный участок, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, КДА, ПЕА, ТСИ к администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально КЕВ обратилась в Омский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района <адрес> о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; признании права общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в доме по адресу: <адрес>; признании права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №; установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №. В обоснование заявленных требований указано, что КЕВ, ТСИ, КДА, ПЕА на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровым номером №. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером 55:20:110101:3837 значится как жилой дом, но фактически является квартирой, расположенной в двухквартирном жилом доме. Второе жилое помещение учтено в Едином государственном реестре недвижимости как квартира. Регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ также выдавалось как на <адрес>, технический паспорт изначально также составлен как на <адрес> в <адрес>. Таким образом, принадлежащий истцу жилой дом является квартирой, к которой прилегает земельный участок с кадастровым номером №, огороженный забором. На земельном участке также расположены хозяйственные постройки и огород. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>. Истец не может оформить право собственности на земельный участок в связи с тем, что является по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не квартирой, а жилым домом, а земельный участок имеет адрес именно под квартирой. В ходе проведенных работ по фактическому использованию земельного участка с кадастровым номером № кадастровым инженером было выявлено несоответствие площади фактического использования земельного участка, а именно фактически используемая площадь земельного участка пересекает границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №. Причиной возникновения вышеуказанных обстоятельств послужила реестровая ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Уточнив исковые требования, просит признать за КЕВ, КДА, ПЕА, ТСИ право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства третьими лицами КДА, ПЕА, ТСИ заявлены самостоятельные требования о признании за КЕВ, КДА, ПЕА, ТСИ право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Истец КЕВ в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежаще.
Представитель истца ЦАВ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Не возражал против удовлетворения требований третьих лиц.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили, возражений против заявленных требований не представили.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, КДА, ПЕА, ТСИ в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, представители Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ВАН, ВЛП, ВАА, ВСА в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
По смыслу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участка, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, представляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 25) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». К числу таких оснований статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ помещение – квартира с кадастровым номером №, расположена по адресу: <адрес>, площадью 93,9 кв.м, принадлежит на праве общей совместной собственности КЕВ, КДА, ПЕА, ТСИ.
Из материалов инвентарного дела объекта недвижимости следует, что ДД.ММ.ГГГГ Центром технической инвентаризации <адрес> выдано регистрационное удостоверение № в том, что <адрес>, находящаяся в <адрес> в <адрес>, состоящая из 4 комнат, общей площадью 68,3 кв.м., зарегистрирована по праву совместной собственности, собственниками данной квартиры являются: КЕВ, КДА, КЕА, ТСИ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Магистрального сельского поселения Омского муниципального района <адрес> выдана выписка № из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, в соответствии с которой КЕВ, ТСИ, проживающим по адресу: <адрес>, ВАН, ВЛП, ВСА, ФДА, проживающим по адресу: <адрес>, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 100 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 200 кв.м., о чем в похозяйственных книг № ДД.ММ.ГГГГ-2001 гг., № ДД.ММ.ГГГГ-2007 гг., № ДД.ММ.ГГГГ-2010 гг., № ДД.ММ.ГГГГ-2015 гг., № ДД.ММ.ГГГГ-2021 гг. сделаны соответствующие записи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 200 кв.м расположен по адресу: <адрес>, п. <адрес>, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ год, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Правообладателем является КЕВ.
Истец КЕВ, равно как и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, указывают, что лишены возможности оформить свои права на земельный участок в административном порядке.
На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 2 указанной статьи закреплено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного строительства, имеющий местоположение: <адрес>, составленного ГП <адрес> «Центр технической инвентаризации и землеустройства», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объект недвижимости состоит из четырех двух квартир, общая площадь <адрес> составляет 91,1 кв.м, жилая – 55,4 кв.м., общая площадь <адрес> составляет 93,9 кв.м., жилая – 55,0 кв.м. <адрес> уменьшена на 7,6 кв.м. за счет уточнения площадей, <адрес> имеет самовольно выстроенную пристройку литера А2 площадью 25,6 кв.м.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение – квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имеет площадь 91,1 кв.м., принадлежит на праве общей совместной собственности ВАН, ВЛП, ВАА, ВСА.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имеет площадь 1 213 +/- 12 кв.м., относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, правообладателями являются ВАН, ВЛП, ВАА, ВСА на основании выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что жилой <адрес> в <адрес> представляет собой индивидуально-определенное здание, состоит из двух квартир.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 49 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании, в том числе, выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Согласно пункту 9, абзацу 1 пункта 9.1. статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 219 от 18 февраля 1998 года «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1767 от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 177 от 19 марта 1992 года «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Само по себе наличие в доме жилых помещений, имеющих статус квартир, не свидетельствует о невозможности предоставления земельного участка истцу и третьим лицам в собственность.
Установлено, что под квартирами в <адрес> в <адрес> не было единого земельного участка. Под каждой квартирой указанного жилого дома сформирован самостоятельный земельный участок, стоящий на кадастровом учете. При этом, собственниками <адрес> спорном жилом доме в установленном законом порядке оформлено право собственности на земельный участок, прилегающий к жилому помещению, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следовательно, указанный дом не расположен на неделимом земельном участке.
Как ранее установлено в судебном заседании, право пользования земельным участком у КЕВ, КДА, КЕА, ТСИ возникло с 1997 года, указанные лица проживают по названному выше адресу, пользуются земельным участком, несут бремя его содержания, ухаживают за ним, используют по назначению. Спора с третьими лицами не имеется.
Поскольку иным способом, кроме как судебным решением признать право собственности на земельный участок не представляется возможным, учитывая, что истцы используют земельный участок по назначению – для ведения личного подсобного хозяйства, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
При вынесении решения судом также учитывается и то обстоятельство, что признание права собственности на объект недвижимости за истцами, не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств находит основания для признания за КЕВ, КДА, КЕА, ТСИ права собственности на земельный участок.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за КЕВ, КДА, КЕА, ТСИ право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:110101:2419, площадью 1 200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по 1/4 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года.