Решение по делу № 2а-105/2019 от 18.03.2019

Дело № 2а-105/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 10 апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми к Фруктовскому О.Я. о взыскании обязательных платежей и налоговых санкций,

установил:

Начальник МИФНС России № 5 по Республике Коми обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что по сведениям налогового органа у ответчика имеется недоимка по уплате взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1 618,79 рублей, обязанность по уплате которых у него возникла до 01.01.2005, за что налоговым органом начислена пеня за период с 2005 года по 2017 год в размере 12 332,07 рублей. Также за ответчиком числится задолженность в виде: пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 227 НК РФ, в размере 291,04 рублей, пени по единому налогу на вмененный доход в размере 99,37 рублей, пени по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 56 рублей, пени по единому социальному налогу в размере 210,42 рублей, начисленные до 01.01.2005. В связи с этим, истец просил суд взыскать с ответчика указанные обязательные платежи и налоговые санкции в общем размере 14 607,69 рублей, восстановив пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления.

Административный истец МИФНС России № 5 по Республике Коми, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.

Административный ответчик извещен о времени и месте рассмотрения административного дела с учетом положений статей 98, 99, 101 и 102 КАС РФ, судебное извещение на его имя было своевременно направлено в отделение почтовой связи по месту его жительства с оставлением извещения о поступлении. Судебное извещение возвращено в суд с истечением срока хранения в почтовом отделении. Учитывая положения статьи 45 КАС РФ, согласно которому лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, а также положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения" есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Таким образом, административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принял, возражений не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела или рассмотрения дела без его участия не представил.

Неявка в судебное заседание административного истца и административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, в связи с чем, на основании части 2 статьи 289 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

На основании положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (пункты 8-9 статьи 45 Налогового кодекса РФ).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с частью 9.4 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы управления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (соответствующего снятия с регистрационного учета или изменения сведений).

В силу положений статьи 226 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

Как следует из положений статьи 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности (часть 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

В силу положений статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (часть 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (часть 4).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (часть 7).

Частями 2, 3 и 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу положений статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Судом установлено, что ответчик в период с 25.08.1995 по 01.01.2005 осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Действующее в то время законодательство Российской Федерации предусматривало уплату индивидуальными предпринимателями страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования - в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения (статья 3 Федерального закона от 21.12.1995 № 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год"), а также страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 28 процентов дохода от их деятельности (статья 1 Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год"). С 1 января 1998 года Федеральным законом от 08.01.1998 N 9-ФЗ размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей установлен в виде 20,6 процентов.

С 01.01.2001 в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ введена глава 24 «Единый социальный налог (взнос)», согласно которой индивидуальными предпринимателями подлежал уплате единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (его положения утратили силу с 1 января 2010 года на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).

В связи с введением в действие с 01.01.2001 единого социального налога (взноса) на налоговые органы возложен контроль за уплатой единого социального налога (взноса), а также возложена обязанность по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов в различные фонды, образовавшихся на 01 января 2001 года. Согласно статье 234 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) единый социальный налог предназначался для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Раздел XI части 2 Налогового кодекса РФ (страховые взносы в Российской Федерации) был введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Согласно статье 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели. Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Статьей 4 частью 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (вступил в силу 01.01.2017), установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

При этом, взыскание налоговым органом недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017, а также доначисленных органами указанных фондов страховых взносов, пеней и штрафов за расчетные периоды до 01.01.2017, осуществляется только при наличии ряда обстоятельств: 1) имеется вступившее в силу решение о привлечении налогоплательщика к ответственности (отказе в привлечении к ответственности); 2) налоговым органом должны быть соблюдены сроки и порядок взыскания недоимки и пени, установленные Налоговым кодеком РФ; 3) налоговый орган начинает взыскание с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами различных фондов.

По сведениям налогового органа, за ответчиком числится недоимка по уплате взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1 618,79 рублей, обязанность по уплате которых у него возникла до 01.01.2005, за что налоговым органом начислена пеня за период с 2005 года по 2017 год в размере 12 332,07 рублей. А также задолженность в виде: пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 227 НК РФ, в размере 291,04 рублей, пени по единому налогу на вмененный доход в размере 99,37 рублей, пени по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 56 рублей и пени по единому социальному налогу в размере 210,42 рублей, начисленные до 01.01.2005.

Поскольку в силу части 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки, то пени, начисленные налоговым органом по состоянию на 01.01.2005 на недоимку по взносам в ФОМС в размере 9 901,79 рублей, превысила размер самой недоимки, которая составляет 1 618,79 рублей, что не может быть признано законным и соответствующим требованиям закона. Также не могут быть приняты и пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 227 НК РФ, в размере 291,04 рублей, пени по единому налогу на вмененный доход в размере 99,37 рублей, пени по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 56 рублей и пени по единому социальному налогу в размере 210,42 рублей, поскольку сведений о размере самой недоимки по указанным налогам налоговым органом суду не представлено. При этом, после 2001 года налоговый орган мер по взысканию начисленной на тот момент недоимки и пени не предпринимал, своих обязанностей по осуществлению мероприятий по взысканию налоговых санкций также не выполнил.

По информации ГУ-ТФОМС Республики Коми в 2001 году Фонд оформил с плательщиками акты сверок задолженности по страховым взносам в ФОМС, образовавшейся на 16.01.2001, и передал их в налоговые органы Республики Коми. В связи с истечением сроков хранения первичных учетных документов плательщиков страховых взносов, указанные документы были уничтожены.

Из учетно-наблюдательного дела на имя ответчика, представленного пенсионным органом, следует, что ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 25.08.1995 по 01.01.2005, при этом, пенсионным органом в период осуществления ответчиком предпринимательской деятельности и после ее прекращения были приняты меры по взысканию с ответчика задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени. Однако, сведений о наличии задолженности ответчика по уплате взносов в Пенсионный фонд, в ФОМС, по уплате ЕНВД, ЕСН, а также пени по указанным налогам (сборам) данное учетное дело не содержит.

Таким образом, судом установлено, что ни Пенсионным органом, ни органом ФОМС, ни налоговым органом никаких решений о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, а также о взыскании указанной в иске недоимки и пени за указанный период (отказе в привлечении к ответственности) не принималось. Сведений об обратном суду не представлено и судом не установлено. Налоговый орган в исковом заявлении прямо указывает, что таких документов у него не имеется. Приведенное законодательство предусматривает, что налоговым органом должны быть соблюдены сроки и порядок взыскания недоимки и пени, установленные Налоговым кодеком РФ. Однако из материалов дела видно, что налогоплательщику налоговым органом вообще не направлялись уведомления и требования об уплате страховых взносов и пеней в период осуществления предпринимательской деятельности.

Поскольку суду вообще не представлено сведений о направлении ответчику уведомления и требования об уплате указанной в иске недоимки, не имеется возможности определить момент истечения срока исполнения самого раннего требования об ее уплате. Вместе с тем судом установлено, что обязанность ответчика по уплате недоимки по страховым взносам, на основании которой и начислялись пени, возникла еще до 2001 года. В связи с введением в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ единого социального налога (взноса) на налоговые органы возложен не только контроль за уплатой единого социального налога (взноса), но и возложена обязанность по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов в различные фонды, образовавшихся на 01.01.2001. Фактически с указанной даты налоговый орган был обязан осуществлять мероприятия по взысканию налоговых платежей и санкций. Налоговый кодекс РФ связывает возможность обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. Таких уведомлений и требований об уплате недоимки и пени, налоговым органом после передачи ему приведенных выше полномочий ответчику не направлялось. Таким образом, начиная с 01.01.2001, налоговый орган обязан был принять надлежащие меры к взысканию с ответчика налоговой задолженности в установленном законом порядке и в сроки, однако, своей обязанности не выполнил. Административное исковое заявление о взыскании с ответчика задолженности по налогам поступило в Удорский районный суд только 18.03.2019, с существенным пропуском срока для обращения в суд.

Изученные судом материалы административного дела позволяют сделать вывод о том, что налоговым органом пропущен установленный законом процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Факт пропуска установленного законом процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций налоговым органом не оспаривался и признавался, что освобождает другую сторону от дальнейшего доказывания приведенных обстоятельств.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Таким образом, при истечении срока, предусмотренного для обращения в суд статьей 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налогов, пени, недоимки не являются бесспорными, в связи с чем, не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства. Возможность рассмотрения мировым судьей вопроса о восстановлении срока на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей, налогов, пени, штрафа, при подаче заявления о вынесении судебного приказа, нормами КАС РФ не предусмотрена. По этой причине налоговый орган одновременно с подачей самого искового заявления обратился в Удорский районный суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

Как следует из материалов дела, налоговый орган поданное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока ничем не мотивировал, каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока, которые были бы убедительными и обоснованными, суду не представил. Исследованные письменные материалы дела и доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что налоговый орган располагал достаточным количеством времени как для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так и для оформления и подачи в суд искового заявления (после введения КАС РФ – административного искового заявления) в установленном законом порядке. Налоговый орган, как орган государственной власти, выполняющий полномочия в сфере налогообложения, является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему известны или должны быть известны правила обращения в суд с заявлениями о выдаче судебного приказа или с иском (административным иском) о взыскании обязательных платежей и налоговых санкций. Пропущенный налоговым органом период не может быть признан разумно необходимым для реализации права на обращение с административным иском в суд. Поскольку каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока суду не представлено и судом таких причин не установлено, оснований для его восстановления не имеется.

Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налогов и сборов, а именно с пропуском срока обращения в суд с административным исковым заявлением без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ установлено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса РФ.

На основании пункта 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся, в том числе, за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: - принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя. Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из внебюджетных фондов, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности. Решение о списании недоимки и задолженности составляется в произвольной форме и должно содержать определенные сведения.

Приведенные нормативные положения также не позволяют удовлетворить заявленные налоговым органом административные исковые требования.

В силу положений части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленный административный иск незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 и 290 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 5 по Республике Коми к Фруктовскому О.Я. о взыскании обязательных платежей и налоговых санкций отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

2а-105/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 5 по РК
Ответчики
Фруктовский Олег Яковлевич
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее