Дело № 2-2671/2019
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 мая 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Лабутиной Н.А.,
при секретаре Скребцовой М.А.,
с участием представителя истца помощника Мурманского транспортного прокурора – Осокина Д.М.,
представителя ответчика ФНКУ «Росгранстрой» - Николаева А. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандалакшского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – ФГКУ Росгранстрой) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при функционировании автомобильного грузопассажирского многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Салла» (далее - МАПЛ Салла).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 1724-р МАПП <адрес> включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и является действующим.
По результатам комплексной проверки состояния режима пункта пропуска МАПП Салла (акта № 4 от 20.12.2018) выявлены следующие недостатки: ограждение пункта пропуска не оборудовано сигнализационным комплексом, необходимо дооснащение сигнализационным комплексом; в системе видеонаблюдения наблюдаются перебои, запись звука производится с запозданием от видеокадра, либо совсем отсутствует, имеются не просматриваемые участки на территории пункта пропуска и по его периметру, необходимо дооснащение пункта пропуска 6 камерами видеонаблюдения, которые до настоящего времени не устранены.
Материально-техническое оснащение пункта пропуска МАПП Салла для целей проведения пограничного, таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу относится к предмету деятельности Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой.
Кандалакшской транспортной прокуратурой директору Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой 08.02.2019 вносилось представление об устранении вышеизложенных нарушений законодательства при обустройстве МАПП Салла, требования по которому оставлены без надлежащего исполнения (представления с аналогичными требованиями вносились прокуратурой в 2016, 2018 гг.).
Просит суд обязать федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать сигнализационным комплексом ограждение автомобильного грузопассажирского многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Салла» (Мурманская область, Кандалакшский район, 73 км автодороги Кандалакша - Алакуртти - граница КПП Салла), дополнительно оснастить пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Салла» (Мурманская область, Кандалакшский район, 73 км автодороги Кандалакша - Алакуртти - граница КПП Салла) 6 камерами видеонаблюдения на не просматриваемых участках на территории пункта пропуска и по его периметру.
Представитель истца помощник Мурманского транспортного прокурора – Осокин Д.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ Росгранстрой Николаев А.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ФГКУ Росгранстрой является ненадлежащим ответчиком, доказательств того, что на ответчика законом возложена обязанность непосредственного исполнения приведенных норм права истцом не представлено. Мурманским филиалом ФГКУ Росгранстрой является получателем бюджетных средств. Самостоятельное исполнение рассматриваемой обязанности запрещено ответчику законодательством. Процедура выделения Дирекции денежных средств относится бюджетным правоотношениям и реализуется путем организации государственного заказа в рамках соответствующих процедур. Кроме того, решением суда от 03.10.2017 рассмотрены аналогичные требования. В целях исполнения указанного решения суда проводилась соответствующая работа. В ФГКУ Росгранстрой направлялись письма о необходимости дооснащении КСБ пунктов пропуска МАПП Салла. В настоящее время проводиться подготовительная работа по исполнению решения суда от 03.10.2017. Ответчик не допускает бездействие по исполнению действующего законодательства. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при функционировании автомобильного грузопассажирского многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Салла».
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 1724-р МАПП Салла <адрес>) включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и является действующим.
В соответствии с паспортом пункта пропуска, на МАПП Салла осуществляются пограничный, таможенный и санитарно-карантийный контроль.
Правительством Российской Федерации от 25.12.2007 № 930 утверждены «Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Согласно пп. «б» пункта 6 вышеуказанных Общих требований, при оборудовании и техническом оснащении учитываются требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств.
Приказами ФТС России от 31.10.2008 № 1349, ФСБ России от 08.05.2008 № 231, изданными во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, с учетом видов международного сообщения.
Согласно требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ФТС России от 31.10.2008 № 1349: технические средства и системы, необходимые для организации таможенного контроля в пунктах пропуска, должны создаваться как комплекс информационно-технических средств пункта пропуска. В комплекс информационно-технических средств должна входить комплексная система безопасности (пункт 6); комплексная система безопасности пункта пропуска создается как единая система и включает в себя следующие системы: автоматизированную систему охраны (АСО); систему оперативного теленаблюдения и др. (пп. 17.1); система охранной сигнализации периметра территории пункта пропуска должна строиться на базе сигнализационного заградительного забора, оборудованного сигнализационными средствами обнаружения (пп. 17.5); подсистема охранного телевидения должна обеспечивать: постоянное наблюдение за оперативной обстановкой на объекте; создание архива видеозаписей и др. (пп. 17.8).
По результатам комплексной проверки состояния режима пункта пропуска МАПП Салла (акта № 4 от 20.12.2018) выявлены следующие недостатки: ограждение пункта пропуска не оборудовано сигнализационным комплексом, необходимо дооснащение сигнализационным комплексом; в системе видеонаблюдения наблюдаются перебои, запись звука производится с запозданием от видеокадра, либо совсем отсутствует, имеются не просматриваемые участки на территории пункта пропуска и по его периметру, необходимо дооснащение пункта пропуска 6 камерами видеонаблюдения, которые до настоящего времени не устранены.
Частью 3 ст. 12 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» установлено, что строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу, осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации обеспечивается Федеральным государственным казенным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ Росгранстрой, Дирекция).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 159-р ФГКУ Росгранстрой отнесено к ведению Министерства транспорта Российской Федерации. Учредителем Дирекции является Российская Федерация.
Основными целями деятельности ФГКУ Росгранстрой, согласно пункту 3.2 Устава, утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.06.2016 № СА-78-р, являются: обеспечение в соответствии с государственным заказом выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией объектов государственной границы; обеспечение выполнения функций по эксплуатации объектов государственной границы.
Для достижения указанных целей Дирекция выполняет за счет средств федерального бюджета следующие виды деятельности: выполнение функций государственного заказчика за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами, государственным оборонным заказом, международными договорами; организация выполнения работ по проектированию и строительству (реконструкции), техническому оснащению объектов государственной границы; организация монтажа оборудования; участие в подготовке предложений по обустройству объектов государственной границы; организация осуществления эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу и др. (пункт 3.3.1 Устава); обеспечение функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, включая их содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение указанных зданий, помещений и сооружений и др. (пункт 3.3.5 Устава).
Дирекция имеет право в установленном порядке заключать государственные контракты от имени Российской Федерации, соответствующие целям ее деятельности и Уставу; заключать с юридическими и физическими лицами договоры в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходовать денежные средства, приобретать или арендовать основные средства в пределах утвержденных в установленном порядке бюджетной сметы (п. 4.1 Устава).
В соответствии с пунктом 8.6 Устава ФГКУ Росгранстрой на территории Российской Федерации имеет филиалы, в том числе Мурманский филиал, в регионе деятельности которого располагается пункт пропуска МАПП Салла, за которым на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Мурманской области закреплено на праве оперативного управления имущество, расположенное в пункте пропуска.
Таким образом, материально-техническое оснащение пункта пропуска МАПП Салла для целей проведения пограничного, таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу относится к предмету деятельности Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» одним из принципов установления и изменения прохождения государственной границы, установления и поддержания правоотношений на государственной границе является принцип обеспечения безопасности Российской Федерации.
Защита государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе, в том числе в пределах пунктов пропуска через государственную границу, и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Охрана государственной границы является составной частью защиты государственной границы и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами, в том числе режима в пунктах пропуска через государственную границу. Меры по охране государственной границы рассматриваются как пограничные меры.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»),
Статьей 41 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента России от 12.05.2009 № 537, определено, что одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации.
Решение задач обеспечения безопасности государственной границы достигается за счет повышения эффективности ее охраны (ст. 42 Стратегии).
Установленные действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к оборудованию пунктов пропуска через государственную границу для целей пограничного контроля, направлены, прежде всего на защиту государственной границы Российской Федерации, создание условий для ее охраны.
Не соответствием МАПП Салла установленным законодательством Российской Федерации требованиям к обустройству пунктов пропуска, созданы условия, при которых надлежащим образом не обеспечивается защита и охрана государственной границы Российской Федерации, что нарушает жизненно важные интересы неопределенного круга лиц, общества и государства на государственной границе, в том числе в пределах пункта пропуска.
Кандалакшской транспортной прокуратурой директору Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой 08.02.2019 вносилось представление об устранении вышеизложенных нарушений законодательства при обустройстве МАПП Салла, требования по которому оставлены без надлежащего исполнения (представления с аналогичными требованиями вносились прокуратурой в 2016, 2018 гг.).
Доказательств обратного, согласно требованию статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчиком не представлено.
Возражения представителя ответчика в части отсутствия нормативно-правового акта, предусматривающего необходимость оснащения пункта пропуска сигнализационным комплексом ограждение и 6-ти камерами видеонаблюдения на не просматриваемых участках на территории пункта пропуска и по его периметру, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2016 года № СА-78-р, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Также пунктом 2.1, 2.2 Устава ФГКУ Росгранстрой установлено, что Дирекция является юридическим лицом, наделяется обособленным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления, имеет лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, имеет самостоятельный баланс в валюте Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки. Для своей достижения целей своей деятельности Дирекция от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде от своего имени в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дирекция имеет право в установленном порядке заключать государственные контракты от имени Российской Федерации, соответствующие целям ее деятельности и Уставу; заключать с юридическими и физическими лицами договоры в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходовать денежные средства, приобретать или арендовать основные средства в пределах утвержденных в установленном порядке бюджетной сметы (п. 4.1 Устава).
Пунктом 1.6 Устава ФГКУ Росгранстрой также предусмотрено, что Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, а также вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
В силу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Поскольку Минтранс России, осуществляющее полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ Росгранстрой, вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их, то отсутствие выделенных на техническое оснащение МАПП Салла денежных средств из бюджета, не является основанием для освобождения ФГКУ Росгранстрой от исполнения обязанности по надлежащему техническому оснащению пункта пропуска.
Исполнения решения Ленинского районного суда г.Мурманска от 03.10.2017 не связано с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Иные доводы, приведенные стороной ответчика, не могут служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленных им исковых требований.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
При определении срока в течение которого ответчику надлежит исполнить возлагаемые на него обязанности, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом порядка выделения денежных средств и порядка расходования бюджетных средств, полагает необходимым установить срок исполнения заявленных требований один год.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пункту 1.3. статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать сигнализационным комплексом ограждение автомобильного грузопассажирского многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Салла» <адрес> дополнительно оснастить пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Салла» <адрес> 6 камерами видеонаблюдения на не просматриваемых участках на территории пункта пропуска и по его периметру.
Взыскать с Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца.
Председательствующий: Н.А. Лабутина