Судья Двирнык Н.В. Дело № 33а-7108/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2018 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.
судей Кучеренко Н.В., Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Журавской Т.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Косенко Натальи Николаевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым, Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственно-аграрное объединение «Массандра», Косенко Анатолий Константинович о признании незаконным и отмене решения, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Косенко Натальи Николаевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Косенко Н.Н. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым от 13 января 2017 года № 01-15/34 об отказе в рассмотрении заявления о передаче в собственность земельного участка, площадью 44 кв.м., по адресу: <адрес>; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым повторно рассмотреть заявление Косенко Н.Н. о передаче в собственность указанного земельного участка, площадью 44 кв.м., по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: объекты гаражного назначения.
Исковые требования мотивированы тем, что что 26 марта 1993 года супругом административного истца - Косенко А.К. было получено решение исполнительного комитета Ялтинского городского Совета народных депутатов № 185 (35) о разрешении на разработку проекта строительства подземных гаражей и производства строительных работ. С момента получения указанного решения был построен гараж по указанному выше адресу. После строительства гаража неоднократно предпринимались попытки зарегистрировать право собственности на него в соответствии с действующим законодательством. Так, в 2005 году Косенко Н.Н. был получен в Ялтинском БТИ технический паспорт на гараж-бокс № 2, общей площадью 34,6 кв.м. Косенко Н.Н. подала заявление в Ялтинский городской совет с просьбой предоставить земельный участок для строительства и обслуживания гаража. Предоставленные документы были согласованы в Управлении главного архитектора, Ялтинской городской санэпидстанции, Управлении экологической инспекции, а также Ялтинским городским управлением земельных ресурсов. Земельный участок и строение – гараж обследованы выезжавшей на место комиссией, по факту самовольного строительства административного истца и Косенко А.К. привлекли к административной ответственности. 10 января 2014 года Ялтинским городским советом было принято решение № 287, которым административному истцу было отказано в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 0,0040 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража, в связи с несоответствием места расположения испрашиваемого земельного участка требованиям градостроительной документации города. 11 августа 2016 года в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Косенко Н.Н. был получен кадастровый паспорт на гараж-бокс 2, кадастровый №. После чего, произведя все необходимые изменения в документации на выделение земельного участка, собрав дополнительные графические материалы и согласовав их, Косенко Н.Н. подала заявление в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу в собственность. 13 января 2017 года Косенко Н.Н. был получен ответ, согласно которого заявление оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием оснований для передачи в собственность или в аренду испрашиваемого земельного участка, отсутствием правоустанавливающих документов на нежилое строение, а также наличием в кадастровом паспорте отметки о самовольно выстроенном строении. Оспариваемое решение административный истец считает незаконным и нарушающим ее права, в связи с отсутствием возможности оформления в собственность строения гаража-бокса 2, поскольку земельный участок, на котором оно находится, не предоставлен в собственность или аренду.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Косенко Натальи Николаевны отказано.
Не согласившись с указанным решением, Косенко Н.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить ссылаясь на то, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, площадью 44 кв.м, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Косенко Н.Н., ее представитель Микляева Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Косенко А.К. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, Федерального государственного унитарного предприятия «Производственно-аграрное объединение «Массандра» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что 13 сентября 2016 года Косенко Н.Н. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 44 кв.м по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – объекты гаражного назначения.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым от 13 января 2017 №01-15/311 заявление Косенко Н.Н. оставлено без рассмотрения, в связи с отсутствием оснований для передачи в собственность или в аренду испрашиваемого земельного участка, так как не представлены правоустанавливающие документы на нежилое строение. Кроме того, в кадастровом паспорте указано, что данное строение является самовольно выстроенным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что учитывая отсутствие у истца права на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, заявление истца Департаментом оставлено без рассмотрения в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, истцом пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК), переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1 статьи 13 Закона № 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Согласно статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. № 78, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 4 решения Ялтинского городского совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, предоставлено на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Как усматривается из материалов дела, решением Ялтинского городского совета от 10 января 2014 года №287 Косенко Н.Н. отказано в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0040 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>, из земель находящихся в ведении Ялтинского городского совета, в связи с несоответствием места расположения испрашиваемого земельного участка требованиям градостроительной документации города.
При этом, действующего решения органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении Косенко Н.Н. на разработку документации по землеустройству, принятого до 21 марта 2014 года материалы дела не содержат, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что письмом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты от 13 января 2017 года № 01-15/34 правомерно оставлено без рассмотрения заявление Косенко Н.Н. о передаче в собственность земельного участка, площадью 44 кв.м., по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав га земельный участок.
Указанное решение вынесено в рамках предоставленных им полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку в соответствии сПорядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. № 313, а также Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», могут быть приняты к рассмотрению заявления о завершении оформления права на земельные участки, на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Кроме того, истцом не оспаривается наличие самовольного строения – гаража на испрашиваемом земельном участке.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Косенко Натальи Николаевны, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: Н.В. Кучеренко
Судья: Н.Р. Мостовенко